Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль информационных систем в обеспечении конкурентных преимуществ предприятия




В условиях интеграции в мировую рыночную систему успешная деятельность практически любого предприятия определяется его способностью разрабатывать новые конкурентоспособные продукты, обеспечивать конкурентное преимущество своей продукции.

Конкурентоспособность – это привлекательность продукции с позиции потребителя.

Конкурентоспособность следует рассматривать в рамках определенного вида конкуренции, к числу которых относятся [29]:

· отраслевая (предметная) конкуренция – это конкуренция в пределах одной и той же товарной группы,

· формальная конкуренция – конкуренция товаров-заменителей, относящихся к разным товарным группам,

· конкуренция торговых марок (брендов),

· общая конкуренция, которая сводится к борьбе за деньги покупателей независимо от вида товара.

Различают факторы ценовой и неценовой конкурентоспособности. К факторам ценовой конкурентоспособности относятся цена и эксплуатационные затраты потребителя в течение жизненного цикла продукции. К факторам неценовой конкурентоспособности относятся качество продукции, сервис и реклама. Информационная поддержка сервиса и рекламы продукции в значительной мере связана с Internet-технологиями.

Конкурентные преимущества. Какие они для предприятия? Реальные и мнимые, сильные и слабые, реализуемые и потенциальные, труднокопируемые или легкокопируемые? Какова конкурентная стратегия предприятия?

В общем случае под конкурентными преимуществами предприятия будем понимать уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные для данного предприятия сферы бизнеса, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Конкурентные преимущества можно определить как высокую компетентность предприятия в какой-либо области, которая дает наилучшие возможности преодолевать силы конкуренции, привлекать потребителей и сохранять их приверженность товарам фирмы. В отличие от сильных и слабых сторон предприятия конкурентные преимущества обеспечивают предоставление потребителям такого продукта, который представляет для них известную ценность и за который они готовы платить деньги. Считается, что фундаментальной причиной успеха одних предприятий и неудачи других является то, что процветающие фирмы обладают конкурентными преимуществами, а неудачники их не имеют.

Многочисленные опросы показывают, что преимущества над конкурентами, как правило, добиваются те предприятия, которые при разработке новых продуктов и услуг эффективно используют концепцию маркетинга и ориентируются, прежде всего, на интересы потребителей, а также в своей повседневной деятельности используют современные информационные системы и технологии.

К числу динамических факторов конкурентоспособности производственного предприятия относятся: быстрота реакции на конъюнктуру рынка и возможность долгосрочного удержания конкурентных преимуществ.

Источниками конкурентных преимуществ являются инновации, дифференциация (по цене, имиджу, дизайну, качеству), лидерство в экономии на затратах за счет масштаба, обучения сотрудников, технологичности процессов.

Рассмотрим роль информационных технологий в повышении конкурентоспособности продукции в разрезе факторов конкурентоспособности.

Информационная поддержка ценообразования предполагает создание и ведение информационной базы по товарным группам, позволяющей рассчитывать равновесную цену товаров с ориентацией как на потребителей, так и на производителей - конкурентов.

Анализ эксплуатационных затрат потребителей в течение жизненного цикла продукции осуществляется с помощью CALS-технологий.

Управление качеством продукции осуществляется в соответствии с концепцией TQM на основе информационных технологий.

 
 

 

 

Рис. 1.3 Генерические (родовые) стратегии по M. Портеру [27]

 

Для оценки роли информационных систем в обеспечении конкурентного преимущества предприятия необходимо провести анализ конкурентной среды предприятия, которая включает в себя:

  • Характеристики и структуру конкурентной среды,
  • Диагностику факторов конкурентной среды, конкурентную разведку,
  • Оценку интенсивности конкуренции,
  • Анализ конкурентов (ближайшие, фактические, «так называемые»),
  • Анализ конкурентов с точки зрения - старые, новые, потенциальные конкуренты,
  • Диверсификацию конкурентов по разным уровням.

Для оценки роли информационных систем в создании конкурентных преимуществ предприятия необходимо ответить на ряд вопросов, к числу которых относятся:

  • В чём заключается конкурентоспособность предприятия с точки зрения ИТ?
  • Использование каких информационных систем на предприятии дает ему высокий уровень конкурентоспособности?
  • В чем заключается внешняя и внутренняя конкурентоспособность с точки зрения существующей ИТ на предприятии?
  • Какое влияние оказывает ИТ на стратегическую и оперативную конкурентоспособность?
  • Каков потенциал конкурентоспособности и можно ли им управлять с использованием существующих на предприятии информационных технологий?

К показателям конкурентоспособности продукции относятся [29]:

1. Конкурентоспособность продукции по Парето.

Конкурентоспособность по Парето означает, что данный товар по одному или нескольким показателям лучше, чем остальные товары данной группы или не уступает им.

2. Экспертная оценка конкурентоспособности по системе «1111–5555».

В данной оценке используются четыре фактора конкурентоспособности в следующем порядке: качество, цена, сервис и реклама, эксплуатационные затраты. Каждый фактор оценивается экспертами по пятибалльной шкале. Затем эти баллы складываются и получается общая оценка конкурентоспособности продукции. Возможно суммирование баллов с использованием весов.

3. Оценка доли рынка, которая приходится на продукцию данной фирмы и ряд других показателей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.