КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Итоговые тесты
Тема 20. Опровержение Тема 19. Доказательство Тема 18. Правила аргументации Тема 17. Аргументация Тема 16. Недедуктивные (вероятностные) методы Тема 15. Сложные силлогизмы Тема 14. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма 1. Понятие фигуры силлогизма. 2. Правила фигурного силлогизма. 3. Модусы простого категорического силлогизма.
Упражнения: 9, 13, с. 54 – 55. Литература: [1 – 4, 7, 10, 12].
1. Общая характеристика сложных силлогизмов. 2. Понятие энтимемы. Методика восстановления энтимемы до полного силлогизма. 3. Эпихейрема.
Упражнения: 18, 19, с. 56 – 57. Литература: [1 – 4, 7, 10, 12].
1. Индуктивный вывод и его виды. 2. Индуктивные методы установления причинных связей. 3. Аналогия, ее структура и виды.
Упражнения: 23, 24, с. 58. Литература: [1 – 4, 7, 10, 12].
1. Аргументация и ее структура. 2. Логический и коммуникативный аспекты аргументации. 3. Виды аргументации.
Упражнения: 2, 3, с. 69. Литература: [1 – 3, 5, 10, 12, 22].
1. Правила аргументации по отношению к тезису, аргументам, демонстрации. 2. Ошибки и эвристические приемы в аргументационных процедурах. 3. Софизмы и логические парадоксы.
Упражнения: 12, 16, с. 72 – 73. Литература: [1 – 3, 5, 10, 12, 22].
1. Понятие и структура доказательства. 2. Виды доказательств. 3. Правила и ошибки доказательства.
Упражнения: 4, 5, с. 69 – 70. Литература: [1 – 3, 5, 10, 12].
1. Понятие и структура опровержения. 2. Виды опровержения. 3. Правила и ошибки опровержения.
Упражнения: 15, 16, с. 73. Литература: [1 – 3, 5, 10, 12].
1. Почему законы мышления в логике получили название формальных законов? 1) Они обращают внимание на формы, в которых протекают мыслительные операции. 2) Они нацелены на раскрытие закономерностей мышления. 3) Они обращены на содержание мышления. 2. Под логической формой понимают: 1) Определенный порядок, в котором высказываются те или иные мысли. 2) Способ организации или способ связи входящих в состав конкретной мысли элементов. 3) Способ изложения.
3. Логика – это наука: 1) о формальности человеческого мышления; 2) о структуре рассуждения; 3) о формах и законах правильного мышления. 4. Что понимается под логическими законами? 1) Это – требования, нормы, которым мышление должно подчиняться. 2) Они ставят целью показать, как совершается мышление. 3) Они дают истинное знание при любых обстоятельствах. 5. В процессе рассуждения возможна логическая ошибка, поскольку: 1) само мышление человека является малоизученной областью; 2) человек в принципе не может познать мир; 3) существуют логические парадоксы. 6. Почему необходимо изучать логику? 1) Чтобы побеждать в любых спорах. 2) Чтобы правильно судить о действиях своего и чужого мышления. 3) Чтобы уклониться от неприятных дискуссий и не вступать в спор с вышестоящими органами.
7. Что понимается под логической культурой? 1) Умение красиво излагать свои мысли. 2) Умение быстро и правильно совершать стандартные операции мышления. 3) Способность доказать что угодно и где угодно. 8. Логическая культура личности определяется: 1) окружающей человека средой; 2) только биологическими факторами, т.е. врожденным потенциалом человека; 3) врожденным потенциалом человека, окружающей социальной средой.
9. В чем существенное отличие формально-логических законов от законов природы? 1) Законы природы объективны, а законы – субъективны. 2) Законы природы в принципе не нарушены, а законы мышления нарушаются. 3) Законы природы действуют сами по себе, а логические законы зависят от людей. 10. Какие высказывания имеют логическую форму «Некоторые S не есть Р»? 1) Графические средства отображения информации широко используются во всех сферах жизни общества. 2) Некоторые репродуктивные операции человек передал компьютеру. 3) Иногда молодые специалисты не умеют обосновать свои рассуждения. 4) Большинство несчастных людей не имеют друзей. 5) Порой непонимание хуже всякой ненависти. 11. Какие из приведенных ниже примеров соответствуют данным логическим схемам? 1) Волк, хищное животное, лев, животное, олень, заяц, травоядное животное. 2) Земляника, черника, ягоды, ранние ягоды, фрукты, абрикосы, плоды. 3) Высочайшая вершина Кавказа, Эльбрус, высочайшая вершина Памира, высочайшая вершина Гималаев, высочайшая вершина, гора. 4) Месяц, летний месяц, июль, дождливый месяц, осенний месяц. 5) Врач, хирург, женщина, хирург-офтальмолог, домохозяйка. 6) Студент, филателист, неуспевающий студент, инженер-механик, начинающий филателист. 7) Технический прибор, телевизор, цветной телевизор, технический прибор с дистанционным управлением, навигационный прибор. 8) Времена года, холодная зима, снежная зима, зима, лето, засушливое лето. 9) Нормальное развитие, ненормальное развитие, нормальное развитие ребенка, ненормальное развитие экономики. 10) Милосердный поступок, жестокий поступок, жестокий поступок подростка, милосердный поступок врача. 11) Средство передвижения, автомобиль, двигатель. 12) Часть автомобиля, двигатель, автомобиль. 13) Отец, сын, мужчина.
12. Выделить единичные, пустые и общие имена: ведьма; автобиография космонавта; совокупность свойств предметов; глава государства; основатель логики; архитектор; Минский автомобильный завод; веселая компания; круглый квадрат; метрополитен Лондона.
13. Какие из приведенных пар имен соответствуют логической операции пересечения: 1) единичное имя, конкретное имя; 2) сибирская кошка, сиамская кошка; 3) ученый, химик; 4) книга, учебное пособие; 5) свобода, равенство; 6) хвойное растение, ель. 14. Выбрать правильный вариант логической операции ограничения имени «общество»: 1) первобытное общество; 2) совокупность людей; 3) объединение людей; 4) результат деятельности людей; 5) компания. 15. Определить, произведена ли операция ограничения имени; если нет, – привести правильный вариант ограничения имени: 1) автомобиль – мотор автомобиля; 2) город – населенный пункт Минской области; 3) правления банка – председатель правления банка; 4) высшее учебное заведение – университет; 5) абзац – предложение. 16. Определить, произведено ли последовательное многоступенчатое обобщение или ограничение: 1) тонна – центнер – килограмм – грамм; 2) европейский город – город Беларуси – Минск; 3) человек, живущий в соседней квартире – человек, живущий в том же доме – человек, живущий в соседнем доме; 4) Беларусь – Витебская область – Витебск. 17. Какие из приведенных определений являются определениями через род и видовое отличие? 1) Анометром называется прибор, измеряющий силу ветра. 2) Цитрус – род плодовых деревьев и кустарников с крупными плодами с оболочкой, содержащей эфирные масла. 3) Термин «аносмия» заимствован из греческого языка и означает неспособность воспринимать и различать запахи, отсутствие обоняния. 4) Туннель – подземное (подводное) сооружение для прокладки путей сообщения, сетей городского хозяйства и других целей. 5) Молекула – это наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами. 6) Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются простыми веществами. 7) Пирога – узкий, длинный челн, выдолбленный из ствола дерева. 8) Термин «логика» происходит от греческого слова «логос», что означает «мысль», «разум», «закономерность». 18. В каких определениях допущена ошибка? 1) Абстрактное понятие – это, например, смелость. 2) Инсинуация – термин, заимствованный из латинского языка и означающий клеветническое измышление, имеющее целью опорочить кого-либо. 3) Биолог – человек, изучающий биологию. 4) Каюта – жилое помещение для членов экипажа или пассажиров. 5) Сутки – отрезок времени. 6) Демократия – власть народа. 19. Какой из приведенных схем соответствуют следующие примеры деления? 1) Помощь может быть моральной или материальной. 2) Определение может быть явным или неявным. 3) Сравнимые имена делятся на явные и неявные. 4) Все рыбы подразделяются на морских и пресноводных. 5) Отношения могут быть доброжелательными и недоброжелательными.
20. Проверить правильность деления имен; в случае неправильности попробовать произвести деление правильно: 1) поезд: скорый, пассажирский, товарный; 2) книга: иллюстрированная, красочная, детская, хорошо оформленная; 3) газеты: ежедневные, еженедельные, выходящие нерегулярно; 4) университет: белорусский, зарубежный, европейский. 21. Какому роду соответствует схема (на схеме имена каждого ряда обозначены по порядку: A, B, C, D)? 1) бермудский треугольник, равносторонний треугольник, остроугольный треугольник, равнобедренный треугольник; 2) лес, хвойный лес, дерево, сосна; 3) болезнь, больной человек, больное сердце, человек с больным сердцем.
22. Какие из приведенных пословиц имеют логическую форму высказываний? 1) Казна – первый обидчик. 2) Кто не умеет ненавидеть, тот не умеет и любить. 3) Куй железо, пока горячо. 4) Ремесло за плечами не висит. 5) Воды жалеть – и кашу не сварить. 6) Чужими руками крапиву не дергай. 7) Ученье – путь к уменью. 8) Кто чувствует стыд, тот начинает чувствовать долг. 23. Сгруппировать данные высказывания по видам: а) атрибутивные; б) реляционные; в) экзистенциальные. 1) Редкие дни осени были по-летнему теплыми. 2) Италия находится южнее Австрии. 3) Простых решений в сложных ситуациях не существует. 4) Известны богатые месторождения самородной серы. 5) Ничто не существует беспричинно. 6) Кто же может устоять перед этой редкой красотой? 7) Химические вещества в природе могут находиться в различных агрегатных состояниях. 8) Нелюбознательных детей не бывает. 24. Определить вид высказывания по объединенной классификации и его символическое обозначение по логическому квадрату: 1) В здоровом теле – здоровый дух. Высказывание Е: Ни одно S не суть Р. Высказывание А: Все S суть Р. Высказывание I: Некоторые S суть Р. Высказывание О: Некоторые S не суть Р. 2) «Основа всякой мудрости есть терпение» (Платон). Высказывание Е: Ни одно S не суть Р. Высказывание А: Все S суть Р. Высказывание I: Некоторые S суть Р. Высказывание О: Некоторые S не суть Р.
25. Какое отношение в логическом квадрате отражают данные высказывания: 1) Из истинности общих высказываний следует истинность частных, но из истинности частных высказываний истинность общих не обязательна. 2) Два высказывания могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными. 3) Оба высказывания не могут быть одновременно истинными, но могут быть ложными. – отношение противоположности; – отношение подчинения; – отношение противоречия; – отношение частичной совместимости.
26. Опираясь на закон непротиворечия, установить, могут ли быть одновременно истинными высказывания в каждой паре: 1) Для некоторых грузов нужны мощные автокраны. Для отдельных грузов мощные автокраны не нужны. 2) Большинство сотрудников фирмы имеют домашний телефон. Все сотрудники фирмы имеют домашний телефон. 3) Ни одно изделие завода не имело рекламаций за последние пять лет. Редкие изделия завода имели рекламации за последние пять лет. 4) Каждая личность уникальна. Ни одна личность не является уникальной.
27. Указать вид отношений между высказываниями в каждой паре. Признав первое высказывание истинным, определить, каким (истинным или ложным) будет второе высказывание из той же пары: 1) Не все кошки серы. Некоторые кошки серы. 2) Не все люди умеют сострадать другим. Многие люди умеют сострадать другим. 3) Ни одни предмет не является вечным. Отдельные предметы – вечны.
28. Из приведенных сложных высказываний выбрать импликативные высказывания: 1) Не то снег, не то дождь, не то крупа изредка принималась стегать его по лицу. 2) Если летом дни длиннее, то зимой длиннее ночи. 3) По капле дождь, дождь реки поит, реками море стоит. 4) Не будет снега – не будет и следа. 5) Если определенным образом изменять силу тока в катушке, то соответственно будет меняться действие магнитного поля катушки. 6) Когда художник поглощен творчеством, он плохо воспринимает окружающую действительность.
29. Из приведенных сложных высказываний выбрать конъюнктивные высказывания: 1) По капле дождь, дождь реки поит, реками море стоит. 2) Любое высказывание может быть либо истинным, либо ложным. 3) Формами рационального мышления являются понятия, суждения и умозаключения. 4) Кучер тронул вожжами, и тройка унеслась в степь. 5) Сделай паузу, скушай «Твикс»! 6) Миллионы лет на морском дне непрерывно отлагались песчаные, или глинистые, или известковые породы.
30. Из приведенных сложных высказываний выбрать дизъюнктивные: 1) Миллионы лет на морском дне непрерывно отлагались песчаные, или глинистые, или известковые породы. 2) В дорогу я обязательно возьму или плащ, или зонт, или накидку. 3) Неверно, что если погрузить пробку под воду и выпустить ее из рук, то она не всплывет. 4) Наивно полагать, что правящая элита может добровольно поделиться властью или отказаться от нее. 5) То ли неожиданно изменились обстоятельства, то ли он просто забыл о встрече.
31. Высказывание p ^ q ложно, при этом p истинно. Верно ли, что значение q также истинно?
32. Высказывание p → q истинно, при этом q ложно. Верно ли, что значение p истинно?
33. Какое из приведенных высказываний соответствует формуле a→b? 1) Любое высказывание может быть либо истинным, либо ложным. 2) Не будет снега – не будет и следа. 3) Сделай паузу, скушай «Твикс»! 34. Нарушено ли требование закона достаточного основания в следующем высказывании: Все студенты изучают логику. Семенов изучает логику, значит, он студент.
35. Какой формально-логический закон можно записать следующим образом: «А не может быть в одно и то же время В и не-В»? – закон достаточного основания; – закон тождества; – закон исключенного третьего; – закон (не)противоречия.
36. Какой формально-логический закон нарушен в приведенном отрывке? «Однажды падишах спросил Бирбала: – Скажи мне, Бирбал, сколько останется, если от двенадцати отнять четыре? – Ничего не останется, – ответил Бирбал. – Как это ничего? – удивился падишах. – А так, – ответил Бирбал, – если из двенадцати месяцев вычесть четыре времени года, что же останется? Ничего!» – закон достаточного основания; – закон тождества; – закон исключенного третьего; – закон (не)противоречия.
37. Выбрать правильный вариант логической обверсии высказывания «Ни один приговор суда не должен быть необоснованным»: 1) Все приговоры суда должны быть обоснованными. 2) Все приговоры суда должны быть необоснованными. 3) Ни один приговор суда не должен быть обоснованным. 4) Все приговоры суда не должны быть обоснованными. 38. Выбрать правильный вариант конверсии высказывания «Все экономические законы объективны»: 1) Все объективные законы – экономические. 2) Некоторые объективные законы – экономические. 3) Не обращается. 4) Некоторые экономические законы – объективны. 39. Выбрать правильный вариант контрапозиции высказывания «Металлы не растворяются в воде»: 1) Все растворимые в воде вещества – металлы. 2) Некоторые не растворимые в воде вещества – металлы. 3) Ни одно растворимое в воде вещество не является металлом. 4) Не преобразовывается. 40. В приведенном силлогизме проверить правильность заключения; если заключение неверно, определить, какое правило силлогизма нарушено: 1) Все секретари заняты полезным делом. Некоторые птицы – секретари. Некоторые птицы заняты полезным делом. 1. Если одна из посылок – частное высказывание, то и заключение должно быть частным. 2. Заключение верное. 3. Средний термин в одной из посылок нераспределен. 4. Из двух частных посылок нельзя сделать заключение. 5. Неверно, – в силлогизме более 3 терминов. 2) Супруги должны материально поддерживать друг друга. М. и Н. поддерживают друг друга. М. и Н. есть супруги. 1. Заключение верное 2. Неверно: из двух отрицательных посылок не делается заключение. 3. Заключение неверно: средний термин в посылках нераспределен. 4. В силлогизме должно быть 3 термина. 5. Из двух частных посылок нельзя сделать заключение. 3) Все сочинения Чехова нельзя прочитать за один день. «Душечка» – произведение Чехова. «Душечку» нельзя прочитать за один день. 1. Неверно, в силлогизме – 4 термина. 2. Заключение верное. 3. Средний термин в посылках нераспределен. 4. Для получения отрицательного заключения необходимо, чтобы посылка также была отрицательной. 5. Из двух отрицательных посылок нельзя сделать заключение. 4) Некоторые религии не допускают многоженства. Все религии освящают брак. Некоторые освящающие брак религии допускают многоженство. 1. В силлогизме должно быть не более 3-х терминов. 2. Из двух отрицательных посылок не делается заключение. 3. Заключение верное. 4. Средний термин в посылках нераспределен. 5. Неверно: если посылка отрицательна, то и заключение должно быть отрицательным.
41. Определить фигуру силлогизма. В каких силлогизмах нарушены правила фигуры? 1) Все учащиеся, пропускающие занятия, испытывают трудности при сдаче экзаменов. Некоторые студенты не являются такими учащимися. Некоторые студенты не испытывают трудностей при сдаче экзаменов. 1) 1-я фигура; 2) 2-я фигура; 3) 3-я фигура; 4) 4-я фигура. 2) Некоторые политики не заботятся о своем имидже. Ни один политик не может быть безразличным к общественной оценке деятельности. Некоторые не заботящиеся о своем имидже политики не могут быть безразличными к общественной оценке их деятельности. 1) 1-я фигура; 2) 2-я фигура; 3) 3-я фигура; 4) 4-я фигура. 3) Все кристаллические вещества имеют определенную температуру плавления. Некоторые кристаллические вещества – металлы. Все металлы имеют определенную температуру плавления. 1) 1-я фигура; 2) 2-я фигура; 3) 3-я фигура; 4) 4-я фигура. 4) Ни одна книга этого издательства не свободна от грамматических ошибок. Ни один учебник логики не издан этим издательством. Ни одна не свободная от грамматических ошибок книга не является учебником логики. 1) 1-я фигура; 2) 2-я фигура; 3) 3-я фигура; 4) 4-я фигура. 5) Все тела, имеющие меньшую плотность, чем вода, плавают на воде. Все тела из дерева имеют меньшую плотность, чем вода. Все тела из дерева плавают на воде. 1) 1-я фигура; 2) 2-я фигура; 3) 3-я фигура; 4) 4-я фигура. 42. Какие правила силлогизма нарушает модус OAI: 1) Если одна из посылок – частное высказывание, то и заключение должно быть частным. 2) Из двух частных посылок нельзя сделать заключение. 3) Из двух отрицательных посылок нельзя сделать заключение. 4) Если одна из посылок отрицательна, то и заключение должно быть отрицательным. 5) Модус правильный. 43. Какие правила силлогизма нарушает модус АОА: 1) Если одна из посылок – частное высказывание, то и заключение должно быть частным. 2) Модус правильный. 3) Из двух отрицательных посылок заключение не следует. 4) Из двух частных посылок заключение не следует. 5) Средний термин ни в одной из посылок не распределен. 44. Какая посылка или заключение пропущены в энтимеме: 1) Ни один политик не является честным человеком, потому что все честные люди говорят правду. 1)большая посылка; 2) меньшая посылка; 3) заключение. 2) Всякая лесть – умышленное извращение истины, но иногда умышленное извращение истины приятно. 1)большая посылка; 2) меньшая посылка; 3) заключение. 3) Иванов готовится к экзаменам, значит, ему предстоит их сдавать. 1)большая посылка; 2) меньшая посылка; 3) заключение.
45. Выбрать правильный вариант восстановленного полного силлогизма к следующей энтимеме и обосновать ответ: «Курение заслуживает наказания, потому что оно – порок»: 1) Курение заслуживает наказания. Курение порок. Некоторые пороки заслуживают наказания. 2) Курение – порок. Некоторые пороки заслуживают наказания. Курение заслуживает наказания. 3) Все пороки заслуживают наказания. Курение – порок. Курение заслуживает наказания.
46. Определить вид полисиллогизма, представленный в рассуждении; обосновать это: 1) Все мыслящие люди способны к самосовершенствованию. Некоторые преступники являются мыслящими людьми. Некоторые преступники способны к самосовершенствованию. 2) Все люди, способные к самосовершенствованию, заслуживают снисхождения. Некоторые преступники способны к самосовершенствованию. Некоторые преступники заслуживают снисхождения. 1) прогрессивный полисиллогизм; 2) регрессивный полисиллогизм.
47. Выбрать правильный вариант сорита, развернутого в полисиллогизм, обосновать выбор: 1) Все находчивые люди обладают логическими способностями. Все студенты – находчивые люди. Все студенты обладают логическими способностями. 2) Все обладающие логическими способностями – разумные люди. Все студенты обладают логическими способностями. Все студенты – разумные люди. 3) Все разумные люди заслуживают уважения. Все студенты – разумные люди. Все студенты заслуживают уважения. а) Все студенты – находчивые люди. Все обладающие логическими способностями – разумные люди. Все студенты обладают логическими способностями. Все находчивые люди обладают логическими способностями. Все студенты заслуживают уважения. б) Все студенты – находчивые люди. Все находчивые люди обладают логическими способностями. Все обладающие логическими способностями – разумные люди. Все разумные люди заслуживают уважения. Все студенты заслуживают уважения.
48. Определить вид следующих силлогизмов, обосновать это: 1) Если студент хорошо занимается в течении семестра, то он успешно сдает сессию. Если студент успешно сдает сессию, то он получает стипендию. Если студент хорошо занимается во время семестра, то он получает стипендию. 2) Если бухта замерзает, то корабли не могут входить в неё. Корабли не могут входить в неё. Бухта замерзла. – разделительно-категорический; – условный; – условно-категорический; – условно-разделительный.
49. Можно ли получить данное заключение с помощью полной индукции: 1) Май холодный – год хлебородный. а)да; б) нет. 2) Все военнослужащие принимают присягу. а)да; б) нет. 3) Бессильна с клеветой бороться добродетель. а)да; б) нет.
50. Какой метод причинной связи между предметами – в индукционных выводах: 1) В воздухе, содержащем кислород, свеча горит. В воздухе, лишенном кислорода, свеча гаснет. Следовательно, наличие кислорода является причиной горения. 2) При наблюдении планеты Уран было обнаружено ее отклонение от вычисленной орбиты. Далее было выявлено, что силы тяготения других известных планет (A, B, C) являются причинами величин отклонения (X, Y, Z). Осталась необъясненной величина отклонения Т. Леверье построил гипотезу о существовании неизвестной планеты D и описал некоторые ее характеристики. Вскоре немецкий астроном Галлер открыл планету Нептун. а) метод сходства; б) метод различия; в) метод сопутствующих изменений; г) метод остатков.
51. Указать правила аргументации, которые не соблюдаются в следующих доказательствах: 1) Студент покраснел, следовательно, он виноват. 2) Федор Достоевский в «Дневнике писателя» пишет о деле Кронеберга, высекшего свою дочь шпицрутенами. Адвокат Спасович построил свою защиту на том, что заменил слово «истязания» на «наказание», «шпицрутены» – на «розги», «семилетнего ребенка» – на «девочку испорченную и порочную» и т.п. Его подзащитного оправдали. а) тезис должен быть сформулирован ясно; б) тезис должен быть сформулирован четко и ясно; в) тезис не должен изменяться в процессе аргументации без специальных оговорок; г) аргументы должны быть достаточными основаниями для принятия тезиса; д) аргументация не должна содержать в себе круг. ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ)
1. Берков, В.Ф. Логика: учебник для высших учебных заведений / В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич, В.И. Павлюкевич. – 9-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 412 с. 2. Берков, В.Ф. Методология науки: общие вопросы: учеб. пособие / В.Ф. Берков. – Минск: АУ, 2009. – 396 с. 3. Гетманова, А.Д. Логика: учебник / А.Д. Гетманова. – 14-е изд., стереотипное. – М.: Омеra-Л, 2009. – 415 с. 4. Горский, Д.П. Краткий словарь по логике / Д.П. Горский. – М.: Просвещение, 1991. – 208 c. 5. Ивин, А.А. Логика / А.А. Ивин. – М.: Наука, 2000. – 236 с. 6. Кириллов, В.И. Логика: Учеб. для юрид. вузов / В.И. Кириллов, А.А. Старченко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М: Изд. Группа «Юристь», 2002. – 253 с. 7. Логика: Учеб. пособие / В.Ф. Берков [и др.]. Под общ. ред. проф. В.Ф. Беркова. – Минск: Выш. шк., 1994. – 296 с. 8. Малыхина, Г.И. Логика: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Г.И. Малыхина. – 3-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2005. – 239 с. 9. Маслов, Н. А. Логика: учебник / Н. А. Маслов. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 413 с. 10. Петров, Ю.А. Азбука логичного мышления / Ю.А. Петров. – М.: МГУ, 1991. –104 с. 11. Рузавин, Г.И. Логика и основы аргументации: Учебник для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: Проект, 2003. – 301 c. 12. Терлюкевич, И.И. Логика / И.И Терлюкевич, Л.П. Иванова, Е.С. Логовая. – Минск: БНТУ, 2004. – 108 с. 13. Терлюкевич И.И. Логика. Учебно-методическое пособие [Учебное электронное издание] / И.И. Терлюкевич, Е.К. Булыго, Н.В. Струтинская. – Мн.: БНТУ, 2010.
ЛИТЕРАТУРА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ)
14. Антонов, Р.В. От формальной логики к диалектике / Р.В. Антонов. – М.: Наука, 1971. – 212 с. 15. Бартон В.И. Логика: Учеб. пособие / В.И. Бартон. – Мн.: Новое знание, 2001. – 336 с. 16. Берков, В.Ф. Логика: задачи и упражнения. Практикум; Учеб. пособие для вузов / В.Ф. Берков. – 3-е изд., стер. – Минск: НТООО ТетраСистемс, 2002. – 221 с. 17. Гетманова, А.Д. Логика: Словарь и задачник: Учеб. пособие для вузов / А.Д. Гетманова. – М.: Гуманитар, изд. центр "Владос", 1998. – 334 с. 18. Гохман А. В. Сборник задач по математической логике и алгебре множеств / А.В. Гохман, М.А. Спивак, В.В. Розен, В.Н. Салий, Г.И. Житомирский, А.Г. Рыжков, О.В. Шимельфениг. – Саратов, Изд-во Саратовского университета, 1969. – 91 с. 19. Жоль, К.К. Логика в лицах и символах / К.К. Жоль. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 256 с. 20. Ивин, А.А. Искусство правильно мыслить / А.А. Ивин. – М.; Наука, 1990. – 126 с. 21. Ивин, А.А. Риторика: искусство убеждать / А.А. Ивин – М.; Наука, 2002. – 265 с. 22. Индивидуальные контрольные задания по логике с методическими указаниями по их решению / Авт.-сост. Л.В. Гомбоева. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2003. – 45 с. 23. Кузина, Е.Б. Практическая логика. Упражнения и задачи с объяснением способов решения / Е.Б. Кузина. – М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада Лтд», 1996. – 160 с. 24. Пантыкина, М.И. Сборник задач и упражнений по логике / М.И. Пантыкина. – Тольятти: ТГУ, 2002. – 72 с. 25. Поварнин, С.И. Спор. О теории и практике спора / С.И. Поварнин. – СПб.: Лань, 1996. – 160 с. 26. Светлов, В.А. Практическая логика: учеб. пособие / В.А. Светлов. – Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: «МиМ», 1997. – 576 с. 27. Тестовые задания и упражнения по логике: Учебное пособие на русском языке для учащихся Юридического колледжа БГУ / Авт.-сост. Н.В. Малая. – Минск, БГУ, 2004. – 118 с. 28. Фёдоров, Б.И. Логика компьютерного диалога / Б.И. Фёдоров, З.О. Джалиашвили. – М.: Омега, 1994. – 240 с. 29. Шапиро С.И. Решение логических и игровых задач (логико-психологические этюды). – М.: Радио и связь, 1984. – 152 с. 30. Элементы логической культуры / Б.И. Фёдоров [и др.]. – 2-е изд. – СПб.: Лань, 2001. – 152 с.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |