Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Диссфункции и дефекты организационного поведения




ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Шкала нервно-психического напряжения используется в целях опре­деления нервно-психического состояния, оказывающего существенное влияние на поведение и деятельность работника. За знак «+», поставлен­ный против пункта «а», начисляется 1 балл, против пункта «б» — 2 балла, против пункта «в» — 3 балла. Состояние нервно-психического напряже­ния характеризуется тремя уровнями:

низкий уровень — 30—50 баллов;

средний уровень— 51-70баллов;

высокий уровень— 71—90баллов.

Заполните графы, поставьте в правой части бланка, в графе «отметка диагностируемого», знак «+» на­против тех пунктов, которые наиболее точно отражают особенности Вашего состояния в данный момент времени.

 

ФИО ____________________________

Возраст __________________________

 

№ при­знака   Характер признака Отметка диагности­руемого
  Наличие физического дискомфорта: а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений; б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе (не причиняющие беспокойства); в) наличие многочисленных, разнообразных неприятных ощущений, причиняющих беспокойство, мешающих работе.  
  Наличие болевых ощущений: а) полное отсутствие каких-либо болей; б) имеют место незначительные болевые ощущения, не мешающие работе; б) болевые ощущения проявляются лишь изредка, быстро исчезают и не мешают работе; в) имеют место постоянные болевые ощущения, серьезно беспокоящие и мешающие работе.  
  Температурные ощущения: а) отсутствие-каких-либо изменений в ощущении температуры тела б) ощущение тепла, повышение температуры тела; в) ощущение похолодения в конечностях, чувство «озноба».  
  Состояние мышечного тонуса: а) обычный мышечный тонус; б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство умеренного мышечного напряжения; в) значительное мышечное напряжение, дрожание рук, подергивание-мышц лица, губ, век,..  
  Координация движений: а) обычная координация движений; б) повышение двигательной активности, увеличение скорости, точности, ловкости, скоординированности движений вовремя работы, письма; в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.  
  Двигательная активность в целом: а) обычная двигательная активность; б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений; в) резкое усиление общей двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление двигаться, ходить, изменять положение тела.  
  Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца; б) ощущения усиления сердечной деятельности, не привлекающие особого внимания и не мешающие работе; в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца — резкое сердцебиение, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в области сердца.  
  Ощущения и проявления со стороны желудочно-кишечного тракта: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе; б) единичные, быстро проходящие, не причиняющие беспокойства, не мешающие работе ощущения в животе — «подсасывание» в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное «урчание» в животе; в) выраженные неприятные ощущения в животе, боли, снижение аппетита, чувство жажды.  
  Проявления со стороны органов дыхания: а) отсутствие каких-либо ощущений; б) увеличение глубины и учащение дыхания, не причиняющие беспокойства не мешающие работе; в) значительные изменения дыхания — одышка, чувство недостаточности вздоха, «комок вторле».  
  Состояние потоотделения: а) обычное потоотделение; б) умеренное усиление потоотделения; в) появление обильного «холодного пота».  
  Состояние слизистой оболочки полости рта: а) состояние обычное; б) умеренное увеличение слюноотделения; в) ощущение сухости во рту.  
  Окраска кожных покровов: а) обычная окраска кожи лица, рук, шеи; б) покраснение кожи лица, рук, шеи; в) лобледнение кожи лица, рук, шеи, появление на коже «мраморного» (пятнистого) оттенка.  
  Восприимчивость к внешним раздражителям, чувствительность: а) обычная чувствительность; б) умеренное, не отвлекающее от работы повышение чувствительности, восприимчивости к внешним раздражителям; в) резкое обострение чувствительности, фиксация внимания на посторонних раздражителях.  
  Проявление со стороны выделительной системы: а) отсутствие каких-либо изменений; б) умеренная активизация выделительной функции, более частое, чем обычно, желание воспользоваться туалетом при полном сохранений возможности воздержаться (терпеть); в) резкое учащение позывов в туалет, трудность или невозможность удержаться.  
  Чувство уверенности в себе, в своих силах: а) обычное состояние, отсутствие каких-либо изменений; б) повышение уверенности в себе, вера в успех; в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.  
  Настроение: а) обычное настроение; б) приподнятое, повышенное настроение, чувство подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой; в) снижение настроения, чувство подавленности.  
  Особенности сна: а) нормальный сон; б) крепкий, освежающий сон накануне; в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких ночей, в том числе и накануне  
  Особенности эмоционального состояния в целом: а) отсутствие каких-либо изменений в сфере чувств и эмоций; б) чувство озабоченности, ответственности, проявление азарта, положительно окрашенной «злости»; в) чувство страха, паники, отчаяния.  
  Помехоустойчивость: а) обычное состояние; б) повышение помехоустойчивости в работе (способность работать в условиях шума, других'помех и отвлекающих раздражителей); в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при наличии отвлекающих раздражителей.  
  Особенности речи: а) обычная речь; б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (грамотности, логичности); в) нарушение речи — появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихая речь.  
  Общая оценка психического состояния: а) обычное состояние; б) состояние внутренней собранности, повышенной готовности к работе, подъем душевных сил, мобилизованность, высокий психический тонус; в) чувство усталости, безразличия, растерянности, несобранности, апатии, снижение психического тонуса,  
  Особенности памяти: а) обычная память; б) улучшение памяти, легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент; в) ухудшение памяти.  
  Особенности внимания: а) обычное внимание б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел; в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на выполняемой работе.  
  Сообразительность: а) обычная сообразительность; б) повышение сообразительности, высокая находчивость; в) растерянность, ухудшение сообразительности.  
  Умственная работоспособность: а) обычная работоспособность; б) повышение умственной работоспособности; в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость.  
  Явления психического дискомфорта; а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний, связанных с психическим состоянием; б) единичные слабовыраженные изменения психического состояния, не мешающие работе и не причиняющие беспокойства чувство психического комфорта; в) резко выраженные и многочисленные проявления психического дискомфорта, неприятное общее психическое состояние, ухудшение самочувствия, мешающее работе.  
  Степень распространенности признаков напряжения: а) единичные и слабовыраженные признаки, не привлекающие к себе внимания; б) отчетливые признаки напряжения, которые сопутствуют повышенной работоспособности и успешной деятельности; в) большое количество разнообразных неприятных проявлений нервно- психического напряжения, наблюдающиеся со стороны многих органов и систем организма и существенно мешающие работе.  
  Частота возникновения состояния напряжения: а) напряжение возникает очень редко; б) напряжение развивается часто, но только при наличии реально трудных ситуаций; в) напряжение развивается весьма часто, и нередко в тех случаях, когда для него нет достаточных причин.  
  Продолжительность состояния нервно-психического напряжения: а) напряжение продолжается очень короткий срок и полностью исчезает, как только миновала сложная ситуация: б) напряжение продолжается в течение всего периода работы; в) напряжение длится необычайно долго (несколько часов и более) и не прекращается даже после окончания.работы.  
  Общая степень выраженности напряженности: а) полное отсутствие напряжения либо, весьма слабая его степень; б) умеренно выраженное напряжение; в) резко выраженное нервно-психическое напряжение.  

 

 

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

 

Опросник предназначен для измерения уровня тревожности личности менеджера. Он состоит из ряда утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение обследуемому необходимо предлагать на Отдельной карточке. В зависимости от того, согласен или не согласен диагностируе­мый с содержащимися в них утверждениями, он откладывает их вправо или влево. Тестирование продолжается 15—25 минут. Следует помнить, что личностная тревожность характеризует устойчивую склонность восприни­мать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситу­ации состоянием тревоги. Высокий уровень тревожности характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью и может вызывать нарушения внимания, координации, а также способствовать принятию неадекватных решений в сложившейся ситуации. Менеджеры с повышенным уровнем тревожности более склонны к депрессивным состояниям.

 

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ -

1. Я могу долго работать, не уставая.

2. Обычно мои руки достаточно теплые.

3. У меня редко болит голова.

4. Мне не хватает уверенности в себе.

5. Ожидание меня нервирует.

6. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

7. Чаще я чувствую себя вполне счастливым человеком.

8. Часто я не могу сосредоточиться на чем-то одном.

9. Я застенчив не более, чем другие.

10. В детстве я всегда немедленно и практически безропотно выпол-
нял все то, что бы мне ни поручали.

11. У меня достаточно часто бывает расстройство желудка.

12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит, не дает мне
успокоиться, вызывает напряжение.

13. Обычно я спокоен и по пустякам не нервничаю.

14. Я по нескольку раз проверяю, все ли я выключил перед уходом
из дома.

15. Я легко прихожу в замешательство.

16. Решение жизненных проблем для меня почти всегда связано с
большим напряжением.

17. Я легко смущаюсь и краснею.

18. Я часто расстраиваюсь.

19. Я редко замечаю у себя сильное сердцебиение и одышку.

20. Меня часто мучают ночные кошмары.

21. Я склонен воспринимать все «слишком всерьез».

22. У меня часто бывает беспокойный и прерывистый сон.

23. Я более чувствителен, чем другие люди.

24. Мой желудок часто беспокоит меня.

25. Я постоянно озабочен какими-то делами.

26. Я боюсь, что меня неправильно могут понять или воспринять.

 

27. Часто мне кажется, что передо мной столько трудностей, что мне их не преодолеть.

28. Я достаточно настороженно отношусь к людям и даже к тем, которые не дают повода ожидать от них зла.

29. Довольно часто я не могу заснуть оттого, что различные мысли не; дают мне возможности успокоиться.

30. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных по­ложений.

31. Временами я чувствую себя бесполезным.

, 32. Меня часто беспокоят возможные неудачи.

33. Меня нередко охватывает отчаяние.

34. Я человек легко возбудимый и достаточно нервный.

35. Я часто замечаю, что у меня перехватывает дыхание, и руки мои
дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.

36. Я почти всегда испытываю чувство голода.

37. Я легко потею даже в прохладные дни.

38. Меня легко расстроить.

39. У меня гораздо меньше опасений и страхов, чем у других людей.

40. Обычно я работаю с большим напряжением.

41. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны.

42. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.

43. Мне часто хочется заплакать.

44. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу уси-
деть на месте.

45. Обычно я чувствую себя в безопасности.

46. Довольно часто у меня бывает пониженное настроение, я ощу­щаю чувства подавленности, усталости.

47. Я достаточно часто ощущаю состояние напряжения и нередко в тех случаях, когда для этого нет достаточных причин.

48. Нередко я думаю о том, о чем ни с кем не хотелось бы говорить.

49. Мне приходилось испытывать страх даже в тех случаях, когда
реально мне никто не угрожал.

50. У меня достаточно сильно развито чувство тревоги.

 

Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов, свидетельствующих о тревожности менеджера.

 

Каждый ответ «да» на высказывания:

4, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 46, 47, 48, 49,60, и «нет» на высказывания:

1, 2, 3, 7, 9, 13, 19.39, 45, оценивается в 1 балл.

 

40—50 баллов— показатель очень высокого уровня тревожности;

25-39 баллов — свидетельствуют о высоком уровне тревожности;

15-24 балла — говорят о среднем уровне тревожности с тенденцией к высокому уровню;

5—14 баллов — показывают, что уровень тревожности средний с тен­денцией к низкому;"'

0-4 балла — характеризуют менеджера как человека с низким уровнем развития тревожности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.