Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие предметных действий




КТО ПРИЕХАЛ

ПАЛЬЧИК О ПАЛЬЧИК

ОЛАДУШКИ

Цель: развитие чувства ритма.

Форма проведения: индивидуальная.

Ход игры: Взрослый читает потешку, двигая ру­ки ребенка к себе и от себя.

Ай-тата, тата, тата,

Пожалуйте, решета,

Мучки посеять,

Пирожки затеять.

А для нашей лапушки

Затеем оладушки,

Испечем блинка

Покормить сынка!

(Русская потешка)

Цель: развитие подвижности пальцев, умения двигаться в соответствии со словами.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Ребенок сидит на стуле перед взрос­лым и под песенку взрослого повторяет за ним движения.

Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза).

Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши)!

Ножками топай, топай (2 раза).

Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками)!

Пальчик о пальчик тук, да тук (2 раза).

Цель: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Пальцы обеих рук складываются кон­чиками вместе.

Кто приехал? Быстро хлопает кончиками боль­ших пальцев.

Мы, мы, мы! Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одно­временно быстро хлопают.

Мама, мама, это ты? Хлопает кончиками боль­ших пальцев.

Да, Да, Да! Хлопает кончиками указательных пальцев.

Папа, папа, это ты? Хлопает кончиками боль­ших пальцев.

Да, да, да! Хлопает кончиками средних пальцев.

Братец, братец, это ты? Хлопает кончиками больших пальцев.

Да, да, да! Хлопает кончиками безымянных пальцев.

Ах, сестричка, это ты? Хлопает кончиками боль­ших пальцев.

Да, да, да! Хлопает мизинцами.

Все мы вместе? Хлопает всеми пальцами.

Да, да, да!

(Болгарская песенка)

Предметная деятельность — это действия с пред­метами согласно их назначению. Благодаря взрос­лому ребенок усваивает постоянное назначение предметов, которое не меняется в зависимости от ситуации. Это не означает, что ребенок будет ис­пользовать предметы только по назначению, но важ­но, что он это осознает.

Связь действия с предметом проходит три фа­зы развития: выполнение любых знакомых дейс­твий с предметом; употребление предмета только по прямому назначению; свободное использование предмета, но на другом уровне.

Предметная деятельность развивается постепенно — во-первых, с возрастом ребенка; это зависит от умственного и физического развития малыша. Во-вторых, на развитие предметной деятельности влия­ют так называемые социальные факторы, то есть условия жизни и воспитания ребенка.

Предметная деятельность является ведущей для развития ребенка раннего возраста. Ее развитие определяет и развитие всех сторон психики и де­ятельности ребенка.

Трудности и возможности в развитии предмет­ных действий в раннем возрасте27

• Волевой регуляции своего поведения у малы­шей еще нет: они не могут сознательно подчинить­ся требованиям взрослых и способны выполнить и освоить только то, что привлекло их внимание. Следовательно, нужно делать так, чтобы

_______________________________

27 Смирнова Е. О., Авдеева Н. Н., Галигузова Л. Н., Дробинская А. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Рекомендации по обучению детей предметным действиям.

 

нужное и полезное для ребенка действие стало интерес­ным и привлекательным для него, чтобы он сам захотел его освоить.

• Скорость научения предметному действию и способы его освоения у всех детей различны. По­этому в раннем детстве крайне непродуктивными являются любые групповые формы обучения пред­метным действиям. В период между первым и вто­рым годами жизни дети осваивают образцы пред­метного действия только в индивидуальном, лично им адресованном и к их нуждам приспособлен­ном общении со взрослым.

• Без смысловых ориентиров (для чего это нуж­но) или нечетко заданных связей предметного дей­ствия с реальными потребностями ребенка разви­тие предметных действий легко сводится к совер­шенствованию моторного навыка, не приводящего к формированию собственно предметного действия в его психологическом смысле.

• Может случиться так, что в ходе подража­ния ребенок усвоит действие либо неправильно, ли­бо частично. Например, известны случаи, когда, не успев еще толком понять смысл действия, малыш вырывает предмет из рук старших и начинает ак­тивно действовать с ним сначала подобно тому, как это делал взрослый, а потом все более нети­пичным для данного предмета образом. Это связа­но с тем, что многие действия требуют не просто подобия тому, как это делает взрослый, а точности совершения действий, особого порядка их испол­нения, учета последовательности операций и т. д. По простому подражанию усвоить такие действия сложно, необходимы иные способы научения. Под­ражание не позволяет усвоить смысл действия, оно лишь задает внешнюю схему действия и в этом смысле является достаточно ограниченным по воз­можностям обучения. Чтобы подражание от чисто внешнего перешло к более или менее осмыслен­ному, его необходимо сочетать с пояснениями, тог­да ребенок будет совершать действия не прибли­зительно, а точно так, как ему показывают, строго определенным образом, с учетом цели, ради кото­рой совершается действие.

• В поведении детей до полутора лет сущест­вует одна специфическая черта — игнорирование образца взрослого. Взрослый может счесть образец непосильным, неинтересным и перестать представ­лять его ребенку, а малыш неожиданно воспроизве­дет этот образец много дней спустя в совершенно иной ситуации, безо всякой стимуляции со сторо­ны взрослого. Следует помнить о таком феномене, как отсроченная имитация, и, даже если малыш не «берет» образец действия сразу, не отказывайтесь от последующих попыток ввести это действие, ес­ли вы уверены, что нет активного противодействия вашему показу.

• Тесно сотрудничая в предметной сфере с ре­бенком раннего возраста, не забывайте оставлять ему небольшое жизненное пространство, где он мог бы сам поэкспериментировать с предметами, поду­мать, вообразить что-то свое и осуществить свой план. Это очень важно для малыша. Нельзя запол­нять собой все его жизненное пространство, нуж­но дать ему время и место для собственных проб и ошибок.

 

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С КУКЛОЙ28

Эти игры способствуют формированию практичес­ких умений и навыков, прививают положительное отношение к умыванию, физкультуре, побуждают принимать посильное участие в труде.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.