Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила аргументации




 

Недопущению ошибок в аргументации способствует соблюдение специальных правил. В соответствии с элементами аргументации эти правила делятся на три группы:

1) по отношению к тезису;

2) по отношению к аргументам;

3) по отношению к демонстрации.

 

Правила по отношению к тезису:

1. Явная формулировка тезиса (в виде высказывания, системы высказываний).

Для реализации данного правила необходимо:

1) исследовать спорное утверждение и выделить пункты согласия и разногласия;

2) договориться о тезисах аргументации оппонентов.

2. Четкая и ясная формулировка тезиса.

Следует выработать общее поле аргументации – договориться о том, как понимать основные термины, спорные и другие утверждения, какой теории придерживаться сторонам и т. д. При полемике и деловых дискуссиях общее поле аргументации вырабатывается не всегда, потому что не ставится цель достижения истины.

3. Нельзя изменять тезис в процессе аргументации без специальных оговорок.

С нарушением этого правила связана ошибка подмены тезиса, совершаемая в случае, когда в качестве тезиса выдвигается некоторое утверждение, а аргументируется другое, сходное с выдвинутым, и в конце делается вывод о том, что обосновано исходное утверждение.

 

 

Правила по отношению к аргументам:

1. Явная и ясная формулировка аргументов.

Для выполнения этого правила необходимо:

1) перечислить все аргументы; если в процессе аргументации от каких-то аргументов отказываются, изменяют их, приводят новые, это должно оговариваться;

2) выявить логическое содержание аргументов; уточнить кванторные слова, логические связки, модальные термины;

3) уточнить оценочные характеристики аргументов (являются ли они истинными или правдоподобными утверждениями).

2. Аргументы должны быть полностью или частично обоснованы.

В доказательствах, опровержениях, подтверждениях аргументы должны быть истинными высказываниями. В объяснении и оправдании в качестве аргументов могут выступать гипотетические положения.

Несоблюдение этого правила ведет к ошибке, имеющей название ложный аргумент, когда в качестве истинного аргумента используется ложное утверждение. Данную ошибку совершают также при обосновании утверждения о фактах, окончательная оценка которых возможна лишь в будущем. Например, при обосновании правильности проводимых экономических реформ используют аргументы: «Через полгода реформы принесут значительный эффект», «Снижения уровня жизни населения не произойдет» и т. д.

3. Аргументация не должна заключать в себе круг, когда тезис обосновывается некоторыми аргументами, а аргументы, в свою очередь, обосновываются этим же тезисом.

Например, ученик утверждает, что число 166 является натуральным (тезис), и приводит аргументы: «Оно является членом натурального ряда, а всякий член натурального ряда есть натуральное число». На вопрос о том, откуда видно, что оно является членом натурального ряда, следует ответ: «Это ясно из того, что это число является натуральным!» Ошибку этого типа характеризуют: «то же через то же».

4. Аргументы в доказательствах и опровержениях должны быть достаточными основаниями для принятия тезиса.

Достаточным называется аргумент, истинность которого гарантирует истинность тезиса. Нарушение этого требования ведет к ошибке «не следует», когда для обоснования тезиса приводятся такие аргументы, из которых он логически не вытекает. Например, Аристотель утверждал, что причиной падения тел на Земле является их стремление к естественному месту. Здесь подразумевается ложный аргумент, что для всякого тела имеется некоторое естественное место, к которому тело стремится.

Другая разновидность данной ошибки: «Кто много доказывает, тот ничего не доказывает». Ложность аргумента при этом не оче­видна, но обнаруживается, когда, применяя этот аргумент, можно доказать не только выдвигаемый тезис, но и нечто явно ложное.

Правила по отношению к демонстрации:

1. Должно выполняться требование соответствия логическим связям, характерным для той или иной разновидности аргументации. Так, демонстрация в доказательствах и опровержениях должна соответствовать правилам дедуктивного умозаключения.

2. В аргументации возможно применение тактических приемов, затрудняющих ведение обоснования оппоненту или облегчающих его автору. Эти приемы, по существу, являются нарушениями правил аргументации и обычно применяются в спорах для победы.

Выделяют тактические приемы логического, социально-психологического и организационно-процедурного характера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.