Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие ремесел и торговли. 2 страница




По отношению к предшествующему и наличному культурно-историческому опыту философия исполняет роль своего рода мировоззренческого "сита" (критическая функция). Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем, они стараются не "выплеснуть вместе с водой и ребенка", стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить. Это значит, что в системе культуры философия берет на себя роль критической "селекции", аккумуляции мировоззренческого опыта и его передачи (трансляции) последующим поколениям. Место и роль философии в жизни человека и общества определяется ее антидогматическим, творческим характером. Подлинная философия всегда критична. Без творческой и критической основы не может быть речи о познании мира, о разумном устройстве жизни на Земле.

В истории философии и современном мудрствовании имеется множество направлений и школ философии, которые рассматривают различные проблемы. Философия, взятая в исторической перспективе, представляет собой удивительное разнообразие идей и взглядов, подходов и аргументаций, способов толкования, мудрых крылатых изречений. Но данное разнообразие имеет и общие черты, проявляющиеся на глубинных уровнях осмысления жизненного процесса, что побудило выработку ряда понятий, помогающих исследовать историческую драму философских идей. К таким понятиям относятся следующие: учение, школа, направление, течение, тенденция, традиция и др.

Философское учение - это система воззрений того или мыслителя, логически связывающая все или большинство разделов философского знания. Ключевым моментом здесь выступает авторство, личность философа и определенная законченность, оформленность его размышлений. Говоря о форме и законченности учения, мы имеем в виду не внешние границы, устную или письменную форму изложения. Речь идет о принципиальных положениях, составляющих основу данной системы взглядов, основу, по которой определяются традиция и новация, делающие автора значимым в историко-философском процессе.

Философская школа - это форма философского сообщества, отличающаяся единством взглядов, установок, некоторых правил и методик, характерных для ее представителей. Первой философской школой считается Милетская. Именно здесь впервые вырабатывается общая для философов этой школы установка на изучение природы.

Возникновение школы как сообщества обусловлено динамикой культурной жизни мыслящих людей того или иного места и времени. Названия школ определялись по-разному: например, местом появления (Афинская школа, Франкфуртская школа, стоики), или временем (эллинистические школы, неоплатоники, неопозитивисты). Часто школу выделяют по имени ее создателя (эпикурейцы, конфуцианцы).

Философскую школу отличает характер предпочтительных объектов, вопросов и особенностей их решения (софисты, скептики, схоласты). Школы, существующие в одно историческое время, особенно в периоды крупных социальных изменений, находятся в состоянии противодействия и борьбы. Так, в Китае в эпоху становления феодализма возникла ситуация, получившая название "соперничество всех школ", главными из которых были конфуцианцы, моисты, даосисты, легисты и номиналисты.

Философские вопросы воспринимаются как вечные и неизменные, поскольку из века в век сохраняются и требуют своего решения. Однако это не означает, что они не изменяются, абстрактны и неисторичны. Раскрытие их исторического характера означает переосмысление их заново, выработку новых подходов и процедур философского осмысления. Так, современное понимание проблемы "человек и природа" представляется качественно иным, нежели в Средние века. И это понимание обусловлено новым уровнем способов практического и духовного освоения природы людьми в различные периоды исторического развития общества. Таким образом, исторический характер философских вопросов позволяет рассматривать школу исторически.

Философская школа, сосредоточивающая внимание на определенном круге проблем, решение которых имеет общие черты, в историческом плане может рассматриваться как специфическое философское течение. Так часто называют повторяющиеся в истории одинаковые решения частных, но принципиально важных философских проблем. Эти частные проблемы, как правило, затрагивают целые разделы философии. Например, сенсуализм и рационализм. Сенсуализм - направление в гносеологии, согласно которому чувственность является основной формой достоверного познания. Он противостоит рационализму и близок эмпиризму. Рационализм признает разум основой познания и поведения людей и поэтому противостоит сенсуализму и иррационализму. Исторически рационалистические традиции восходят к древнегреческой философии. Как система гносеологических воззрений рационализм складывается в Новое время в результате развития математики и естествознания. Классический рационализм обращается к разуму как единственному научному источнику знания. Однако это течение под влиянием социальных условий и критики со стороны иррационализма в конце XIX - начале XX в. меняет свою форму. Возникают школы неклассического рационализма. Так, неопозитивизм осуществляет поиск социально-культурных оснований и границ рационализма, который привел к неоправданному выводу всей онтологической проблематики из области философии, прежде всего в область искусства.

Наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе называются философским направлением. Оно представляет собой совокупность философских течений (следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом, отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения. Философские направления существуют, как правило, в течение весьма длительного исторического периода, на протяжении ряда исторических эпох. В качестве примера философских направлений можно назвать материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм.

Существование множества философских учений, школ, течений и направлений характеризует историко-философский процесс со стороны его внутренней дифференциации и поляризации. Развитие философии предстает как столкновение философских подходов, борьба идей, принципов и личностей. Вместе с тем, для философского процесса характерен диалог взглядов, подходов. Этот диалог проявляется в том, что каждый философ берется за разрешение тех проблем, которые были поставлены ранее другими философами и, по его мнению, разрешены неудовлетворительно. То есть он явно или скрытно отталкивается от взглядов предшественников. Этот диалог является фактором, усиливающим единство историко-философского процесса, дает основание для самоотождествленности философии и, в то же время, он косвенно способствует философскому плюрализму, так как в процессе диалога формируется своеобразие того или иного философского учения.

Как ориентироваться в огромной массе философских систем? В чем найти основание для классификации множества философских проблем?

Если признать, что исходным пунктом всякого мировоззрения - обыденного, мифологического, религиозного, философского - является расщепление мира на я и не-я (среду, внешний мир), то это сразу же дает нам очевидное основание для классификации философских проблем. Они могут быть разделены на три большие группы: что есть мир? (онтологический вопрос); что есть я? (антропологический вопрос); каковы отношения между я и не-я (гносеологический, аксиологический праксеологический вопросы). Именно на них или на часть из них и отвечает практически каждая философская система.

Выше уже отмечалось, что философия вырастает из обыденного мировоззрения и продолжает оставаться связанной с ним тысячью нитей. Изменение общественных интересов влияет на обыденное мировоззрение и делает актуальными те или иные мировоззренческие проблемы. И философ должен ответить на эти проблемы. Спросите современных ученых, какие философские проблемы сейчас они считают наиболее интересными и важными? Таких проблем чрезвычайно много, и у каждого философа имеется свое представление о том, какие именно мировоззренческие проблемы являются наиболее актуальными сегодня.

Одни будут подчеркивать важность коммуникации между людьми и народами, и выдвигать на первый план проблему понимания. Другие постараются обосновать значение науки для развития всех сторон общественной жизни. Третьи укажут на глобальные проблемы современности: проблемы войны и мира; экологические, демографические, национальные проблемы. Четвертые обратят внимание на падение нравов и провозгласят, что на первое место должна быть поставлена этическая проблематика. И каждый будет прав: действительно, все эти проблемы важны и актуальны. Более того, это не просто академически интересные философские проблемы, от их решения в некотором смысле зависит само существования человечества.

Конечно, накопленное философией богатство концепций и идей в каждый данный момент используется не полностью. Одни системы увлекают умы, другие - дремлют, незаметно питая создателей новых идей. Однако каждая историческая эпоха, любой социальный слой, каждый человек находят в философии идеи и концепции, помогающие им выработать собственное самосознание, найти собственное решение мировоззренческих проблем. И в этом - великая общественная ценность философии.

В философском творчестве большую роль играет субъективно-личностный момент, эмоциональность философа, сказывающаяся как на форме, так и на содержании произведения философа. Можно сказать, что философия куда ближе к искусству, чем к науке. И в философии, и в искусстве главное не мир сам по себе, а как увидели этот мир философ и художник. Люди видят мир по-разному и отражают это посредством философии и искусства.

Какое искусство можно назвать хорошим? Какое художественное произведение заслуживает одобрения? Видимо то, что воздействует на чувства человека, заставляет сопереживать. Так и в философии умное произведение заставляет нас раздумывать над ним. То есть в случае с искусством главное сила чувственного воздействия, а в философии - сила умственного воздействия. Таким образом, можно представить философию как разновидность творчества. Как художник творит искусство, так философ творит философию. Искусство расширяет наш эмоциональный кругозор. Философия расширяет наш умственный кругозор, позволяет погрузиться в интеллектуальные миры, о существовании которых мы ранее не догадывались.

Проникая друг в друга, философия и наука, философия и идеология, философия и искусство, в целом, содействуют позитивному развитию всей культуры. Гегель называл философию духовной квинтэссенцией времени, самосознанием эпохи. Философия есть ядро, синтезирующее все сферы культуры и в то же время ее мировоззренческое и методологическое основание.

 

Выводы. Философия является формой общественного сознания, мировоззрения, системой идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Она исследует познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исходной проблемой в ней является проблема смысла жизни. Отличие философии от мифологической, религиозной и обыденной форм мировоззрения - в глубинной связи с наукой. Философия может рассматриваться как вид науки, а также как вид идеологии, род художественного знания (искусства), род трансцендентного знания. Наконец, философия есть разновидность обыденного знания с его здравым смыслом и мудростью. Все эти аспекты философского знания взаимосвязаны между собой в философии как форме общественного сознания и духовной культуры. Философия имеет своеобразные функции: мировоззренческие и общеметодологические. Философия является своеобразным основанием культуры.

 

 

Лекция 2

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

Вопросы:

 

1. Зарождение философской мысли.

2. Философская мысль Древнего Востока.

 

Процесс возникновения и развития философских идей составляет предмет истории философии. Этот раздел философского знания рассматривает объективный преемственный процесс исторического развития многообразных философских учений, школ и направлений в соотношении с другими явлениями общественной жизни, в соответствии с особенностями исторической эпохи с характерным для нее уровнем развития материальной и духовной культуры, своеобразием мысли того или иного мыслителя.

Философия необычайно бережна к своему наследию, чрезвычайно важно как увидел мир тот или иной философ. Философы видят мир по-разному, создают разные картины мира и каждая из которых несет на себе неизгладимый отпечаток автора и обладает своей неповторимой ценностью. Причем ценность философской картины не исчезает с момента появления других картин, хотя зачастую опровергающих ранее созданные.

Каждый философ представляет определенную эпоху, определенный слой людей с их интересами, желаниями, отношением к миру. Выражая их мировоззрение в своих концепциях, философ вносит вклад в развитие культуры, общества в целом. Но развивается ли при этом сама философия?

Мы верим в прогресс научного познания, в то, что последующие теории дают нам все более полное и глубокое отображение реальности, включая в себя элементы истины, содержащиеся в предшествующих теориях. В науке более поздняя теория превосходит своих предшественниц, она "снимает" и отбрасывает их или, по крайней мере, ограничивает сферу их применения. Во всяком случае, уже никто не будет сегодня отстаивать теорию света Ньютона или теорию цилиндрической Вселенной Эйнштейна. Простое соображение легко убеждает в этом: современный студент рассказал бы этим ученым об их собственных результатах гораздо точнее и проще, чем они это сделали сами. Конечно, это не заслуга студента, а результат прогресса науки.

Прогресс такого рода не характерен для философии. Едва ли кто может похвалиться, что в своих философских воззрениях превзошел Платона или Аристотеля, Декарта или Юма, Канта или Гегеля. Поэтому в философии одновременно и параллельно сосуществуют концепции, созданные и сотни лет назад, и вчера. До сих пор живет философия Платона и Фомы Аквинского, Шеллинга и Маркса. Философская система живет до тех пор, пока находятся люди, мировосприятию которых она отвечает. И новая философская система не лишает ценности и притягательности ранее созданные концепции. И Аристотель размышлял над тем, как устроен мир и как мы его познаем, и Спиноза, и современные философы.

Все это говорит о том, что в философии, прежде всего, имеется прогресс в кумулятивном смысле: каждый новый результат добавляется к существующим и общая сумма идей, точек зрения, возможных мировоззрений постоянно возрастает. Подобно математике, философия создает и постоянно увеличивает запас возможных мыслительных схем, конструкций, решений, не заботясь о том, понадобятся ли они кому-нибудь. И как абстрактная математическая структура, созданная в результате игры математической мысли, однажды вдруг находит применение в естествознании и позволяет нам глубже понять мир, как мысли, исследованные философом в качестве абстрактных, однажды дают импульс к созданию научной теории или к социальным преобразованиям. Наука в своем прогрессе все время что-то уничтожает, отбрасывает, философия же - все сохраняет. И в этом отношении она похожа на искусство, в котором Шекспир и Пушкин, Гете и Толстой, Рафаэль и Левитан всегда сохраняют свою ценность и всегда находят почитателей. Философская система - это тоже произведение человеческого гения, созданного не пером, не кистью, но еще более тонким инструментом - мыслью.

Возникновение устойчивых философских традиций связано с периодом разложения первобытнообщинного строя (середина I тысячелетия до н. э.). Усложнение общественной жизни и расширение социально-исторической практики людей развивают их способность к абстрагированию, приводят к формированию начатков научного знания.

Философия первоначально возникает в лоне религиозно-мифологического сознания, использует представления мифологии и первобытной религии, стремится преобразовать их в свои понятия. Но поскольку она апеллирует не к вере или традиции, а к разуму, к мышлению, то и формируется не только на основе, но и в противоборстве с религиозно-мифологическими взглядами.

Философия зародилась в странах Древнего Востока (Индия и Китай) и Древней Греции в VII - VI вв. до н. э. параллельно и независимо друг от друга. Она тесно связана с мифологией, религией и культурой в целом данных регионов. В ее рамках были созданы оригинальные учения, которые внесли значительный вклад в развитие мировой цивилизации.

 

1. ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

 

Эти объяснения были во многом наивными, основывались на жизненно практических сведениях, которыми располагал древний человек. Многое он попросту не мог объяснить. В этих случаях наш далекий предок прибегал к помощи воображения, фантазии.

Русский философ А.Ф. Лосев полагал, что миф - не идеальное понятие, не идея, это сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаяниями, со всей ее реальной повседневностью и личной заинтересованностью. Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, эмоционален. Но именно он формировал мироощущение древнего человека. Оно характеризовалось не только наивностью, но и антропоморфизмом - уподоблением природных явлений человеку, тотемизмом - попыткой найти первопричину человеческого рода, гилозоизмом - оживлением всего сущего, фетишизмом - найти союзников для жизни и деятельности, анимизмом - одушевлением неживого и другими специфическими характеристиками.

Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, верования в фетиши и героев, а с другой - эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл. Последние и представляли собой то, что философы впоследствии назвали "предфилософией", т. е. предпосылкой, основанием для философии.

Вместе с месопотамскими мифами мы погружаемся на глубину пяти тысячелетий. Мифы раскрывают представления шумеров о месте человека в мире, о его зависимости от могущественных сил природы. Мифы - это священная история шумеров (древнейшего народа Месопотамии), где наряду с богами выступают предки, прародители, давшие жизнь "черноголовым" (так себя называли шумеры) и лишившие их по оплошности главного блага, которым пользовались сами, - бессмертия. В мифах существуют в неразрывном единстве религия, философия, история, поэзия и искусство. Из легенд и мифов мы узнаем, что думали шумеры о происхождении Вселенной и небесных светил, гор, морей, природных явлений, как они представляли себе возникновение человека.

Большую роль в древнем мире играли жрецы, которые и насаждали мифологическое мышление. С их помощью мифологические сказания о возникновении Земли, Солнца и других планет превращались в поверья о богах и их удивительных способностях. Сами звезды рассматривались в качестве богов. Так у вавилонян главным светилом считалась Луна. Звезды - божества, которые проявляются только ночью. Солнце - сила, погашающая сияние ночных светил и, стало быть, оно источник тьмы, приносящей смерть. Луна, умирая, воскресает к новой жизни, поэтому она образ вечной, неистребимой жизни. На основе астрального мировоззрения у вавилонян стала развиваться астрология - вера в способность планет и звезд влиять на судьбу человека и общества.

Наряду с вопросами о возникновении космоса, мирового порядка и божественных законов, правящих миром, в месопотамском мышлении возникают вопросы, касающиеся познания смысла человеческой жизни, а также этических норм. Примером может служить вавилонская "Поэма о Гильгамеше". Это рассказ о судьбе и деятельности урукского царя, правдоподобной исторической фигуры первой половины третьего тысячелетия до н. э., который ищет бессмертия и задается вопросом о смысле человеческой жизни. На вопрос Гильгамеша о смысле жизни, которая оканчивается смертью, единственный бессмертный из людей Утнапишти отвечает, что ее не удается избежать и нет ничего вечного в этом мире.

Гильгамеш совершает путешествие в страну, откуда нет возврата, в подземный мир, ради своего побратима Энкиду. В союзе Гильгамеша и Энкиду впервые выражена идея, которая впоследствии будет разрабатываться поэтами и философами, - идея противоположности естественного состояния человечества и прогресса. Гильгамеш - человек городской цивилизации, уже в самые ранние эпохи враждебной миру природы. Гильгамеш испорчен преимуществами своего происхождения (на две трети бог и на одну треть человек), своей властью над подданными. Энкиду - дитя природы, естественный человек, не знающий ни благ, ни зла цивилизации. В схватке между Гильгамешем и Энкиду нет победителя (герои равны физической силой), но Энкиду одерживает моральную победу над Гильгамешем. Он уводит его из города в степь, выправляет характер, очищает душу.

Вот именно эти взгляды можно назвать предфилософскими, но вавилоняне не идут дальше сомнения и отчаяния. О существовании этих взглядов и представлений свидетельствуют материальные остатки древнейших культур, археологические находки, различного рода летописи.

Древнейшие цивилизации возникли на территориях, где ослабли родоплеменные отношения и появились первые государства. Постепенно развивались ремесла, что способствовало профессиональному разделению умственного и физического труда. Это привело к развитию письменности. Первые доказательства существования письменности на изломе четвертого и третьего тысячелетий до н. э. были получены на территории Месопотамии и Египта. Усиливался критический дух, росли научные представления и знания. Хозяйственные нужды настоятельно требовали точно рассчитанного календаря, основанного на астрономических наблюдениях. Это, в свою очередь, требовало развития математики. На территории Месопотамии были найдены более сотни математических текстов, относящихся ко времени Древневавилонского царства. Это таблицы умножения, обратных величин, квадратов и кубов чисел, типичные задачи на вычисление. В Месопотамии зародились начала алгебры и геометрии, вавилонские математики изобрели шестидесятеричную систему письменного исчисления. От нее идет современный счет времени (1 час = 60 минутам, 1 минута = 60 секундам). Так зарождались навыки мышления - предтечи философского мировоззрения. Однако философия в Месопотамии все же не возникает. Вавилоняне смотрели на мир сквозь мифы и дальше этого в то время не пошли.

Древнеегипетские астрономы в практических целях вели регулярные наблюдения за планетами и звездами. Например, начало важнейшего для сельского хозяйства страны события - ежегодного разлив а Нила - совпадал о по времени с появлением на небе самой яркой звезды - Сириуса. Как утверждал, прозванный "отцом истории" древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.), в Древнем Египте раньше, чем у других народов того времени была определена продолжительность года в 365 дней. Египтяне также определили эклиптику - видимый путь Солнца на фоне созвездий и разделили ее на двенадцать частей, образующих зодиак, то есть "круг зверей" (каждое созвездие в эклиптике носит имя какого-либо животного). В течение полутора тысяч лет астрономы Египта зарегистрировали 373 солнечных и 832 лунных затмения. Это позволило заметить периодичность затмений и научиться их предсказывать. Хотя о механизме затмений египтяне не имели представлений. Наблюдения за звездами и планетами позволило создать календарь.

В Египте уже в III - II тыс. до н. э. при распаде мифологической картины мира возникла теология (совокупность религиозных доктрин о сущности и действии богов), претендовавшая на систематизацию религиозных взглядов. Жрецы Гелиополиса считали, что Атум - божество Солнца - одновременно является всем и ничем. Он порождает из себя элементы сухого и влажного, из которых возникают Небо и Земля. Жрецы Мемфиса считали своим богом Птаха, который посредством слова и языка (т. е. творческого мышления и созидающего слова) породил небесный и земной мир.

У древних египтян был развит погребальный культ. Они считали, что после смерти душа может существовать лишь при условии сохранения тела. Отсюда обычай мумификации, который дошел до нашего времени в виде гигантских пирамид, некрополей, саркофагов. Древний Египет явился источником мудрости для Древнего мира, он оказал значительное влияние на культуру Греции и Римской империи.

Мифология персов империи Ахеменидов (VI - IV вв. до н. э.) была заимствована у ариев. Само слово "Иран" означает "страна ариев". Мифы ариев были аккумулированы в зороастризме. Его основатель - Заратустра (от греч. транскрипции имени Заратустры - Зороастр произошло название его учения) считается реальным историческим лицом, автором Гат - древнейшей части "Авесты", священной книги зороастризма. Время жизни Заратустры относят к X - VII вв. до н. э. Иногда по имени верховного божества Ахурамазда зороастризм называют маздеизмом. Для зороастризма характерен дуализм, противопоставляющий богов (асуров) и демонов (дэвов), сил добра и света и сил зла и тьмы. Во главе сил добра стоит Ахурамазда (Ормузд) и его дух Спента-Майньо, а во главе сил зла - Ангро-Майньо (Ариман). Мироздание - арена борьбы этих двух сил. Человек в силу своей свободы может стать на любую сторону. Дуализм зороастризма оказал большое влияние на мифологию, религию, а впоследствии и на философию.

Следует отметить, что прекрасные и глубокие мысли, содержащиеся в древнейших памятниках культуры, еще не могут считаться философией. Своеобразие философии заключается в том, что она далека как от религиозной веры, так и от мифа. Философия отходит от традиционной мифологической картины мира и систематизирует свои идеи при помощи самостоятельного понятийного мышления. В середине I тысячелетия до н. э. в пределах наиболее развитых районов "полосы цивилизации" создаются благоприятные условия для генезиса философии. Однако философия как новая форма общественного сознания и высший вид мировоззрения возникает лишь в Индии, Китае и Элладе. Остальные культуры древнего мира застывают на уровне предфилософии.

Причины, приведшие к зарождению философии:

- распад родоплеменных отношений и появление государственных образований;

- ослабление жизненных устоев, основанных на мифологическом образе мышления и его критика;

- зарождение начал знаний;

 

2. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

 

Древнеиндийское общество делилось на варны - большие социальные группы, которые впоследствии легли в основу кастовой системы. Варн было четыре: брахманы - жрецы, кшатрии - воины и чиновники, вайшьи - земледельцы, ремесленники и торговцы, шудры - слуги. Деление на варны освящалось религией. Брахманы оказывали значительное влияние на индийское общество, так как они были носителями образованности.

Первые зачатки философского мышления в Древней Индии появились около 2500-2000 гг. до н. э. Они содержатся в древнейшем памятнике индийской литературы - Ведах (в переводе с древнеиндийского языка санскрита - знание). Веды состоят из четырех самостоятельных сочинений (самхит): Ригведа - сборник гимнов, Яджурведа - руководство по жертвоприношениям, Самаведа - религиозные песнопения, Атхарваведа - магические заклинания. В течение столетий складывались религиозно-философские комментарии к Ведам - Упанишады (санскр. - сидеть рядом с учителем), в которых были развиты представления о мире и человеке. Упанишады являются истоками древнеиндийской философии, именно они способствовали переходу от мифологии к философии.

Древнеиндийская философия подразделялась на две большие группы школ или даршан: ортодоксальные школы (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные школы (не признающие авторитет Вед). Большинство из них были ортодоксальными (астика): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика.К неортодоксальным (настика) относились локаята (чарвака) и адживика, а также течения, представленные в форме религиозно-философских учений джайнизма и буддизма.

Все индийские философские школы отличаются общностью духовно-нравственных взглядов:

- индивидуальная душа (Атман) и вселенская душа (Брахман) подобны;

- Брахман не имеет формы и вечен;

- видимый мир - иллюзия (майя);

- душа проходит через цикл жизней (сансару) и ее последующая жизнь определяется последствиями действий (кармой);

- душа способна достичь освобождения (мокши);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.