Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика 7. Определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора




Б

А

1. С кем вы поедете на экскурсию в другой город?

2. С вами случилась неприятность. Кому вы об этом расскажете?

3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем вы его проведете?

4. Есть ли у вас человек, с которым вы стараетесь проводить больше времени?

5 Кто может указать вам на ваши недостатки, кого вы больше послушаете?

6. Вы встретили человека, который вам понравился. Кто может вам помочь правильно

оценить его?

7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем вы посоветуетесь об этом?

8. Кто может быть для вас примером в жизни?

9. Кому вы хотели бы понравиться больше всего?

10. С кем вы больше всего откровенны?

1. Родители (отец, мать).

2. Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя).

3. Брат, сестра.

4. Взрослый знакомый.

5. Знакомый родителей.

6. Друзья.

7. Лучший друг (подруга).

8. Компания, приятели.

9. Знакомая девушка, знакомый юноша.

10. Товарищи по учебе, работе.

11. Товарищи по кружку, секции, студии и т. п..

12. Историческая личность

13. Известный всем человек.

14. Человек, о котором вы знаете от других.

15. Литературный персонаж.

 

Обработка полученных данных. Все лица, упомяну­тые данным школьником, записываются в отдельный список без повторений, затем «оценки» лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них.

После сравнения два-три лица, имеющие наибольшее количество баллов, выносятся на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и со­ставляют референтную группу данного школьника.

 

Методика 6. Референтометрия (2-й вариант)

Цель: выявление референтной группы школьника в классе.

Ход выполнения. Учитель должен составить план ин­дивидуальной беседы со школьником, основное содержа­ние которой заключается в следующем. Учитель указы­вает школьнику, что он может познакомиться с некото­рыми оценками, которые ему дали одноклассники. Учитель спрашивает, с чьей бы оценкой (единственной) испытуемый хотел познакомиться. После того как ученик назвал одного из одноклассников, учитель предлагает ему сделать еще один выбор соученика. И, наконец, уже совершенно окончательный, третий выбор. Эти три одно­классника и составляют ядро референтной группы для данного школьника.

Выявление с помощью указанных методов референт­ной группы дает учителю возможность определить не только отношение каждого ученика к своим сверстни­кам, но и его ценностные ориентации: установить те ка­чества его личности, в оценке которых он нуждается в большей степени. Наконец, референтометрия позволяет в некоторой степени прогнозировать поведение ученика в определенных ситуациях. Предположим, например, что референтную группу для ребенка составляют учащиеся из его же класса. Следовательно, в коллективе сущест­вует группа ребят, мнение которых очень много значит для этого школьника. Опираясь на их поддержку, учи­тель сможет влиять на его поведение, что особенно важ­но в подростковом возрасте, когда мнение сверстников имеет для подростка большую ценность.

Итак, описанная выше система социометричееких и референтометрических методов является достаточно на­дежным, средством изучения межличностных отношений в коллективе. С помощью этих методов можно опреде­лить положение каждого ученика в классе, степень его удовлетворенности своим положением и отношением сверстников.

 

Цель и инструкция. Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.

Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4)

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)

4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2)

5. Живу и существую отдельно от нее (1)

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1. Да, очень хотел бы перейти (1)

2. Скорее перешел бы, чем остался (2)

3. Не вижу никакой разницы (3)

4. Скорее всего остался бы в своей группе (4)

5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5)

6. Не знаю, трудно сказать (1)

III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

3. Хуже, чем в большинстве классов (1)

4. Не знаю, трудно сказать (1)

IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

4. Не знаю. (1)

V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

4. Не знаю (1)

Уровни групповой сплоченности

  • 15, 1 баллов и выше - высокая;
  • 11, 6 - 15 балла - выше средней;
  • 7 - 11,5 - средняя;
  • 4 - 6,9 - ниже средней;
  • 4 и ниже - низкая.

Методика 8. Психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).

Цель: методика ориентирована на определение психологического климата по трем критериям - эмоциональному, моральному и деловому.

Инструкция. Испытуемым предлагается три вопроса:

  • а) Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?
  • б) Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?
  • в) Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?

Дается инструкция: «По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой».

  • Всегда волнует - 5
  • Чаще волнует - 4
  • Волнует в половине случаев - 3
  • Чаще не волнует - 2
  • Совсем не волнует - 1

Пусть испытуемый дал по предложенным вопросам следующие оценки: а - 4; б - 4; в - 3.

Обработка и интерпретация результатов:

Вычисляется средний балл группы: Х=(А + Б + В) / 3хП

где А, Б, В - балльные оценки по вопросам; П - число испытуемых. Пусть X = 3,8

Критерии оценки. Если:

  • а) X > 4,5 балла, показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла.
  • б) 3,5 < Х < 4,5- показатель психологического климата средний, оценка 2 балла.
  • в) В остальных случаях показатель психологического климата низкий, оценка 1 балл. В нашем случае Х = 3,8, оценка 2 балла.

Методика 9. Фотография класса.

Инструкция: учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить своё фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, обращайте внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.