Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи изучения дисциплины




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая психология

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

Специальность 030301 - Психология

составлен на основании ГОС ВПО, утвержденных МО РФ

 

Автор учебного методического комплекса:

доцент, Сытько Тамара Ивановна

Санкт – Петербург


СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.. 6

1.1 Цели и задачи изучения дисциплины.. 6

1.2. Организационно-методические указания. 7

1.3 Содержание тем дисциплин. 9

1.4 Рабочая учебная программа дисциплины.. 13

1.4.1 Содержание дисциплины по видам учебных занятий. 13

1.5 Перечень тем семинарских занятий. 15

1.6 Перечень тем для самостоятельного изучения. 16

1.7 Учебно – методическое обеспечение дисциплины.. 18

2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.. 20

2.1 Рекомендации по использованию материалов УМК и проведению лекционных занятий. 20

2.2 Методические рекомендации студентам по конспектированию учебного материала. 23

2.3. Рекомендации по самостоятельному изучению отдельных тем дисциплины.. 25

2.4. Методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий. 52

2.4.1 Общие положения. 52

2.4.2. Планы семинарских занятий. 52

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ.. 63

3.1.Общие рекомендации по проведению контроля качества подготовки студентов. 63

3.2. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ. 63

3.3. Перечень контрольных вопросов к экзамену. 66

3.3.1 Тематика курсовых работ. 68

3.3.2 Тематика дипломных работ. 68

ГЛОССАРИЙ.. 70

ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ.. 72

ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ: «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ». 72

 


 

Учебно-методический комплекс, включает основные требования и организационно-методические указания по изучению дисциплины: «Общая психология», рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, рекомендации к семинарским и практическим занятиям, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, рекомендации по выполнению контрольных работ, порядок проведения контроля качества подготовки обучающихся по дисциплине и содержание контролирующих материалов, глоссарий. Курс знакомит студентов с основными категориями психологии, с важнейшими законами психологической науки.

Целью изучения дисциплины «Общая психология», является формирование у студентов профессионального психологического мировоззрения.

Курс дисциплины «Общая психология» является одним из базовых для подготовки студентов по специальности 020400 «Психология». Знания, полученные в ходе его изучения, необходимы для понимания других дисциплин, а также применимы в ходе написания курсовых и дипломной квалификационных работ. Предлагаемый курс обучения имеет не только академическую направленность, но и конкретно- прикладную - является основой грамотной постановки и решения психологических задач.

Предметом изучения дисциплины ««Общая психология», являются основные факты и закономерности психологической науки.

Задачи курса:

o познакомить студентов с фундаментальными исследованиями, сделанными в области психологии, с базовыми понятиями психологической науки, сформировать профессиональный словарь основных терминов психологической науки, развить умение осуществлять поиск научной информации,

o сформировать у студентов общее представление об основных методологических проблемах психологии, а также о перспективах развития психологической науки.

o создать у студентов представления об основных функциях общей психологии в отношении к смежным дисциплинам и возможностях применения психологических знаний в различных областях жизни.

o научить студентов выявлять нерешенные проблемы и усматривать перспективы дальнейших исследований по каждой теме.

o развить у студентов навыки чтения психологической литературы разного уровня сложности.

o развить умение проводить научные дискуссии и свободно изъясняться на научном языке.

o развить умение разрабатывать и оформлять научные тексты по психологии.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

o иметь представление – об основных исследованиях, сделанных в области общей психологии отечественными и зарубежными психологами.

o знать – теоретический материал по следующим разделам: методологические основы психологии, познавательные процессы, эмоциональные процессы, волевые процессы, личность,

o уметь -свободно оперировать базовыми понятиями общей психологии, самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации в психологической литературе,

o владеть навыками – конспектирования научных текстов, устных выступлений с докладами, участия в научных дискуссиях.

1.2. Организационно-методические указания

Дисциплина «Общая психология» является основой для изучения всех остальных общепрофессиональных дисциплин.

Материал курса имеет межпредметные связи с такими дисциплинами, как:

· философия,

· психофизиология

· физиология ВНД и сенсорных систем

· зоопсихология и сравнительная психология

· экспериментальная психология

· дифференциальная психология

· психология развития и возрастная психология

· психиатрия, психосоматика

Изучение курса предполагает тесное взаимодействие таких видов обучения как лекции, практические занятия и самостоятельная работа.

Лекции знакомят студентов с основными идеями, концепциями, взглядами зарубежных и отечественных ученых.

На практических занятиях студенты знакомятся с методами психологической диагностики, решают психологические задачи, вырабатывают навыки профессионального мышления.

Из ТСО при проведении занятий используются таблицы, раздаточный наглядный материал, видеофильмы, фотоматериалы, материалы из специальной периодической печати.

Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с литературой, пишут рефераты, готовятся к зачету и экзамену.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в формах: устного опроса, оценки выступлений с докладами, обсуждения рефератов.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме экзамена.

Промежуточная аттестация проводится для определения степени достижения учебных целей по дисциплине и проводится в форме контрольной работы или тестирования.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при написании выпускной квалификационной работы и контролируются на итоговом междисциплинарном экзамене по специальности.

Требования к знаниям и умениям в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Студенты после изучения курса должны знать следующие вопросы: природа и качественные особенности психики человека, деятельность человека ее строение и виды, деятельность и сознание. Высшие психические функции и их социальная природа, потребности, мотивы, эмоции и воля, личность, индивидуальность, характер, структура личности и движущие силы ее развития, психофизика и психология ощущений и восприятий, мышление его формы и стадии развития, специфика естественного и искусственного интеллекта, виды и функции речи феноменология и закономерности функционирования внимания и памяти.


1.3 Содержание тем дисциплин

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

1.1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. Место психологии в системе наук. Значение психологии как интегратора знаний о человеке и фундамента будущего человекознания. Предмет психологии Классификация психических явлений. Психические процессы, состояния, свойства личности.

1.2. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ. Классификация отраслей психологии. Задачи психологии в области здравоохранения, образования, производства, социальной работы и пр.

1.3.ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Уровни психической организации человека. Понятие об индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности. Понятие «Универсум»

1.4. ПСИХИКА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. Определение психики. Психические явления и психологические факты. Функциональная структура психики в психологических понятиях. Формы психических явлений: психические процессы, свойства и состояния.

1.5. НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. Становление предмета психологии. Предмет психологии – частная проекция психического как целого. Научные школы в психологии. Психология сознания. Бихевиоризм как наука о поведении. Психоанализ как учение о бессознательной психике. Гештальт - психология как учение о целостности психических явлений. Понятие «самоактуализация» в гуманистической психологии. Человек - познающий в когнитивной психологии. Психология деятельности.

1.6. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Субъективные и объективные методы исследования в психологии. Классификация методов исследования по Б.Г. Ананьеву. Наблюдение. Самонаблюдение. Опрос. Беседа. Интервью. Анкетирование. Эксперимент. Психологическое тестирование.

1.7. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ Системный подход как ведущий методологический принцип современной науки. Применений системного подхода к описанию психических явлений. Принципы системного подхода. Проблема закона в психологии. О системной детерминации поведения и психики.

1.8. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИКИ Нейрофизиологические основы психики. Проблема локализации функций в коре больших полушарий. Корково-подкорковые взаимоотношения. Основные блоки центральной нервной системы по А.Р. Лурия. Ассиметрия полушарий. Концепция билатерального регулирования Б.Г.Ананьев. Психофизическая проблема.

1.9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ. Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Раздражимость и чувствительность. Стадии развития психики. Роль психического отражения в приспособлении живых организмов и эволюции поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.