Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биостанция юных натуралистов им. К.А. Тимирязева




 

 

1. Общие сведения и работа Биостанции. Биостанция юных натуралистов является чисто‑советским детищем: она была спроектирована и организована в послеоктябрьские дни. Период с января до июня 1918 г. был подготовительно‑организационным; фактическая работа на Биостанции началась 15 июня 1918 г. Первое время

Биостанция находилась в ведении местного (Сокольнического) отдела народного образования и проводила работу со школами и учительством своего района. Ближайшее участие в ее организации, помимо заведующего Б.В. Всесвятского, принимал видный местный общественный деятель И.В. Русаков. В дальнейшем охват работ Биостанции значительно перерос районные и общемосковские рамки, следствием чего явилось включение ее в сеть центральных опытных учреждений Наркомпроса, в составе которых она находится с 1922 г. до настоящего времени. Основной задачей, стоящей перед Биостанцией, как опытно‑педагогическим учреждением, является воспитание в подрастающем поколении активных работников социалистического строительства – исследователей, борцов за господство человека над природой, которые умели бы не только исследовать природу, но на основании этих исследований изменять ее в связи с современными запросами и нуждами СССР.

В состав Биостанции в настоящее время входят следующие учреждения: 1) собственно Биостанция (в узком смысле слова), 2) школа II ступени с интернатом (Биостанция вместе со школой находится в Сокольниках, под Москвой; оба учреждения вместе составляют центральное отделение Биостанции), 3) школа крестьянской молодежи, 4) школа I ступени и 5) детский сад (последние учреждения находятся за городом, близ ст. Хотьково, по Северным железным дорогам, в 50 верстах от Москвы и составляют Хотьковское отделение Биостанции. Они присоединились к Биостанции с 1926 г.).

Биостанция (в узком смысле слова) в свою очередь делится на следующие отделы и базы:

I. Растениеводная база, которую составляют: а) опытный огород с парниками, б) плодово‑ягодный и декоративный питомник, в) теплица, г) ботанический садик.

II. Уголки животных в своем составе имеют: а) «живой уголок» школьного типа, б) вольеры с птицами, в) пасеку.

III. Звероводная база (с лисицами, песцами, соболями).

IV. Птицеводная база.

V. Базы исследовательского типа, ккоторым принадлежат: а) биологическая лаборатория, б) метеорологическая станция, в) фенологическая станция, г) станция по привлечению и кольцеванию птиц, д) бюро защиты растений, е) садово‑огородная лаборатория.

VI. Постоянная методическая выставка, при которой находятся методическая библиотека и методический архив Биостанции.

На материале этих отделов, составляющих в совокупности материальную учебную и исследовательскую обстановку Биостанции, и проводится большая часть производственно‑педагогической, опытно‑педагогической и исследовательской работы Биостанции. Эта обстановка, в первую очередь, используется экскурсбазой Биостанции, проводящей экскурсии с детьми, педагогами и другими посетителями Биостанции. Кроме того, на этих же базах работают кружки учителей, кружки юных натуралистов, краткосрочные курсы учителей, школа II ступени и дошкольная площадка при Биостанции. Не считая последних двух учреждений, годовая пропускная способность Биостанции за последнее время достигла 32 000 человек.

Для выявления своей работы, а также освещения аналогичных работ учителей, работающих в том же направлении, Биостанция с 1924 г издает небольшой периодический орган – ежемесячный журнал «Листки Биостанции юных натуралистов им. К.А. Тимирязева».

Таким образом, производственно‑педагогическая работа Биостанции имеет самые разнообразные формы: 1) Биостанция ведет дошкольную и школьную работу с детьми I и II ступеней в ШКМ. 2) Проводит экскурсии в природу и по Биостанции с детьми разных возрастных групп, со студентами вузов, крестьянами и рабочими. 3) Ведет кружковую работу с юными натуралистами, студентами, педагогами, крестьянами и рабочими. 4) Проводит широкую общественную работу в области благоустройства (например, день леса, день малярии) с вовлечением школьников, пионеров, юных натуралистов и др. 5) Проводит семинарии со студентами и педагогами.

6) Руководит краткосрочными курсами и практикумами для студентов и педагогов.

7) Выступает с докладами и лекциями по методическим и производственным вопросам. 8) Выявляет свой практический опыт в печати. Помимо организационной и производственно‑педагогической работы, Биостанция ведет опытно‑педагогическую и исследовательскую работу. Опытно‑педагогическая работа направляется методическим бюро Биостанции, исследовательская – исследовательским бюро.

2. Основные задачи Биостанции и достижения. Основные опытно‑педагогические задания Биостанции кратко можно формулировать следующим образом: 1. Организация педагогической работы на основе исследовательской работы учащихся. 2. Организация образовательного материала школы на основе общественно‑полезной исследовательской работы учащихся (изучение и использование производительных сил отдельных районов страны). 3. Разработка методов, форм, содержания и организации массовой исследовательской и общественно‑полезной работы подростков в связи с современными культурными и хозяйственными потребностями страны и в соответствии с планами хозяйственных и научных госучреждений. 4. Разработка вопросов исследовательского метода применительно к дошкольному и школьному (I и II ступени) возрастам. 5. Педологическое обоснование основных направлений работы Биостанции.

Частными задачами, вытекающими из основных, являются: 1) Разработка и проверка комплексных программ (по естествоведению, обществоведению и труду) для школ I и II ступеней, а также для школ крестьянской молодежи. 2) Разработка плана работ в природе и с природным материалом детей дошкольных учреждений. 3) Разработка программ и инструкций для натуралистических кружков по исследованию естественно‑производственных сил СССР. 4) Разработка планов, форм общественно‑полезных работ школы в условиях как города, так и деревни. 5) Разработка методики и организации экскурсий в природу. 6) Разработка методики и организации детских работ в области сельского хозяйства. 7) Разработка исследовательских краеведческих тем применительно к вопросам различных возрастных групп детей и к различным типам природного и экономического окружения. 8) Разработка вопросов профессионализации II концентра школы II ступени в связи с исследовательскими задачами учреждения. 9) Ознакомление с теорией и практикой исследовательского метода широких учительских кругов СССР.

Исследовательская работа Биостанции непосредственно вытекает из ее основного опытного задания – разработки исследовательского метода. Применяя последний в повседневной работе с детьми и взрослыми, Биостанция постепенно накапливает и выявляет исследовательскую продукцию, необходимую ей для углубления своей же педагогической работы. Основной формой организации исследования выбрана коллективная исследовательская работа в природе с тенденцией ее развития в массовую. В этом отношении одной из главных методических задач Биостанции является разработка методики массовых исследований.

Педагогическая энциклопедия: В 3 т. – М., 1928. – Т. 2. – С. 344–346.

 

Поражает размах работы, которая велась на Биостанции. Какое из перечисленных направлений вам представляется наиболее значимым?

На станции большое внимание уделялось исследовательской деятельности. Сравните работу на станции с тем, что сейчас делают современные станции натуралистов. Что из опыта прежних лет следует перенять?

Как вы оцениваете основные задачи, которые решались в те годы Биостанцией? Сохранили ли они актуальность сегодня?

 

Прочтите материал о детских творческих объединениях, напечатанный в конце 20‑х годов, и попробуйте ответить на следующие вопросы.

 

Что, на ваш взгляд, в нем, может быть, устарело, а что вполне актуально и сегодня? Согласны ли вы с данными определениями – «кружок», «ассоциация»?

Как вы расцениваете слова Н.К. Крупской о роли кружков в жизни детей и подростков?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.