Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе




Определив, на какой ступени развития находится коллектив учащихся, нельзя, однако, считать задачу по его изучению решенной. Психологические характеристи­ки, исследование которых дает возможность установить уровень развития коллектива, представляют собой лишь одну сторону межличностных взаимодействий, складываю­щихся в группе. Это так называемый процесс интегра­ции—объединения, сплочения коллектива. Наряду с ним постоянно происходит другой процесс—дифферен­циация взаимоотношений между учениками, выделение в структуре класса «звезд», изолированных, группиро­вок и т. д. Исследование этих явлений—задача не ме­нее важная, чем изучение сплоченности, соучаствования и других интегративных характеристик.

Почему один школьник пользуется симпатиями боль­шинства одноклассников, а другой одинок? Чем объяс­нить тот факт, что пионерское звено, состоящее из ре­бят, занимающихся в основном на «хорошо» и «отлич­но», раздирают противоречия и конфликты, тогда как другое, «слабое» (по успеваемости), вызывает восхи­щение своей дружбой и согласием? В чем причина отда­ления некоторых учеников класса от своих одноклассни­ков? Как их вернуть в коллектив? Это лишь небольшая часть вопросов, возникающих перед педагогом в его ежедневной работе и требующих знания им структуры межличностных взаимодействий. Как же изучить эту структуру?

Для изучения межличностных отношений в коллек­тиве могут быть использованы различные формы социометрического метода. Суть его заключается в выборе учащимися других членов группы для совместной дея­тельности в каких-то заданных условиях (сидеть за од­ной партой, готовиться к контрольной работе, пойти в кино и т. п.). Осуществляемый каждым ребенком выбор показывает, кому из одноклассников он отдает предпоч­тение и пользуется ли при этом взаимностью, а статисти­ческий анализ данных позволяет выявить некоторые ко­личественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности ими каждого ученика и клас­са в целом.

Рассмотрим процедуру исследования с помощью социометрического метода.

Методика 3. Социометрия [1]

Цель: выявление межличностных отношений в клас­се.

Ход выполнения. Эксперимент может протекать в двух формах: путем выбора товарища по парте и «выбо­ра в действии». В первом случае учащимся предлага­ется подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3—5 учащихся) и неопреде­ленным (предлагается указать несколько фамилий школьников своего класса). В любом случае желатель­но соблюдать последовательность предпочтений (в пер­вую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зави­симости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел жить в одной по­ходной палатке?», «Назови трех учеников вашего клас­са, которых ты рекомендовал бы для участия в дискус­сии с членами молодежных организаций других стран», «С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовить­ся к контрольной работе по математике?». Одни вопро­сы (критерии выбора) направлены на выявление эмо­циональных связей, другие—деловых.

Обработка полученных данных. На основании ре­зультатов составляется матрица, куда записывается спи­сок класса, а в верхнюю строку — номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ста­вятся номера выборов (1,2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Углова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седь­мой строки со столбцами 3,5 и 6.

Если ученики выбрали друг друга (например, по данным приведенной матрицы Антонова выбрала № 4 Дятлову, а Дятлова выбрала №1—Антонову), то эти два выбора (с координатами (1,4) и (4,1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны курсивом. Номера мальчиков обычно обводятся тре­угольниками, девочек — кружочками. Затем на отдель­ном листе вычерчивается социограмма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.