Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Социальная коммуникация в организации




 

Уильям Штерн в начале ХХ в. предложил для обозначения практики управления психическими явлениями и процессами термин «психотехника». Позднее сформировалось понятие «психотехнология» - науке о практическом использовании психологических техник управления людьми. Под технологией обычно понимают совокупность средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью и логикой процесса преобразования того или иного объекта. Технологизация общения напрямую связана с поиском эффективности деятельности людей в системах социального управления. Технологическая модель общения представляет собой систему взаимосвязанных (но относительно автономных) психотехник. Каждая психотехника функционально ориентирована на решение конкретных задач общения.

 

Задание 1. Качества, важнейшие для межличностного общения.

1-й этап: Коллективное выявление критерий, в результате которого получается следующая таблица:

КАЧЕСТВА Участники тренинга
              8 … Ранг
  Э Эмпатия                  
  Доброжелательность                  
  Аутентичность                  
  Конкретность                  
  Инициативность                  
  Непосредственность                  
  Открытость                  
  Принятие чувств                  
  Конфронтация                  
  Самопознание                  

 

(3 мин.)

 

2-й этап: Самооценка. Каждый участник оценивает себя по 6-ти балльной шкале, в какой мере ему присущи данные качества: если человеку кажется, что ему вообще неи присущи данные качества – 0, если выражено слабо – 1 и т.д., если какое-либо качество без сомнения свойственно ему – 6 баллов. (5 мин.)

3-й этап: Ранжирование качеств в зависимости от их важности на государственной службе – групповое обсуждение в микрогруппах. Далее выработка совместного решения. (10 мин.)

4-й этап: Анализ переживаний участников групповой дискуссии, согласно Правил совместных поисков. (1-2 мин. на каждого участника)

 

Задание 2. Оценка коммуникабельности.

Если человек общителен, то это далеко не значит что с ним приятно разговаривать. Есть люди, которые своей общительностью надоедают буквально с первых минут разговора. Посмотрите внимательно, разве мало таких людей вокруг вас? А вы приятный собеседник? Проверьте себя.

1. Вы любите слушать, чем говорить?

2. Вы всегда можете найти общую тему для разговора даже с незнакомым человеком?

3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

4. Любите ли вы давать советы?

5. Если тема разговора неинтересна, станете ли вы показывать это собеседнику?

6. Раздражаетесь ли вы, когда вас не слушают?

7. У вас собственное мнение по любому вопросу?

8. Если тема разговора не знакома вам, станете ли вы ее развивать?

9. Вы любите быть в центре внимания?

10. Есть ли хотя бы два-три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?

11. Вы хороший оратор?

 

Если Вы ответили положительно на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11 можете зачислить себе по одному баллу за каждый совпавший ответ. А теперь подсчитайте.

1 – 3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которых не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что Вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с Вами не всегда приятно, но всегда крайне тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.

4 – 9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но Вы не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к своей персоне.

9 –10 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья без Вас могут обойтись. Это прекрасно! Возникает только один вопрос: Вам действительно приятна Ваша роль или иногда Вам приходиться играть, «ломая» себя.

(10 мин.)

Задание 3. «Контакт масок».

1-й этап: Рисуем себе маску. (3 мин)

2-й этап: Групповое обсуждение маски по следующим вопросам:

1) Интересна ли маска и чем?

2) Подходит ли она этому человеку?

3) Какие особенности характера данного человека она подчеркивает?

4) Какие особенности своего характера человек (по мнению говорящего) хотел бы скрыть с помощью этой маски?

5) Какая маска лучше подошла бы ему? (20 мин.)

3-й этап – «Мимикон» – работа в микрогруппах (10 мин.)

· Маски для угадывания:

· Маска высокомерной недоступности

· Маска прохладной сдержанности

· Маска безучастия

· Маска агрессивности (попробуй не послушай меня)

· Маска послушания и угодливости

· Маска деланной доброжелательности или сочувствия

· Маска простодушной-чудаковатой веселости

4-й этап – Анализ задания по следующим вопросам:

1) Что мне дало это задание?

2) Кому дается «маска» в ходе общения и почему некоторым трудно ее было удержать?

3) Какие переживания возникали во время задания? (5 мин.)

 

Задание 4. Ролевое общение – упражнение «Интервью»

1-й этап: Работа в микрогруппах: 1-я группа – журналисты, берущие интервью, в вторая - известные деятели политики, спорта, шоу-бизнеса и т.д. (10 мин.)

2-й этап: Групповое обсуждение:

1) Легко ли общаться исходя из определенной роли?

2) Какие переживания и мысли возникли во время выполнения упражнения?

3) Что помогло понять оно?

Задание 5. Определение системы модальностей собеседника

1-й этап: Работа в парах – модальность ведущей системы собеседника можно выявить, задав ему вопрос: «Какое событие в вашей жизни вы считаете самым интересным или важным?». Наблюдая за ним в процессе обдумывания, обратите внимания на движения его глаз и определите его «любимую» репрезентативную систему. Проверьте свои предположения при помощи трех проверочных вопросов:

1) Какого цвета глаза Вашего начальника? (визуальная направленность)

2) Какая дверь в Вашем офисе хлопает громче? (аудиальная направленность)

3) Какое ощущение Вы испытываете, когда принимаете теплый душ после рабочего дня? (кинестическая направленность) (10 мин.)

2-й этап: Сенсорная система. Вначале задайте партнеру вопросы, на которые вы знаете, что последует ответ «ДА» и наблюдайте за бессознательными различиями в на его лице и в позе, пока он думает как ответить. Затем задайте ему вопросы, на которые он ответит «НЕТ» и наблюдайте за изменениями в дыхании, в лице, когда человек отвечает «НЕТ». Продолжайте задавать вопросы вперемешку, пока не будете готовы прогнозировать ответ партнера по невербальным сигналам. (10 мин.)

3-й этап: Сенсорная чувствительность. 1-й член пары поочередно должен подумать сначала о своем знакомом, который ему очень нравиться (говорить ничего не надо, только думать!), затем – о неприятном ему человеке, а 2-й должен наблюдать за изменениями выражения лица, позы, тонуса мышц, дыханием у своего партнера. Задание повторяется 3-4 раза: думать о приятном и неприятном человеке. Затем 2-й член пары задает несколько сравнительных вопросов: какой из этих людей выше? Полнее? Живет ближе к вам? У какого темнее волосы или приятней голос? и т.д. Наблюдения за изменениями в облике собеседника позволит определить о каком человеке идет речь – приятном или неприятном. Его попытку мысленного «диагноза», высказанную в слух, подтверждает или опровергает 1-й член пары. Затем собеседники меняются ролями и повторяют упражнение. (10 мин.)

4-й этап: Ролевая игра «Устройство на работу». (20 мин.)

1) получение инструкции и ознакомление с ней (3 мин.)

2) проигрывание ситуации согласно инструкции (5 мин.)

3) раскрытие тайны инструкции (3 мин.)

4) обмен опытом и мнениями (5 мин.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.