Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные общественные отношения




Информационные общественные отношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационными общественными нормами. Являясь разновидностью социальных отношений, они содержат все их основные признаки. При этом информационные общественные нормы регламентирует поведение субъектов общественных отношений и обеспечивают корреспонденцию их взаимных обязанностей, а также их социальную ответственность. Другими словами, информационные общественные отношения являются средством перевода общих социальных норм в конкретные субъективные обязанности участников общественных отношений. Они отражают особенности применения публично-правовых и гражданско-правовых методов регулирования при осуществлении информационных прав и свобод граждан, учитывая при этом специфические особенности и юридические свойства информации и информационных объектов.

В рамках информационных отношений можно выделить два аспекта — общественный и общественно-правовой. Первый связан с особенностями реализации информационных свобод. Второй — с необходимостью обеспечения информационных конституционных прав граждан, а также необходимостью создания и применения государственных информационных систем и средств их обеспечения, также как и средств и механизмов информационной безопасности. Таким образом, с точки зрения рассматриваемых отношений информационное общество является формой, которая позволяет наиболее полно осуществлять информационные права и свободы гражданина, предоставляя ему качественное и эффективное информационное обеспечение и защищая от опасной информации или дезинформации. Основой целью реализации информационных свобод является создание условий для построения свободного, демократичного общества и формирования на его основе гармоничной личности.

В результате этого формируются ряд норм информационных отношений. Прежде всего это приоритетности прав личности, согласно которым признание, соблюдение и защита человека — важнейшая обязанность государства. Соответственно, предусматривается свобода производства и распространения любой информации. По сути это составляет основу демократического общества, и ограничение возможно только в исключительных случаях, например, в случае военных действий.

Важнейшим моментом является запрещение производства и распространения информации, представляющей угрозу для личности, общества или государства. Особо следует подчеркнуть необходимость соблюдения нормы открытости информации. Другими словами, ни одна государственная структура не может ограничивать доступ к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией. Очень важная норма — оперативность предоставления информации, которая редко рассматривается в таком качестве. А важность ее принципиальная. Это означает, что любая организация, производящая информацию, должна собирать и хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять ее в установленные сроки потребителям. Сегодня уже ясно, что задержка информации может нанести существенный урон как отдельным личностям, социальным группам, так и обществу в целом в экономическом, политическом, нравственном и плане.

В качестве важнейшей нормы информационных отношений можно безусловно назвать отчуждение информации от ее создателя. Сущность данной нормы обусловливается тем, что субъекты, получившие информацию, в дальнейшем также несут ответственность за неправомерное использование ее содержания. В этом плане особое место занимает такая категория, как обособленность информации от ее создателя, которая заключается в том, что информация, будучи обнародованной, становится частью большого информационного поля. Реализация этой нормы предполагает регулирование отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов всех участвующих в нем субъектов. Сегодня уже можно и необходимо говорить о правах собственника информации. Все они обладают традиционными правами на информационные объекты при обязательном соблюдении соответствующих обязательств относительно содержания информации. Одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания и объективно может принадлежать одновременно неограниченному кругу пользователей.

Для анализа возьмем модель информационной сферы, в которой выделяются следующие основные правовые группы субъектов информационных отношений: производители, или создатели, информации; обладатели информации (информационных объектов); потребители информации. Данная модель дает возможность исследовать поведение субъектов информационных отношений в зависимости от способов производства и организации информации (а также информационных объектов) и тем самым классифицировать информационные отношения. Очевидно, что наиболее значимой группой информационных общественных отношений являются их субъекты — потребители информации. Выступая в роли потребителей информации, они реализуют свое конституционное право на поиск и получение любой информации, за исключением информации ограниченного доступа (порядок доступа к которой оговаривается особо). Одновременно потребители информации вступают в отношения с теми ее производителями, которые действуют во исполнение возложенных на них обязанностей по производству и распространению информации (в первую очередь, к ним относятся государственные структуры). Подчеркнем, что потребители информации несут всю полноту ответственности за искажение или неправомерное использование полученной информации.

Поскольку информационное пространство приобретает глобальный характер, то для него уже во многом не существует геополитических и географических границ государств, оказывается возможным столкновение национальных законодательств. Данное противоречие, однако, можно снять при создании новейшего международного информационного законодательства. Западноевропейские державы склонны рассматривать единственным выходом в данной ситуации правовой контроль над информационным пространством вкупе с самоорганизацией сети. Надо сказать, что такое желание продиктовано, с одной стороны, необходимостью признать очевидное: ведь большая часть государств по тем или иным основаниям в принципе не обладает нужными юридическими инструментами, которые позволили бы поддерживать в порядке содержание глобальной паутины. Как показывает опыт, к решению любых противоречий, касающихся информационной деятельности в сети, в основном, привлекаются законодательные нормы тех территорий, на которых выявлены злоупотребления. Парадоксально, что некоторые поступки, осуществляющиеся в виртуальном пространстве, выглядят приемлемыми с точки зрения закона в пределах одного государства, но нелегитимны в другом. С другой стороны, принимается во внимание утверждение (вполне основательное) о том, что возможности Интернета еще не до конца использованы, поэтому излишняя суета и попытки правового урегулирования в данной сфере могут затормозить его развитие.

В связи с учетом всего вышесказанного разорвать порочный круг всевозможных опасений, по мнению экспертов из Западной Европы, можно, лишь разработав стандартные для всех стран пути правового урегулирования вопросов информатики. Начальные шаги в данном направлении уже предпринимаются. Так, в королевстве Великобритании одобрен кодекс поведения в виртуальной среде, и даже появилась следящая за его соблюдением независимая структура — фонд Безопасная сеть. Последний занимается, по большей части, критериями оценки содержания. Подобные попытки осуществляются также в Германии, Голландии и некоторых других странах.

Итак, мы видим, что информационное общество, по существу, становится новейшей средой обитания, своеобразной платформой деятельности государств, общества, различных социальных групп и образований, а также и личности.

Зададимся вопросом, можно ли отнести такое сложное явление, как информационное общество и информационное пространство, к правовым системам? Ответить на этот вопрос поможет определение данного понятия, данное законодателем. В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» мы читаем: «Информационная система — это организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в том числе с применением средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы» (ст. 2).

В настоящей статье также указано, что «средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий — это программные, технические, лингвистические, правовые и организационные средства, применяемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию». Следовательно, в состав информационного пространства включаются информационные технологии и упорядоченная совокупность документов, регламентирующих деятельность провайдеров и права пользователей. Средствами обеспечения такой автоматизированной информационной системы являются организационные, правовые, лингвистические, технические, программные и прочие средства.

В информационной среде, как и в обыденной жизни, как мы уже отмечали, функционируют и взаимодействуют разнообразные субъекты. Результатом их взаимодействия могут стать, в том числе, юридические последствия. В связи с этим на повестку дня выносится такая важная задача, как правовое урегулирование коллективных отношений в информационном обществе, ибо правовые отношения могут осуществляться только между социальными субъектами общества и различных социальных образований. Иначе говоря, появляется так называемое право информационной социальной среды, основой которой является специальное и особое информационное право.

Что же представляет собой информационное общество с позиции права? Существуют две точки зрения на данный вопрос. Одна из групп экспертов полагает, что право рано или поздно займет достойное место в информационной сфере, необходимо только будет учитывать юридические свойства объектов и специфику их отношений с субъектами информационного пространства. Вторая группа настаивает на том, что Интернет является уникальной средой, к которой право в принципе не может применяться или же применяться в ограниченном объеме. При этом ни те, ни другие до сих пор не проводили детального системного анализа существующей информационной среды с целью выявления общественных отношений, подлежащих правовому урегулированию, и, самое главное, механизмов подобного урегулирования. Чтобы установить значение и место

права в информационной среде, необходимо, прежде всего, осмыслить, что она собой представляет, какие порождает взаимоотношения и следующие им юридические последствия.

Посмотрим, что есть информационное пространство с юридической точки зрения, а для этого, в первую очередь, постараемся выяснить, является оно субъектом права либо его объектом. Итак, может ли глобальная информационная сеть считаться объектом общественных отношений? Мы видим, что вся совокупность средств связи, информационных ресурсов и оборудования, которая в целом составляет информационное общество, никоим образом не обособлена, т.е. у нее нет единого определенного хозяина, или собственника. А поскольку нет хозяина, она не может являться объектом права, как считают некоторые юристы.

В таком случае можем ли мы полагать информационное пространство субъектом права? Совокупность информационных ресурсов и оборудования представляет собой, как было указано выше, сформированную определенным образом структуру, а точнее — автоматизированную информационную систему, представленную в виде информационной среды. Тем не менее, данная система в общем не является организацией либо объединением в привычном смысле этого слова, она неправомочна вступать в отношения с какой-либо другой структурой. Собственно говоря, еще одной структуры подобного ранга, кроме анализируемой, не существует. Учитывая все вышесказанное, можно сказать, что информационное пространство имеет ограниченные возможности обладать качествами субъекта или объекта права. Но в то же время право не только может, но и обязано включать в свою область и юрисдикцию информационное пространство или его части и в целом все информационное общество.

Последнее обусловливается тем, что имеется огромное количество объектов информационного пространства, принадлежащих определенным лицам (на праве владения или собственности), а также огромное число субъектов, вступающих друг с другом в правоотношения по их поводу. Интернет, следовательно, можно соотнести с обыкновенной вещественной средой, т. е. с нашей обыденной жизнью, в которой мы с вами совершаем ряд привычных действий. Постоянно общаемся друг с другом, ходим на службу, исполняем определенные обязанности; занимаемся научной, литературной, коммерческой и прочей деятельностью. Обучаемся в колледже, в университете, повышаем свою квалификацию; проводим досуг, поправляем здоровье; разыскиваем и продаем товары и услуги и т.п. Само собой разумеется, для того, чтобы воплощать в жизнь подобные операции, мы вступаем в некоторые отношения с субъектами реальности. Тот же порядок действий и те же взаимоотношения мы наблюдаем и в информационном пространстве. Только там мы покупаем или обмениваемся исключительно только информацией. В научной литературе и естественно, в практике информационных отношений часто эти две реальности и две системы отношений путаются.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что информационное пространство в настоящее время является такой же средой нашего обитания, как и любая другая среда. Изучать ее следует при помощи методов информационного подхода — правовой информатики. Только необходимо определить типы информационных отношений во всех областях рассматриваемой сферы и проанализировать поведение субъектов в информационном пространстве. При изучении правовых проблем информационных отношений необходимо основываться, прежде всего, на действующих нормах законодательства.

Сопоставив информационные отношения в информационной сфере, можно увидеть, что они обладают рядом различий. Это объясняется тем, что в различной информационной среде физические свойства информации изменяются, в результате чего она становится особенным объектом отношений. Важным аспектом, в данном случае, являются формы и условия предоставления информации. Все это, безусловно, затрудняет процесс оформления и предоставления документов в электронном виде и, прежде всего, именно официальных документов. Необходимо разработать новые правовые способы утверждения подлинности документа информационной сферы. Справиться с данной проблемой поможет возникновение механизма цифровой подписи, который позволит формировать электронные документы даже с большей гарантией их достоверности, чем при использовании бумажного носителя.

Следовательно, путь урегулирования отношений в информационной среде лежит в области нормативных актов законодательства в информационной области. Прежде всего это законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере, формировании и использовании информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения; законодательство об информации ограниченного доступа и о реализации права на поиск, получение и потребление информации; законодательство о документированной информации и об информационных ресурсах и некоторые другие.

Многие акты указанных направлений российского законодательства могут быть модифицированы и дополнены с учетом специфики информационного пространства и служить прекрасным инструментом правового урегулирования. Кроме этого первостепенным является сотрудничество стран по вырабатыванию актов международного законодательства в области использования информационного пространства и, в частности, сети Интернет. Только решение вопросов на глобальном уровне может помочь урегулировать отношения, зарождающихся в информационной среде, не имеющей географических границ и аналогов в истории.

Общественные отношения, которые зарождаются между производителем услуг и информации, с одной стороны, и, потребителем информации — с другой, наиболее часто регулируются классическими нормами публичного или гражданского права. Первые базируются на отношениях административного или конституционного характера, вторые — на классических договорных отношениях. При этом основные сложности урегулирования связаны, во-первых, с защитой содержания получаемой информации; во-вторых, с защитой потребителя от некачественной и опасной информации; в-третьих, с защитой свобод и прав индивида в информационной сфере. Наиболее значимым и спорным с позиций урегулирования часто являются ввод и распространение первоначальной информации в виде текстов, рисунков, банков и баз данных, а также защита авторских прав на данные объекты в информационном пространстве. Можно выделить следующие проблемные зоны, связанные с распространением электронных документов:

• доказывание права авторства информации;

• обнаружение и доказывание факта распространения контрафактных экземпляров;

• идентификация содержания электронного документа с его творцом;

утверждение факта и даты ввода в Интернет подобного документа;

• определение и фиксирование понятия электронного документа.

Информационные отношения, связанные с эксплуатацией информационных объектов и учреждением режима их функционирования, как правило, регулируются соответственными предписаниями и нормами административного права. Обязанностью государства является учреждение прежде всего государственных информационно-телекоммуникационных систем и обеспечение их эксплуатации. Это позволит создать государственные информационные ресурсы, на базе которых будут осуществляться права любого гражданина на отыскание, приобретение и употребление требуемой ему информации.

Поведение всех субъектов информационных правоотношений можно проанализировать и с точки зрения информационной безопасности государства и общества, в таком случае к ним относятся и государственные структуры, традиционно обеспечивающие подобную безопасность. Ни для кого не секрет, что Интернет употребляется в криминальных целях. В частности, к ним можно отнести правонарушения, в которых информационные сети употребляются в качестве каналов связи. К данной группе относят информацию незаконного либо потенциально вредного содержания (порнографию, призывы к расовой дискриминации, насилию и т.д.). К ним также можно отнести и правонарушения, направленные на нарушение информационных сетей и систем обрабатывания информации. В настоящую группу включают несанкционированный компьютерный доступ к информационным ресурсам, часто сопровождающийся трансформацией или разрушением данных. Также сюда входят случаи употребления сети Интернет в качестве средства реализации противозаконной деятельности.

Поскольку в информационном пространстве помимо разнообразных злоупотреблений встречается довольно много нарушений в области прав и свобод гражданина, борьбу с ними, в целом, необходимо сосредоточить на защите интеллектуальной собственности, репутации, тайны личной жизни, информации и информационных ресурсов, человеческого достоинства, несовершеннолетних граждан, национальной безопасности и пр.

В контексте нашего анализа особый интерес представляет информация, которая готовится и распространяется СМИ и Интернетом с целью информирования населения. Такая информация, как правило, объединяется одним понятием — «массовая». В процессе производства массовой информации реализуются следующие права участников информационных отношений: право любого члена общества на защиту чести и достоинства; право журналиста, редакции, издания и т.д. на создание массовой информации; право автора интеллектуальной собственности на распространяемые СМИ результаты его научной и творческой деятельности. Однако помимо прав участники информационных отношений имеют и ряд обязанностей, к числу которых, в первую очередь, относятся: обязанность СМИ по оперативному, достоверному и полному информированию населения; обязанность государства по обеспечению свободы слова и обязанности потребителя не использовать полученную информацию во вред кому-либо в процессе ее пользования и вольного или невольного тиражирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 5046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.