Шкала нервно-психического напряжения используется в целях определения нервно-психического состояния, оказывающего существенное влияние на поведение и деятельность работника. За знак «+», поставленный против пункта «а», начисляется 1 балл, против пункта «б» — 2 балла, против пункта «в» — 3 балла. Состояние нервно-психического напряжения характеризуется тремя уровнями:
низкий уровень — 30—50 баллов;
средний уровень— 51-70баллов;
высокий уровень— 71—90баллов.
Заполните графы, поставьте в правой части бланка, в графе «отметка диагностируемого», знак «+» напротив тех пунктов, которые наиболее точно отражают особенности Вашего состояния в данный момент времени.
ФИО ____________________________
Возраст __________________________
№
признака
Характер признака
Отметка
диагностируемого
Наличие физического дискомфорта:
а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений;
б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе (не причиняющие беспокойства);
в) наличие многочисленных, разнообразных неприятных ощущений, причиняющих беспокойство, мешающих работе.
Наличие болевых ощущений:
а) полное отсутствие каких-либо болей;
б) имеют место незначительные болевые ощущения, не мешающие работе;
б) болевые ощущения проявляются лишь изредка, быстро исчезают и не мешают работе;
в) имеют место постоянные болевые ощущения, серьезно беспокоящие и мешающие работе.
Температурные ощущения:
а) отсутствие-каких-либо изменений в ощущении температуры тела
б) ощущение тепла, повышение температуры тела;
в) ощущение похолодения в конечностях, чувство «озноба».
Состояние мышечного тонуса:
а) обычный мышечный тонус;
б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство умеренного мышечного напряжения;
в) значительное мышечное напряжение, дрожание рук, подергивание-мышц лица, губ, век,..
Координация движений:
а) обычная координация движений;
б) повышение двигательной активности, увеличение скорости, точности, ловкости, скоординированности движений вовремя работы, письма;
в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.
Двигательная активность в целом:
а) обычная двигательная активность;
б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений;
в) резкое усиление общей двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление двигаться, ходить, изменять положение тела.
Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;
б) ощущения усиления сердечной деятельности, не привлекающие особого внимания и не мешающие работе;
в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца — резкое сердцебиение, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в области сердца.
Ощущения и проявления со стороны желудочно-кишечного тракта:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;
б) единичные, быстро проходящие, не причиняющие беспокойства, не мешающие работе ощущения в животе — «подсасывание» в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное «урчание» в животе;
в) выраженные неприятные ощущения в животе, боли, снижение аппетита, чувство жажды.
Проявления со стороны органов дыхания:
а) отсутствие каких-либо ощущений;
б) увеличение глубины и учащение дыхания, не причиняющие беспокойства не мешающие работе;
в) значительные изменения дыхания — одышка, чувство недостаточности вздоха, «комок вторле».
Состояние потоотделения:
а) обычное потоотделение;
б) умеренное усиление потоотделения;
в) появление обильного «холодного пота».
Состояние слизистой оболочки полости рта:
а) состояние обычное;
б) умеренное увеличение слюноотделения;
в) ощущение сухости во рту.
Окраска кожных покровов:
а) обычная окраска кожи лица, рук, шеи;
б) покраснение кожи лица, рук, шеи;
в) лобледнение кожи лица, рук, шеи, появление на коже «мраморного» (пятнистого) оттенка.
Восприимчивость к внешним раздражителям, чувствительность:
а) обычная чувствительность;
б) умеренное, не отвлекающее от работы повышение чувствительности, восприимчивости к внешним раздражителям;
в) резкое обострение чувствительности, фиксация внимания на посторонних раздражителях.
Проявление со стороны выделительной системы:
а) отсутствие каких-либо изменений;
б) умеренная активизация выделительной функции, более частое, чем обычно, желание воспользоваться туалетом при полном сохранений возможности воздержаться (терпеть);
в) резкое учащение позывов в туалет, трудность или невозможность удержаться.
Чувство уверенности в себе, в своих силах:
а) обычное состояние, отсутствие каких-либо изменений;
б) повышение уверенности в себе, вера в успех;
в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.
Особенности сна:
а) нормальный сон;
б) крепкий, освежающий сон накануне;
в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких ночей, в том числе и накануне
Особенности эмоционального состояния в целом:
а) отсутствие каких-либо изменений в сфере чувств и эмоций;
б) чувство озабоченности, ответственности, проявление азарта, положительно окрашенной «злости»;
в) чувство страха, паники, отчаяния.
Помехоустойчивость:
а) обычное состояние;
б) повышение помехоустойчивости в работе (способность работать
в условиях шума, других'помех и отвлекающих раздражителей);
в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при наличии отвлекающих раздражителей.
Особенности речи:
а) обычная речь;
б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (грамотности, логичности);
в) нарушение речи — появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихая речь.
Общая оценка психического состояния:
а) обычное состояние;
б) состояние внутренней собранности, повышенной готовности к работе, подъем душевных сил, мобилизованность, высокий психический тонус;
в) чувство усталости, безразличия, растерянности, несобранности, апатии, снижение психического тонуса,
Особенности памяти:
а) обычная память;
б) улучшение памяти, легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент;
в) ухудшение памяти.
Особенности внимания:
а) обычное внимание
б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел;
в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на выполняемой работе.
Сообразительность:
а) обычная сообразительность;
б) повышение сообразительности, высокая находчивость;
в) растерянность, ухудшение сообразительности.
Умственная работоспособность:
а) обычная работоспособность;
б) повышение умственной работоспособности;
в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость.
Явления психического дискомфорта;
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний, связанных с психическим состоянием;
б) единичные слабовыраженные изменения психического состояния, не мешающие работе и не причиняющие беспокойства чувство психического комфорта;
в) резко выраженные и многочисленные проявления психического дискомфорта, неприятное общее психическое состояние, ухудшение самочувствия, мешающее работе.
Степень распространенности признаков напряжения:
а) единичные и слабовыраженные признаки, не привлекающие к себе внимания;
б) отчетливые признаки напряжения, которые сопутствуют повышенной работоспособности и успешной деятельности;
в) большое количество разнообразных неприятных проявлений нервно- психического напряжения, наблюдающиеся со стороны многих органов и систем организма и существенно мешающие работе.
Частота возникновения состояния напряжения:
а) напряжение возникает очень редко;
б) напряжение развивается часто, но только при наличии реально трудных ситуаций;
в) напряжение развивается весьма часто, и нередко в тех случаях, когда для него нет достаточных причин.
Продолжительность состояния нервно-психического напряжения:
а) напряжение продолжается очень короткий срок и полностью исчезает, как только миновала сложная ситуация:
б) напряжение продолжается в течение всего периода работы;
в) напряжение длится необычайно долго (несколько часов и более) и не прекращается даже после окончания.работы.
Общая степень выраженности напряженности:
а) полное отсутствие напряжения либо, весьма слабая его степень;
б) умеренно выраженное напряжение;
в) резко выраженное нервно-психическое напряжение.
ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Опросник предназначен для измерения уровня тревожности личности менеджера. Он состоит из ряда утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение обследуемому необходимо предлагать на Отдельной карточке. В зависимости от того, согласен или не согласен диагностируемый с содержащимися в них утверждениями, он откладывает их вправо или влево. Тестирование продолжается 15—25 минут. Следует помнить, что личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Высокий уровень тревожности характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью и может вызывать нарушения внимания, координации, а также способствовать принятию неадекватных решений в сложившейся ситуации. Менеджеры с повышенным уровнем тревожности более склонны к депрессивным состояниям.
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ -
1. Я могу долго работать, не уставая.
2. Обычно мои руки достаточно теплые.
3. У меня редко болит голова.
4. Мне не хватает уверенности в себе.
5. Ожидание меня нервирует.
6. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
7. Чаще я чувствую себя вполне счастливым человеком.
8. Часто я не могу сосредоточиться на чем-то одном.
9. Я застенчив не более, чем другие.
10. В детстве я всегда немедленно и практически безропотно выпол- нял все то, что бы мне ни поручали.
11. У меня достаточно часто бывает расстройство желудка.
12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит, не дает мне успокоиться, вызывает напряжение.
13. Обычно я спокоен и по пустякам не нервничаю.
14. Я по нескольку раз проверяю, все ли я выключил перед уходом из дома.
15. Я легко прихожу в замешательство.
16. Решение жизненных проблем для меня почти всегда связано с большим напряжением.
17. Я легко смущаюсь и краснею.
18. Я часто расстраиваюсь.
19. Я редко замечаю у себя сильное сердцебиение и одышку.
20. Меня часто мучают ночные кошмары.
21. Я склонен воспринимать все «слишком всерьез».
22. У меня часто бывает беспокойный и прерывистый сон.
23. Я более чувствителен, чем другие люди.
24. Мой желудок часто беспокоит меня.
25. Я постоянно озабочен какими-то делами.
26. Я боюсь, что меня неправильно могут понять или воспринять.
27. Часто мне кажется, что передо мной столько трудностей, что мне их не преодолеть.
28. Я достаточно настороженно отношусь к людям и даже к тем, которые не дают повода ожидать от них зла.
29. Довольно часто я не могу заснуть оттого, что различные мысли не; дают мне возможности успокоиться.
30. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.
31. Временами я чувствую себя бесполезным.
, 32. Меня часто беспокоят возможные неудачи.
33. Меня нередко охватывает отчаяние.
34. Я человек легко возбудимый и достаточно нервный.
35. Я часто замечаю, что у меня перехватывает дыхание, и руки мои дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.
36. Я почти всегда испытываю чувство голода.
37. Я легко потею даже в прохладные дни.
38. Меня легко расстроить.
39. У меня гораздо меньше опасений и страхов, чем у других людей.
40. Обычно я работаю с большим напряжением.
41. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны.
42. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.
43. Мне часто хочется заплакать.
44. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу уси- деть на месте.
45. Обычно я чувствую себя в безопасности.
46. Довольно часто у меня бывает пониженное настроение, я ощущаю чувства подавленности, усталости.
47. Я достаточно часто ощущаю состояние напряжения и нередко в тех случаях, когда для этого нет достаточных причин.
48. Нередко я думаю о том, о чем ни с кем не хотелось бы говорить.
49. Мне приходилось испытывать страх даже в тех случаях, когда реально мне никто не угрожал.
50. У меня достаточно сильно развито чувство тревоги.
Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов, свидетельствующих о тревожности менеджера.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление