Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие ремесел и торговли. 1 страница




Возникновение древнеегипетской культуры (IV тыс. до н. э.) относится к периоду формирования рабовладельческого строя. Основой хозяйства Древнего Египта были ирригационное земледелие и скотоводство. Значительного развития здесь достигли строительство, камнеобделочное и гончарное ремесла, арифметика, астрономия, геометрия.Успехи древних египтян и сегодня наглядны в пирамидах. Во времена строительства пирамид египтяне знали такое число как миллион. Оно изображалось фигуркой человека с поднятыми от изумления руками, за человеком виднелось изображение пирамиды. Потом это число забыли. История сохранила 36 оригинальных математических текстов Древнего Египта. Это, в основном, задачи на вычисления, связанные с практикой. Египетские математики определили отношение длины окружности к диаметру (число пи), создали формулы для вычисления объема усеченной пирамиды с квадратным основанием, площадей кругов и треугольников, прямоугольников и трапеций.

Мировоззрение людей древнего мира было неотделимо от мифологии - попытки образно осмыслить природу и ее проявления. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоциональность воспринимаемой окружающей среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и, вместе с тем, разграничение героического прошлого и настоящего. Миф включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, появление на Земле человека. Миф по-своему регламентировал поведение членов племени, обеспечивал своеобразную гармонию в отношениях между миром и человеком, объяснял различные явления природной и социальной жизни - гром и молнию, дождь и снег, войну и эпидемию и т. д.

Этика - (греч. ethos - привычка, обычай) - наука о морали. В качестве составной части философского знания она существует с древности, когда этика выделилась из недр нравственного массового сознания и получила теоретическое оформление в целях регулирования межличностных и групповых отношений людей. Мораль как форма общественного сознания использует формулируемые в этике категории и понятия: добро и зло, справедливость и несправедливость, честь, достоинство, сострадание и другие, в которых нашел свое отражение многовековой опыт нравственного развития человечества.

Логика - наука о законах и формах мышления, путях познания истины возникла в глубокой древности. По праву основоположником этой науки считается Аристотель. В современных условиях различают логику формальную, диалектическую и математическую или символическую.

Исторически сложились два основных метода в философии - диалектика и метафизика. Суть диалектики состоит в том, что она рассматривает все вещи, их свойства и отношения, а также все формы их отражения в сознании человека во взаимной связи и развитии. Следовательно, основными принципами диалектики, составляющими ее стержень, являются принципы всеобщей связи и развития. В противоположность диалектике, метафизика рассматривает все вещи, их свойства и отношения, а также их мысленные отражения как отдельные, неизменные, раз и навсегда данные, следовательно, вне их связи и развития.

Известны две формы идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм исходит из первичности духа, который существует объективно, независимо от индивида, его сознания. Таким духовным первоначалом называется бог, мировой разум, абсолютная идея, мировая воля и т. п. (Платон, Гегель, неотомисты). Для субъективного идеализма характерно признание сознания субъекта в качестве первичного, определяющего субъективный дух - явление доприродное, творящее все сущее (Беркли, Юм, Мах, неопозитивисты, экзистенциалисты).

Идеализм стоит на противоположной позиции, считая, что развитие мира определяется духовным началом. Существовали в истории философии и такие философы, которые признавали равноценность, равноправие двух начал - духа и материи, идеального и материального. Их называют дуалистами (от лат. dualis - двойственный). Один из крупнейших его представителей - французский философ XVII в. Р. Декарт.

Религия - это форма мировоззрения, основу которого составляет вера в существование сверхъестественных сил и признание главенствующей роли сверхъестественного мирового начала в мироздании и жизни людей. Внешней формой проявления веры служит культ - система утвердившихся ритуалов и обрядов. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолеть исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного, придать смысл и значение, своеобразную устойчивость человеческому бытию.

Религия - сложное явление духовной культуры. В рамках религиозного сознания возникли нравственно-этические представления и идеалы, которые помогали развитию духовности человека, способствовали формированию общечеловеческих ценностей. Но история знает также, что нередко религиозное мировоззрение проявляется в форме фанатизма и непримиримой вражды к людям другой веры. Поэтому религию нельзя оценивать однозначно.

Близость философии и религии состоит в том, что они являются общественно-историческими формами мировоззрения, решающими сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание и поведение людей. Но велико и их различие. Многие сотни лет философски мыслящие люди составляли малую часть в общем числе религиозных людей. Прочным фундаментом философии становится понимание мира и человека с позиций разума и знаний. Для философской мысли характерно свободомыслие. Так мыслить способны только образованные, сильные духом люди. Большинство же черпало свои мировоззренческие установки из религиозных источников. Всякая религия опирается на веру и не допускает отклонений от своих Священных писаний и преданий, критику религиозных авторитетов и догм. У религии всегда готов ответ на любые вопросы бытия, она не допускает сомнения. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом философия получила широкое распространение.

Таким образом, мифология и религия дают человеку своеобразное представление о мире и о его месте в мире. Миф и религия сплетаются с жизненно практическим мировоззрением и придают ему определенную устойчивость, которая, однако, обусловлена не логическими, а ассоциативно-образными связями. Возник- новение философии как особого вида мировоззрения связано с переходом от чувственных мифологических и религиозных образов к понятиям и от ассоциативных связей - к логическим. Для того чтобы уяснить сущность философского мировоззрения, его роль в познании окружающего нас мира и практической деятельности людей, необходимо ответить на вопрос: в чем состоит потребность общества в философском знании и какова его специфика?

Философия возникла в VII - VI вв. до н. э. в Индии, Китае и Греции (независимо друг от друга). Основой этого процесса стала потребность людей в понимании мира как единого целого. Объективное положение человека в системе бесконечного мира таково, что он реально поставлен в отношение к миру в целом, а не к его отдельным фрагментам, частным областям или свойствам. Философия с момента своего зарождения стремится осмыслить мир с точки зрения его целостности и единства. Философия выступает синтезирующей формой познания. Она как особый способ духовного освоения мира, есть теоретически сформулированное мировоззрение и исторически первая форма теоретического знания.

Объективное единство мира находит свое выражение во всеобщих законах его развития. Философия раскрывает, исследует эти всеобщие законы развития природы, общества и мышления. В отличие от частных наук философия изучает не отдельные стороны, свойства и отношения, присущие различным предметам и явлениям мира, а наиболее общие для всех предметов и явлений свойства, отношения и связи. Для обозначения этих свойств, отношений и связей она вырабатывает соответствующие им логические понятия - философские категории: бытие, сознание, отражение, движение и другие. Философское мировоззрение выступает именно в категориальной форме. Отличительной чертой законов и категорий, исследуемых философией, является наивысшая, предельная степень их общности. Философия схватывает сущность мира и его познания в наиболее общих и принципиальных чертах. Отличительной особенностью философского познания в противоположность мифологии, религии, а также обыденному сознанию является его доказательность, логическая обоснованность и аргументированность.

Сравним философское и жизненно практическое мировоззрение. Выше уже говорилось, что последнее представляет собой обыденный уровень мировоззрения. Оно существует в форме здравого смысла, рассудка и, как правило, сориентировано на практические вопросы. Нельзя отрицать его значения в жизни людей. Сформировавшиеся на основе повседневного практического опыта представления людей о мире, о смысле жизни, о добре и зле, о счастье и т. п. в определенной степени определяют их социальную ориентацию и программу действий. Но эти взгляды не являются в достаточной степени продуманными, последовательными и систематизированными. Они ограничены и не защищены от ошибок и негативных влияний. Для иллюстрации этого сравним, например, два соседствующих и соперничавших друг с другом в середине первого тысячелетия до нашей эры города-государства (полисы): Афины и Спарту. Один греческий народ, один одноименный язык, но насколько неравноценен след, оставленный ими в истории.

В те времена Афины были сильным и цивилизованным городом-государством, оказавшим огромное влияние на весь ход развития человечества. Афины - это Анаксагор и Перикл, Сократ и Платон, Аристотель и Эсхил, Софокл и Еврипид, Фидий и Аристофан; это Академия и Лицей; это самобытная философия, классическое искусство и продуманная система образования. Афины (вместе с полисами Милетом, Эфесом, Абдерами, Элеем и др.) - общепризнанное греческое чудо - колыбель западной культуры и цивилизации.

Что же представляла собой и что оставила после себя Спарта? Суровое воспитание молодежи, муштра, подавление естественных чувств и эмоций в угоду режиму. Граждане Спарты не имели возможности для творчества, для духовного развития личности. В этом городе воспитывались отличные воины и гимнасты, но в нем не было ни художников, ни мыслителей, ни поэтов. Воинствующая Спарта не нуждалась в творческих личностях, каждый знал, в чем его долг, от каждого требовалось только выполнять указания руководителей.

Афиняне же позволяли себе роскошь творчества и дискуссии, несогласия и сомнения. Все это и породило философскую мысль, которая для них и последующих поколений стала важным социальным феноменом. Но уже Аристотель, предвидя вопросы о пользе философии, подчеркивал, что от философии не нужно ждать практической пользы, то есть решения каких-то прикладных задач. Ибо философия - это не тактика, а стратегия человеческой жизни; она есть удел свободного человека. Поэтому она нужна только такому обществу, в котором ценят свободу, в котором люди осознанно берут на себя груз ответственности за свой выбор, за свои решения.

Древнегреческие мыслители указывали на два источника философского знания. Один из них назвал Аристотель, другой - Сократ. Все наше знание, считал Аристотель, а философское в особенности, обязано своим происхождением счастливой способности удивляться. Чем богаче, сложней духовный мир личности, тем сильней развита у нее эта способность искренне, естественно переживать радостное волнение от встречи с еще не познанным, не разгаданным. Способность удивляться, любознательность - драгоценное свойство человека, наполняющее его жизнь высоким смыслом, ожиданием все больших радостей от свободной игры ума.

Но человек не только познает мир. Он живет в нем. Человеческое отношение к миру (и к себе самому) есть переживание, а самым глубоким и сильным из них является переживание неизбежности смерти. Сократ именно смерть называл вдохновляющим гением философии. Из всех живых существ только человек знает о неизбежности собственной смерти, и это знание заставляет его думать о смысле жизни, то есть философствовать. Это придает философии трагическую и возвышенную тональность: философия это своеобразный ответ на вызов судьбы человека, единственного в мире мыслящего существа, знающего о своей кончине. Философские аргументы способствуют преобразованию стихийно сложившихся у людей взглядов в более тщательно продуманное, обоснованное миропонимание, создают прочную основу для их жизненной позиции. Таким образом, возникновение философии означало появление духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, их верованиями, идеалами, надеждами.

В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль представляет собой принципиально иной тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали разум, интеллект. С одной стороны, реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства вытеснили фантастический вымысел, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование. Так формировалось философское мировоззрение, включающее в себя и первые научные знания - математические, астрономические, медицинские. Оно вначале было таким же целостным, как миф, но в отличие от мифа было абстрактным и рациональным. Само понятие мудрости, с которой связывали древние греки философию, несло в себе возвышенный, не будничный смысл: мудрость противопоставлялась обыденному разумению и рассудительности как стремление к совершенно особому интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким образом, не только прогрессирующее отмежевание от мифологии и религии, но и разрыв узких рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности.

 

Вывод. На мировоззрение современного человека оказывают влияние и религия, и мифология (которая так же как и религия не ушла из общественной жизни), и философия. Философия - это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности природного и социального бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла жизни.

 

2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

 

Итак, философия является теоретической основой мировоззрения. Она представляет собой особый вид духовной деятельности, но, строго говоря, философия не является наукой, по крайней мере, в том смысле, в каком мы считаем наукой математику, химию, физику, биологию и т. п. Каждая наука рассматривает не мир в целом, а лишь определенный его фрагмент, определенную сторону, ограниченный образ, пользуется специальными методами, опирается на эксперимент и точные наблюдения, пользуется приборами и т. д. Ничего подобного нет в сфере философии и философского познания, но это нисколько не умаляет достоинства философии. Существуют и другие социально значимые формы деятельности, такие как искусство, политика, религия, право и т. д., которые, не будучи наукой, заслуживают самого пристального внимания и оказывают огромное влияние на развитие общества, формирования сознания человека и его культуры.

Вместе с тем, нельзя отрицать связи философии с наукой и наличия у ряда философских школ четко выраженных признаков научности. Как и научное знание, философское знание является систематическим, последовательным. Как и наука, философское знание организовано, и одни его положения должны следовать из других в соответствии с правилами логики. Как и научные знания, философские знания доказательны. Они опираются не на веру, не на мистические откровения, не на настроения или эмоции, а на обоснованные аргументы. Как и наука, философия стремится к истине. Она вырабатывает знания, объективные и не зависящие от произвола и дающие нам информацию о реальных явлениях, процессах и отношениях. Но этим сходство исчерпывается. Перед философией стоят особые задачи, которые не решает и не может решить ни одна наука. Философия только тогда и в той мере может быть полезна ученым, политикам, юристам, педагогам, деятелям искусства, в какой она решает свои собственные задачи. Во всех сферах деятельности и особенно познания неизбежно возникают философские проблемы, от решения которых во многом зависит их состояние и развитие.

Как отмечалось выше, философия, как миф и религия, уходит своими корнями в жизненно-практическое мировоззрение и решает те смысложизненные проблемы, которые постоянно встают перед людьми. Решение интересующей философа проблемы обычно связано с новой интерпретацией некоторого круга философских понятий и утверждений. Поэтому в зависимости от уровня развития философии в том или ином обществе, традиций рассмотрения философских проблем, общего уровня культуры в той или иной стране имеются различные философские системы, рассматривающие различные вопросы, связанные между собой. К ним можно, например, отнести проблему соотношения единого и многого, знания и веры, проблемы добра и зла, человеческой свободы и т. п.

Рассмотрим, например, важный онтологический вопрос об отношении мышления к бытию, его порой называют краеугольным вопросом философии. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что такой "краеугольный камень" есть в каждой философской системе. Смысл главного онтологического вопроса заключается в признании двух типов реальности - объективной, материальной и субъективной, идеальной, из которых одна предшествует другой и порождает ее. Материя предшествует сознанию, или, наоборот, сознание предшествует материи? Материя на определенном уровне своего развития порождает свой высший цвет - разум, или, наоборот, мировой дух творит материальный мир? А может быть, они сосуществуют как равноправные субстанции?

Материализм за исходное берет мир, существующий объективно, независимо от сознания человека. Объяснение мира из него самого - таков мировоззренческий и методологический принцип материализма.

Такое деление, однако, не означает, что между двумя направлениями в онтологии - материализмом и идеализмом - существует абсолютное противоречие. Наоборот, материализм и идеализм - это взаимосвязанные стороны единого процесса развития философского знания. В зависимости от решения вопроса что первично, философов можно разделить на материалистов и идеалистов.

В своей эволюции материализм и идеализм прошли длительный путь, в процессе которого сложились определенные их разновидности. Различают, например, материализм древних мыслителей (Демокрит, Гераклит, Эпикур), метафизический материализм XVI - XVIII вв. (Бэкон, Спиноза, Дидро, Гольбах, Гельвеций), диалектический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин).

Второй аспект обозначенного выше онтологического вопроса связан с гносеологией и ответом на вопрос: познаваем ли мир? Большинство философов и, прежде всего материалистов, дают положительный ответ на него, т. е. признают принципиальную возможность познания мира. Но наряду с ними есть философы, которые отрицают познаваемость мира. Философское учение, отрицающее возможность познания мира, называется агностицизмом (греч. "а" - не, "гносис" - знание). Элементы агностицизма в форме скептицизма возникли еще в древнегреческой философии, а свое классическое оформление агностицизм получил в философских системах Д. Юма и И. Канта.

С решением вышеназванных проблем онтологии и гносеологии связаны не менее значимые вопросы, имеющие отношение к другим разделам философии: этике, эстетике, философской антропологии, социальное философии и т. д. Важнейшими вопросами для социальной философии, например, являются вопросы развития социума как одной из подсистем мира; для этики - вопросы о природе и происхождении морали, о том, что такое добро и зло; для философской антропологии - о том, что есть человек и каково его место в мире. То есть, в каждом разделе философии есть свой основной вопрос, несколько ведущих проблем, решение которых оказывают влияние на другие философские системы, философию в целом.

Но философия - это не только мировоззрение, но и метод (от греч. - путь исследования, теория, учение). В чем его специфика? Под философским методом, прежде всего, понимается способ построения и обоснования системы философского знания. В отличие от методов частных наук, этот метод имеет всеобщий, универсальный характер. Мы уже выяснили, что мировоззренческое знание, вырабатываемое философией, есть итог, результат познания мира и места человека в нем. Поэтому метод философии можно также определить как совокупность принципов и приемов теоретического и практического освоения действительности, теоретической и практической деятельности человека.

Здесь необходимо отметить, что к оценке метафизике необходим конкретно-исторический подход. Она имела свое историческое оправдание в тот период, когда наука по крупицам собирала материал для последующих обобщений. Но в целом вся история познания, особенно современного, убедительно доказывает, что адекватным философским методом является диалектика.

Следует отметить, что, как и всякое знание, философия в своей эволюции прошла длительный путь, который сопровождался формированием ее основных, относительно самостоятельных частей (разделов) и направлений. Их целостность и составляет философию. В узком смысле слова она традиционно включала онтологию, гносеологию и социальную философию, а в широком смысле в нее входят еще логика, этика, эстетика, история философии. Относительно самостоятельное значение имеет такой философский раздел, как философская антропология (учение о человеке). Большое значение для теории и практики имеет философская теория ценностей (аксиология). Существуют также многочисленные философские истолкования крупных социальных явлений действительности, такие как философия культуры, науки, религии, политики, государства и права и пр.

Кратко охарактеризуем основные элементы структуры философии.

Онтология (греч. ontos - сущее и logos - учение, слово) - учение о сущем, о бытии как таковом, т. е. исходная, наиболее общая философская категория. Она стала разрабатываться в древнегреческой философии еще в VI-V вв. до н. э., хотя сам термин "онтология" появился в работах немецких авторов лишь в XVII-XVIII вв. В античной и средневековой философии бытие рассматривалось в рамках метафизики как некие познаваемые лишь умом, а не чувствами неизменные метафизические основания или начала всего существующего.

Гносеология (греч. gnosis - познание и логос) - теория познания. В этом разделе философии раскрывается проблема взаимоотношения познающего субъекта и познаваемого объекта; устанавливаются источники, принципы и формы, средства и методы познания; содержится учение об истине и ее критериях. Гносеология рассматривает один из коренных вопросов философии о познаваемости мира, сущности вещей, явлений и процессов.

Социальная философия (лат. socialis - общественный) - один из основных разделов философии, посвященный изучению общества как определенной макросистемы и ее основных сфер: материально-производственной, собственно социальной, политической и духовной. Общество (социум) в философии рассматривается именно в системном интегральном плане, с точки зрения его возникновения (генезиса), движущих сил и тенденций развития; сословной, национальной, классовой, конфессиональной и других структур; роли народных масс; социальных общностей и личностей в историческом процессе. Важными составными частями социальной философии являются теории социального прогресса, учение о цивилизации. В ней широко представлены социальные аспекты науки и культуры, активной деятельностной природы человека, социальные источники и функции религии.

Эстетика - (греч. aisthetikos - чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) - философская наука о принципах и закономерностях художественного освоения человеком действительности. Формирует мировоззренческие представления о красоте, прекрасном и возвышенном, служит теоретическим основанием различных видов искусств, их специфических проявлений и форм. Эстетика в своем развитии прошла значительный путь, особенно в условиях античности, в эпоху Возрождения, в Новое и Новейшее время. В реальной жизни людей большое значение имеют эстетические идеалы, чувства, переживания, вкусы (например, чувства гармонии, симметрии, меры).

История философии - раздел философии, в котором раскрываются возникновение, становление и последовательное развитие философских взглядов. Она описывает и оценивает эволюцию разных философских представлений и идей, школ, течений и направлений; выявляет закономерности, этапы периоды и эпохи в развитии философского знания в целом и применительно к отдельным регионам и странам. Использование принципа историзма позволяет уяснить глубокую преемственность в движении мировой философской мысли при наличии огромного разнообразия философских интерпретаций, их истолкований и противоборства.

Философская антропология - (греч. anthropos - человек и логос) - учение о человеке. Не дублируя представления о человеке, которые развивают частные науки, в том числе общественные, медицинские и другие, философская антропология обладает собственным подходом к трактовке всей проблематики, относящейся к человеку. Речь идет о понимании сущности человека, его биосоциальной природы, движения к свободе; о человеческих ценностях, потребностях и интересах; смысле человеческого существования; об идеалах человека и его отчуждении, опасностях дегуманизации и обесчеловечивания; о путях гармонизации внутреннего мира человека и внешней природной и социальной среды и т. д.

Каждый из структурных элементов философии занимает особое место в ней как большой и сложной системе знаний, и только все они вместе взятые, в совокупности, обладают общим предметом, имеют агрегированные функции и представляют философию в целом как нечто единое в своем многообразии.

Характеристику той роли, которую философия играет в жизни общества можно дать через анализ ее социальных функций.

Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она вооружает людей знанием всеобщих законов развития мира, пониманием мира и человека как сложной единой системы. Выражая отношение человека к миру, его взгляды на цель и смысл жизни, на связь его интересов и потребностей с общей системой социальной и природной действительности, философия лежит в основе социальной ориентации, деятельности людей, их подхода к оценке явлений современности. Несмотря на предельно абстрактный характер философского знания, философия теснейшим образом связана с социальной практикой своего времени, с насущными проблемами, целями и идеалами как общества в целом, так и отдельных людей. Именно из жизни берут свое начало самые важные, наиболее глубокие проблемы философии. Овладение научным мировоззрением и методом в их неразрывном единстве - важнейшая цель изучения философии. Из глубины веков дошел до нас и актуален во все времена призыв древнегреческого философа Эпикура: "Пусть никто, пока он молод, не откладывает занятий философией".

Методологическая функция философии также неотделима от деятельности людей во всех сферах общественной жизни. Она связана с выработкой системы способов и приемов объяснения, изучения мира, а также его преобразования. Общие методы деятельности, ее цели и идеалы, вырабатываемые философией, в равной степени относятся и к научной деятельности. Философия поэтому является общей методологией для всех частных наук, естественных, общественных и гуманитарных.

Важнейшей функцией философии в культурно-исторической жизни людей являются согласование, интеграция всех форм человеческого опыта - практического, познавательного и ценностного. Их целостное философское осмысление - необходимое условие гармоничной и сбалансированной общественной жизни. Соответствующая интересам человечества мировоззренческая ориентация требует интеграции всех основных задач, ценностей человеческой культуры. Их согласование посильно лишь для универсального мышления, обеспечиваемого той сложной духовной работой, которую в человеческой культуре взяла на себя философия. То есть философия выполняет функцию широкой мировоззренческой интеграции человеческого знания (интегрирующая функция). Выше уже отмечалось, что важнейшей особенностью философского познания является способность философии отражать в своем содержании все богатство мировоззрения той или иной эпохи. Поэтому во все времена философия была глубоко связана со всей духовной культурой общества. В системе духовной культуры она является самым важным ее компонентом.

Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В качестве формы теоретической мысли она обладает мощными конструктивными возможностями творческого формирования принципиально новых идей, мировоззренческих образов, идеалов (креативная функция). Философия способна выстраивать, мысленно "проигрывать" различные варианты миропонимания, как бы заготавливая пробные системы мировоззрения для будущего. Это подтверждается, в частности, существованием в истории философии разных вариантов понимания и решения мировоззренческих проблем. Отталкиваясь от ранее сложившихся форм дофилософского, внефилософского или философского миропонимания, подвергая их критике, рациональному переосмыслению, система- тизации, философия формирует на этой основе обобщенный теоретический образ мира в его соотнесенности с человеческой жизнью, сознанием и соответствующий данному этапу исторического развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.