Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок разработки главного бюджета организации




Главный (генеральный) бюджет состоит из двух частей:

1) оперативного бюджета,

2) финансового бюджета.

Оперативный бюджет также называется текущим, периодическим бюджетом. Он состоит из следующих бюджетов (смет):

- бюджет продаж,

- производственный бюджет,

- бюджет закупки и использования материалов,

- бюджет трудовых затрат,

- бюджет общепроизводственных расходов,

- бюджет административно-управленческих расходов,

- бюджет расходов по продажам (коммерческих расходов).

На основе перечисленных выше бюджетов составляется бюджетный (прогнозный) отчет о прибылях и убытках.

Бюджет продаж

Бюджет продаж определяется руководством на основе исследований отдела маркетинга. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.

Бюджет продаж и его товарная структура оказывают воздействие на большую часть других бюджетов, которые, по существу, построены на информации, определенной в бюджете продаж.

Подготовка бюджета продаж - отправная точка во всем процессе составления общего бюджета. Объем продаж и его товарная структура предопределяют уровень и общий характер деятельности организации. Бюджет продаж является наиболее сложным этапом в процессе планирования. Это связано с тем, что объем продаж и, следовательно, выручка от них определяются не столько производственными возможностями организации, сколько возможностями сбыта на реальном рынке, который подвержен влиянию неконтролируемых факторов, часто с большой долей неопределенности. В состав этих факторов входят:

- деятельность конкурентов;

- общее положение на национальном и мировом рынках;

- стабильность поставщиков и покупателей;

- результативность рекламы;

- циклические, сезонные и другие случайные колебания рынка.

Существует два основных подхода к формированию бюджета продаж:

1. Статистический прогноз на основе математического анализа общеэкономических условий, конъюнктуры рынка, кривых роста производства и т.п.

2. Экспертная оценка, полученная путем сбора информации менеджерами в регионах и персоналом отдела сбыта.

В некоторых организациях персонал по сбыту оценивает сбыт каждого товара каждому из клиентов, в других - региональные управляющие оценивают общие проблемы продаж в целом по своему региону.

Обе оценки имеют достоинства и недостатки. Практика показывает, что большая часть крупных компаний использует комбинацию этих оценок.

Производственный бюджет

После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении можно определить объем выпуска продукции, который необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов. Руководство сначала должно определить, останется ли уровень запасов готовой продукции прежний либо он должен быть увеличен или уменьшен. На основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции и объема продаж разрабатывается производственный график.

Производственный бюджет рассчитывается так:

· производственный бюджет = бюджет продаж + прогнозируемый запас готовой продукции на конец года - запас готовой продукции на начало года.

На основе производственного бюджета разрабатывается бюджет закупки и использования материалов, бюджет трудовых затрат и бюджет общепроизводственных расходов.

Бюджет закупки использования материалов

Плановые потребности закупки материалов и их использование могут быть подготовлены как в одном документе, так и в отдельных самостоятельных бюджетах. Как правило, предпочитают единый документ.

В этом бюджете определяются сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для выполнения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предполагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на их оценочные закупочные цены, получают бюджет закупки материалов.

Бюджет трудовых затрат

Этот бюджет определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объема производства. Количество часов получается умножением количества единиц продуктов или услуг на норму затрат труда вчасах на единицу.

В этом же документе определяются затраты труда в денежном выражении умножением необходимого рабочего времен па различные часовые ставки оплаты труда.

Бюджет общепроизводственных расходов

Данный бюджет представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых материальных и трудовых затрат, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде.

Этот бюджет имеет две цели:

- интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанные менеджерами по производству и его обслуживанию;

- предоставить данные для вычисления нормативов общепроизводственных расходов на предстоящий учетный период.

Бюджет административно-управленческих расходов

Это детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, но необходимых для поддержания деятельности в целом в будущем периоде. Большую часть этого бюджета составляют постоянные затраты.

Бюджет расходов по продаже (коммерческих расходов)

За разработку и исполнение этого бюджета несет ответственность отдел продаж. В данном бюджете детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде.

Прогноз себестоимости. Прогнозный отчет о прибылях и убытках

На основе подготовленных бюджетов главный менеджер или директор по составлению бюджетов может начать разрабатывать прогноз себестоимости продукции. Для формирования этого бюджета требуются данные:

- бюджета закупки и использования;

- бюджета трудовых затрат;

- бюджета общепроизводственных расходов.

Используя данные об ожидаемых доходах из бюджета продаж и себестоимости реализованной продукции, а также информацию из бюджетов коммерческих и административно-управленческих расходов, можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках. Он содержит следующие показатели:

1) выручка от реализации продукции;

2) запасы материалов на начало периода;

3) закупки материалов;

4) запасы материалов на конец периода;

5) стоимость потребленных материалов (п.2 + п.3 - п.4);

6) заработная плата производственных рабочих;

7) общепроизводственные расходы;

8) совокупные производственные расходы (п.5 + п.6 + п.7);

9) запасы готовой продукции на начало периода;

10) запасы готовой продукции на конец отчетного периода;

11) себестоимость реализованной продукции (п.8 + п.9 - п. 10);

12) коммерческие и административно-управленческие расходы;

13) планируемая прибыль от производства (п. 1 - п. 11 - п. 12).

 

Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет включает в себя:

- бюджет капитальных затрат,

- бюджет (смету) денежных средств организации.

На основе указанных бюджетов, а также на основе прогнозного отчета о прибылях и убытках составляется прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении организации).

Бюджет капитальных затрат

Определение направлений капитальных вложений и получение денежных ресурсов для них является комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема состоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить, чтобы обеспечить максимальную рентабельность производства на перспективу. Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет денежных средств, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный отчет о прибылях и убытках, прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов.

В большинстве случаев планы административно-управленческих расходов и капитальных вложений принимаются на высших уровнях управления. Однако значительная часть такой информации может быть обработана на уровне подразделений организации и включена в периодические бюджеты.

Прогнозный отчет о финансовом положении

Последним шагом в процессе подготовки главного бюджета является разработка прогноза финансового положения или прогнозного бухгалтерского баланса для организации в целом. Для этого используются данные всех бюджетов. Прогнозный бухгалтерский баланс является конечным продуктом всего процесса составления бюджета.

Оперативный и финансовый бюджет тесно взаимосвязаны. Взаимосвязь бюджетов показана на рис.8.1.

 

 

Рис. 8.1. Взаимосвязь оперативного и финансового бюджета

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.