Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание и педагогическая поддержка




Анкета

 

 

Дорогой друг!

Просим тебя высказать свои суждения о деятельности во внешкольном учреждении, они помогут лучше организовать его работу, учитывая твое отношение к занятиям в творческом объединении и участие в мероприятиях по организации свободного времени.

Обведи кружком цифру, стоящую перед тем ответом, который соответствует твоему мнению. Если предложенные варианты ответов тебя не устраивают, то напиши, пожалуйста, свой ответ.

1. Членом кружка (клуба) являюсь:

– первый год;

– второй год;

– третий год.

2. Занятия посещаю:

– систематически;

– довольно часто;

– от случая к случаю.

3. Хорошее настроение во внешкольном учреждении вызывает:

– возможность заняться любимым делом;

– интересно организованные занятия;

– общение с друзьями;

– возможность испытать себя в новой роли;

– возможность получить одобрение руководителя;

– общение со специалистом – руководителем объединения;

– возможность получить положительный результат;

– обстановка во внешкольном учреждении;

– одобрение родителей…

4. Я посещаю внешкольное учреждение, потому что:

– нравятся занятия в объединении (кружке, клубе и др.);

– есть свободное время;

– постоянно узнаю что‑то новое;

– могу удовлетворить свои интересы;

– занятия в коллективе дают возможность лучше понять себя;

– ко мне по‑доброму относятся;

– этим делом не могу заняться в школе;

– могу проявить свои способности;

– это имеет значение для моей будущей профессии;

– имею опыт такого рода деятельности;

– за участие в работе кружка меня часто хвалят;

– об этом просили мои родители;

– это помогает мне лучше учиться;

– здесь всегда хорошие отношения между взрослыми и ребятами;

– мне нравится руководитель объединения;

– здесь мы все равны и каждый выполняет посильное ему дело;

– могу отдохнуть и развлечься;

– здесь ко мне лучше относятся, чем в школе и дома;

– это дает мне возможность выезжать в другие города;

– это дает мне возможность бывать в других внешкольных учреждениях;

– получаю возможность поднять свой авторитет среди друзей, учителей, родителей…

5. Включаясь в работу объединения, я:

– предпочитаю действовать по совету руководителя;

– предлагаю свой вариант дела;

– имею возможность свободно выбрать свою часть работы;

– работаю самостоятельно;

– работаю совместно с ребятами;

– сам организую работу других членов группы;

– работаю совместно с родителем.

6. Могу сказать о себе, что умею:

– объяснить цель и направление работы объединения;

– работать в коллективе;

– осознавать свою ответственность и обязанности по работе;

– самостоятельно выполнять свой объем работы;

– помочь новичку освоиться во внешкольном учреждении;

– оценить свои занятия с точки зрения будущей профессии;

– использовать полученные знания и умения в учебе;

– использовать полученные знания и умения в домашней работе;

– извлекать нужную информацию для занятий;

– критически оценивать возникающие ситуации и искать выход;

– правильно относиться к успехам и неудачам;

– быть настойчивым и доводить начатое дело до конца;

– быть дружелюбным и терпимым по отношению к окружающим;

– работать под руководством педагога;

– заменить руководителя в случае его болезни;

– увлечь товарищей идеей, предложением, мастерством;

– организовать подобную работу в школе, во дворе…

7. Ваше внешкольное учреждение со школой:

– поддерживает деловые контакты;

– интересуется учебой и обменивается опытом;

– не поддерживает контактов.

Спасибо за ответы!

Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. – Оренбург, 1993. – С. 60–62.

 

В 1992 г. был принял Закон Российской Федерации «Об образовании», сыгравший огромную роль в реформировании отечественной системы образования. Именно в этом документе впервые были провозглашены гуманистический характер образования и приоритет общечеловеческих ценностей. В Законе целый раздел (ст. 26) посвящен дополнительному образованию. Здесь был введен не только новый термин, о правильности которого до сих пор ведутся споры, но и дано правовое обеспечение преобразования системы внешкольной работы, сложившейся в течение предыдущих 80 лет.

Познакомьтесь со ст. 26 Закона Российской Федерации «Об образовании» и скажите, что, на ваш взгляд, требует дальнейшего уточнения и доработки. Ваши соображения тем более интересны, что в настоящее время ведется работа над Законом о дополнительном образовании. И у вас в ближайшем будущем будет возможность оценить свою прозорливость.

И еще. Подумайте над самим термином «дополнительное образование». Возможно, вам ближе: «неформальное образование»? Почему было решено оказаться от прежнего понятия «внешкольное образование»?

Для того чтобы у вас было шире пространство для размышлений, предлагаем выдержки из педагогических энциклопедий и словарей, изданных в разные годы.

В начале 90‑х годов начался этап эволюционного преобразования внешкольной работы в систему дополнительного образования детей. Специалисты связывают необходимость реформирования с рядом обстоятельств.

 

Во‑первых, происходят принципиальные изменения в общественном сознании. Взгляд на человека прежде всего как специалиста уступает место взгляду на личность с позиций культурно‑исторической педагогики развития.

Во‑вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации.

В‑третьих, культурно‑образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у родителей.

В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Проблемный анализ концепции реформирования образовательной системы России позволяет отнести дополнительное образование к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка. В традиции российской (включая и советский период) педагогики создавать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С. Выготский), среду общения, поле деятельности, которые невозможно подменить даже самым интересным уроком.

Значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Путем обмена видами деятельности дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценных ориентаций. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, стремится к органическому сочетанию видов организации досуга (отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Учитывая, что период детства в целом характеризуется проявлением талантов, поддержка и развитие творчества детей является одной из приоритетных задач дополнительного образования.

Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию // Внешкольник. – 1996. – № 31. – С. 2–3.

 

Как вы понимаете перечисленные социокультурные проблемы? В чем заключается связь между ними и необходимостью создания системы дополнительного образования детей?

Согласны ли вы с утверждением, что дополнительное образование – это сфера наибольшего благоприятствования для становления личности каждого ребенка? Следует ли понимать эти слова как констатацию факта или как некий лозунг, отдаленную перспективу?

Почему, на ваш взгляд, дополнительное образование имеет неисчерпаемые возможности при создании системы успеха для каждого ребенка? Как вы понимаете слова «ситуация успеха»?

 

В середине 90‑х годов все больше специалистов – педагогов, психологов, философов стали признавать важность дополнительного образования детей. Они увидели в нем те возможности для развития ребенка, которые не может дать основное образование. Интересный взгляд на проблему представлен в статье видного ученого А.Г. Асмолова. Познакомьтесь с этой работой и выделите те положения, которые вам представляются наиболее значительными для характеристики дополнительного образования.

 

Уместно вспомнить, что в культуре различают три вида связей между поколениями. Это связь в традиционных культурах, когда все передается через традиции предков. Второй путь – когда опыт передается через инструкцию взрослого, стоящего над ребенком. Главная форма подобного образования – монолог, столь характерный для нашей массовой школы. Есть иной путь – через детскую субкультуру и культуру взрослых, когда сотворчество взрослого (педагога) и детей, их партнерство рождает особый спектр отношений, задает определенную специфику образования. С этой точки зрения высвечивается совершенно уникальная роль дополнительного образования.

Во‑первых, следует отметить, что дополнительное образование – это образование, занятое расширением экологии детства. Когда мы слышим о закрытии учреждений дополнительного образования или о сворачивании их деятельности – дело не в домах, не в метрах, а в том, что сокращается экологическое пространство детской жизни и, тем самым, меняется образ детской жизни.

Во‑вторых, я хотел бы дать главную характеристику дополнительного образования – это «образование возможности быть», возможности быть личностью. В дополнительном образовании, где ребенок действует по своей инициативе, происходит не просто обучение, а подготовка возможности быть. Ребенок в Доме творчества, в школе юных моряков, юннатов… не только учится, как строить корабль или пестовать кроликов, хотя и это происходит, а совершает другую, самую главную в жизни вещь – ищет смысл жизни, пробует себя в разных ролях. В этом главная миссия дополнительного образования.

Здесь уместно повести разговор о дополнительном образовании как вариативном образовании, в основе которого лежат идеи педагогики развития.

Вариативное образование – это поисковое образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы. Оно помогает личности обрести иные пути понимания и переживания знаний в изменяющемся мире. Целью вариативного образования является формирование у ребенка такой картины мира в совместной деятельности со взрослым и сверстниками, которая бы обеспечивала ориентацию личности в различного рода жизненных ситуациях, в том числе в ситуациях неопределенности, стимулировала бы процессы личностного саморазвития.

Те, кто не понял этого, стали говорить, что вариативность – образование по выбору учебных предметов. А ведь дело заключается не в том, что мы просто выбираем «предметы» в области образования. Идет рост личности. «Предмет» же только средство. Когда мы в школе начинаем вариативное образование сводить к тому, что дали выбирать ученикам физику, химию, или ввели культурологию, – это хорошо. Но не в этом психологическая правда жизни. Дополнительное образование пронизано идеей детоцентризма, в частности, потому, что мы выходим за пространство привычной школы и расширяем возможности выбора ребенком не учебного предмета, а «веера социальных ситуаций развития» (Л.С. Выготский).

Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. – 1997. – № 9. – С. 7.

 

 

 

Один из самых постоянных и сложных вопросов, волновавших человечество с древних времен, – это вопрос о воспитании подрастающих поколений. Каждая историческая эпоха вносила свой немалый вклад в решение этой проблемы, но она так и осталась окончательно не решенной.

Сегодня мы вновь обращаемся к теме воспитания детей, спорим и размышляем, как лучше организовать воспитательный процесс и каково «место» воспитания в современном образовании.

 

Какую трактовку воспитания вы считаете наиболее современной и актуальной?

 

В качестве стимула к самостоятельному размышлению ознакомьтесь со следующими высказываниями о воспитании.

 

«…Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясно дорога добра. Но этого мало… Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»

(К.Д. Ушинский).

 

«Воспитание в широком смысле слова есть процесс специально организованной передачи из поколения в поколение социально‑культурного опыта и создания условий для проявления внутренней мотивации ребенка. В узком смысле воспитание – конкретная деятельность взрослого по включению ребенка в конкретные ситуации жизни сообщества, формирование условий для его внутреннего роста»

(Тезаурус для учителей и школьных психологов).

 

«Трагедия человека состоит в том, что его характер, как и характер собаки, поддается формированию. … И подобно тому, как мы натаскиваем собак для своих целей, мы поступаем с нашими детьми.

Я убежден, что результатом несвободного воспитания является несвободная жизнь, которая не может быть прожита полноценно. У новых поколений должен быть шанс вырасти в свободе. Подарить свободу – это подарить любовь, а только любовь может спасти мир»

(А. Нилл).

 

«Воспитать – вырастить ребенка, воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения»

(С.И. Ожегов).

 

«Воспитание есть процесс социальный. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя»

(А.С. Макаренко).

 

«Педагог, в сущности, не воспитывает ребенка, а только устраняет вредные влияния, которыми тот обязан матери‑природе»

(А. Дистервег).

 

«Воспитание – это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Это процесс приобщения к общему и должному»

(О.С. Газман).

 

«Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, – это и есть… настоящее воспитание. Учить самовоспитанию неизмеримо труднее, чем организовывать воскресное времяпрепровождение. … Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием»

(В.А. Сухомлинский).

 

Познакомьтесь с выдержками из статей о воспитании, представленными в педагогических энциклопедиях, изданных в разные годы. Выявите в них одинаковые и отличительные характеристики понятия «воспитание». Что, на ваш взгляд, в этих определениях кажется устаревшим, а что важно сохранить сегодня?

 

ВОСПИТАНИЕ – передача общественно‑исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду. Под влиянием среды и специально организованных условий происходит развитие духовных и физических сил детей, подростков и юношества, формирование их мировоззрения и приобретение ими знаний, умений и навыков. Организованный пед. процесс занимает центральное место в деле В. Он представляет собой планомерное целенаправленное воздействие воспитателей на воспитуемых. Наряду со школой (и внешкольными учреждениями) воспитывают семья, окружающая среда, условия жизни. Их воздействие при известных обстоятельствах (общественные отношения, уровень развития просвещения) становится особенно значительным.

В. является необходимой общественной функцией. Поскольку от него в значительной мере зависит жизнь и развитие общества, оно является вечной категорией. Но его конкретное содержание, формы и методы исторически обусловлены и существенно изменяются в зависимости от общественных отношений людей. В классовом обществе воспитание всегда выражает интересы господствующих классов (рабовладельцев, феодалов, буржуазии).

…В результате социалистической революции В. и школа становятся орудием борьбы за построение коммунизма. Достигается подлинное равенство образовательных возможностей для всех без исключения детей. Коренным образом меняется содержание В. – умственного, нравственного и трудового, физ. и эстетического, развиваясь в соответствии с идеалом человека коммунистического общества.

…Основные принципы В. в социалистическом обществе: связь с жизнью, с практикой коммунистического строительства. В. в труде на общую пользу. В. в коллективе, индивидуальный подход к воспитанникам.

В соответствии с этими принципами используются разнообразные методы пед. воздействия. Особенно большое место занимает метод убеждения – влияние на сознание, чувства и поведение воспитуемых. Широко применяется также метод упражнения или практического приучения детей к определенному поведению, к соблюдению принятых в обществе норм и правил. Восп. средствами являются поощрение и наказание. Большое значение в В. имеет соблюдение определенного режима труда и отдыха уч‑ся.

Педагогический словарь. – М., 1960. – С. 184–186.

 

ВОСПИТАНИЕ – процесс целенаправленного формирования личности. В условиях социализма В. имеет целью формирование коммунистич. сознания и поведения, всестороннее развитие личности, подготовку активных и сознательных строителей коммунизма.

В совр. пед. лит‑ре и практике понятие В. употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле оно включает в себя всю сумму воздействия, весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. В таком понимании В. охватывает не только воспитательную работу школы, детских и молодежных организаций, семьи, общественности, но и влияние всего уклада жизни общества, господствующих в нем идей, воздействие литературы, искусства, кино, радио, телевидения. В., в широком смысле этого слова, включает в себя также образование и обучение.

В узком смысле В. означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетич. вкуса, физич. развития. Оно осуществляется семьей, учебно‑воспитательными учреждениями и общественными организациями. В таком понимании В. не включает в себя образование и обучение. Однако оно находится в органич. единстве с обучением, в процессе к‑рого не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты характера.

…Особенности В. в условиях социализма вытекают из характера социалистич. общественных отношений и объективного развития самой личности человека. Экономическая и социальная жизнь эпохи социализма настоятельно требует воспитания у всех членов общества новых черт и преодоления старых привычек, унаследованных от классового общества. В период перехода от социализма к коммунизму создаются реальные возможности для В. новых людей, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физич. совершенство. Каждому члену общества предоставляются равные возможности для творческого труда и образования, для развития способностей и дарований в области производства, науки, техники, литературы, искусства и других областях гос., хоз. и культурной жизни. В. нового человека – строителя и гражданина коммунистич. общества предполагает формирование коммунистич. мировоззрения, упрочение принципов коммунистич. морали, трудовое воспитание, умственное, физич. и эстетич. развитие личности. В., осуществляемое в условиях социализма, исходит из интересов всего общества и имеет своей целью обеспечить расцвет человеческой личности, утвердить на земле мир, труд, свободу, равенство, братство и счастье всех народов.

Педагогическая энциклопедия. – М., 1968. – С. 384, 388.

 

ВОСПИТАНИЕ социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория В. – одна из основных в педагогике. Исторически сложились разл. подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, мн. исследователи выделяют В. в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т. е. отождествляя В. с социализацией), и В. в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. В. часто трактуется в еще более локальном значении – как решение к. – л. конкретной воспитат. задачи (напр., В. обществ. активности).

…Ни одно из существующих многочисл. определений цели В. не является исчерпывающим. В разл. пед. концепциях цель В. трактуется, в зависимости от социально‑филос. позиций авторов, как В. всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физич. совершенство; приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности; В. социально компетентной личности; автономной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности; эмансипация, свободное развитие личности; формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самой собой; развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

…Взаимодействие в процессе В. представляет собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение к‑рых имеет добровольный и избират. характер.

…В целом взаимодействие – диалог воспитателей и воспитанников и его воспитат. эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Результаты и эффективность В. в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько успешностью подготовки молодых членов общества к сознат. активности и самостоят. творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат В. – готовность и способность к самовоспитанию.

…Совр. В. направлено на формирование у личности, с одной стороны, нравств. – мировоззренч. устойчивости, с другой – гибкости. В быстроизменяющемся мире человек может жить и эффективно функционировать, обладая высокой психол. гибкостью. Ему необходима способность получать и усваивать новую информацию, адаптироваться к экон., социальным и психол. переменам как в обществе и гос‑ве, так и в ближайшем социальном окружении и в своей собств. судьбе. В то же время человеку необходимо иметь определенный внутр. стержень, мировоззрение, убеждения, иначе при каждом изменении развития общества и гос‑ва, индивидуального жизненного пути у человека могут проявиться невротич. реакция, дезадаптация, дезинтеграция личности, вплоть до ее распада.

В. – конкретно‑ист. явление, тесно связанное с социально‑экон., полит. и культурным уровнем общества и гос‑ва, а также с их этносоциальными и социально‑психол. особенностями.

…Вследствие происходящих в стране социально‑полит. и экон. преобразований началось широкое обществ. движение, направленное на коренной пересмотр характера, содержания, форм и методов В. Суть поиска состоит в том, чтобы в центр В. было поставлено развитие личности на основе общечеловеческих ценностей, реализации идеи приоритета личности по отношению к коллективу, обществу, гос‑ву. Достижение этой задачи требует признания приоритетной роли В. в социально‑экон. политике гос‑ва, жизни общества, гуманизации и демократизации В.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1993. – Т. 1. – С. 165–167.

 

ВОСПИТАНИЕ (как пед. явление) – 1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2) целостный, сознательно организованный пед. процесс формирования и образования личности в учебно‑воспитательных учреждениях социально подготовленными специалистами; 3) целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в к‑рой воспитанник является паритетным участником, и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей (в этом определении ребенок является и объектом, и субъектом); 4) предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути; 5) процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (в этой позиции ребенок – объект пед. воздействия); 6) целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, соц. и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности; 7) (в самом узком, конкретном значении) составные части целостного воспитательного процесса: умственное, направленное и т. д. воспитание.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000. – С. 22–23.

 

Писатель Владимир Дудинцев в одном из своих выступлений однажды сказал: «Вся наша педагогическая наука занята вопросом, каким набором приемов воспитывать? А надо просто любить ребенка, стремиться к нему и иметь, что ему дать».

Согласитесь, что для начала надо определиться в собственных взглядах на содержание воспитания. Попробуйте это сделать подчеркнув то, что соответствует вашей позиции.

Воспитательная деятельность – это:

– деятельность педагога,

– организация взаимодействия ребенка с миром,

– затрудняюсь ответить.

Чтобы заинтересовать детей какой‑нибудь деятельностью, надо:

– рассказать интересное,

– увлечь идеей,

– предложить игру,

– проявить свой интерес и любовь к тому, что преподаешь,

– затрудняюсь ответить.

Когда я пойду на первую встречу с детьми как педагог, то я буду думать о том, чтобы:

– им понравиться,

– заинтересовать тем делом, которым мы будем заниматься вместе,

– показать, как много я знаю и умею,

– показать им, как я люблю свое дело,

– скорее бы отработать и – домой,

– ни о чем не думаю.

Групповая деятельность детей – это:

– деятельность группы,

– взаимодействие детей,

– сотрудничество детей и педагога,

– организованная педагогом коллективная работа для получения определенного результата,

– затрудняюсь ответить.

На своих занятиях с детьми я буду стремиться организовать деятельность так, чтобы:

– им было интересно учиться,

– они подружились и лучше узнали друг друга,

– всем было весело,

– они уважали и любили меня,

– затрудняюсь ответить.

♦ Для меня самое главное при проведении занятий с детьми – достичь:

– конечного запланированного результата,

– выполнения программы,

– высоких показателей в навыках, знаниях, умениях детей,

– успеха (пусть даже совсем маленького!) для каждого,

– взаимопонимания,

– затрудняюсь ответить.

 

Можно ли согласиться с высказыванием Э. Дюркгейма: «Воспитание устанавливает и подкрепляет однородность, фиксируя у ребенка с самого начала существенные, типичные характеристики, требуемые коллективной жизнью»? Аргументируйте свой ответ.

 

В книге популярного современного писателя Бориса Акунина «Азазель» можно прочесть следующее рассуждение о нетрадиционной системе воспитания английской благотворительницы баронессы Эстер (создательницы первого московского приюта для мальчиков‑сирот):

 

Найти свой путь – самое главное в жизни любого человека. Я глубоко убеждена, что каждый человек неповторимо талантлив, в каждом человеке заложен божественный дар. Трагедия человечества в том, что мы не умеем, да и не стремимся этот дар в ребенке обнаружить и выпестовать. Гений у нас – редкость и даже чудо, а ведь кто такой гений? Это просто человек, которому повезло. Его судьба сложилась так. Классический пример – Моцарт. … А если бы он родился в семье крестьянина?! … Но поверьте мне, каждый без исключения ребенок таит в себе сокровище, только до этого сокровища надобно уметь докопаться!

… Просто мы, педагоги, недостаточно искусны. Или же в ребенке заложен талант, которому в современном мире нет употребления. Возможно, этот человек был необходим в первобытном обществе или же гений будет востребован в отдаленном будущем – в такой сфере, которую мы сегодня и представить себе не можем. У нас в интернате есть мальчик, который к тринадцати годам едва выучился говорить, но он вылечивает прикосновением ладони любую мигрень. Другой – он и вовсе бессловесен – может задерживать дыхание на целых четыре с половиной минуты. Третий взглядом нагревает стакан с водой.

Как устроена такая система?

…Из приюта, а подчас и прямо с улицы были взяты сто двадцать мальчиков‑сирот в возрасте от четырех до двенадцати лет. Если ребенок старше, с ним трудно что‑либо сделать – личность сформировалась. Для начала мальчиков разбили на возрастные группы, в каждой свой учитель, специалист по данному возрасту. Главная обязанность учителя – присматриваться к детям и исподволь давать им несложные задания. Задания эти похожи на игру, но с их помощью легко определить общую направленность натуры. На первом этапе нужно угадать, что в данном ребенке талантливее – тело, голова или интуиция. Затем дети будут поделены на группы уже не по возрастному, а по профильному принципу: рационалисты, артисты, умельцы, лидеры, спортсмены и так далее. Постепенно профиль все более сужается, и мальчиков старшего возраста нередко готовят уже индивидуально.

…Где же взять столько искусных педагогов?

Я очень хорошо плачу своим учителям, ибо педагогика – главнейшая из наук. Кроме того, многие из воспитанников выражают желание остаться в интернатах воспитателями. Это естественно, ведь интернат – единственная семья, которую они знали.

Акунин Б. Азазель. – М., 2000. – С. 79–81.

 

Вы восхищены и полностью согласны с баронессой Эстер?

Попробуйте дать научный анализ названной позиции?

По каким из высказываний у вас возникли вопросы или возражения?

Можно ли предложенную систему воспитания детей подвергнуть серьезной критике? Попробуйте это сделать.

 

Ценность и актуальность личностного подхода в образовании сегодня практически никто не отрицает. Однако однозначного понимания его в педагогической теории и практике нет. Среди множества концепций личностно‑ориентированного образования наиболее известной является позиция доктора педагогических наук, профессора В.В. Серикова. Главная мысль его концепции состоит в том, что личностно‑ориентированное образование – это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций воспитанников. К их числу относятся: определение, критическая оценка и выбор ценностей и образа жизни; волевая саморегуляция при достижении целей; рефлексия и построение личностной картины мира; ответственность за принимаемые решения; обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира; творческое преобразование и саморегуляция.

В соответствии с этими, а также и другими теоретическими положениями личностного подхода в образовании ученый предлагает и свое обоснование специфики воспитательной деятельности.

Прочтите отрывок из книги В.В. Серикова.

 

…Нельзя приступить к воспитанию, просто «выучив теорию», как это нередко делает учитель‑предметник. Для этого надо стать воспитателем, т. е. овладеть способами личностной самоорганизации, внутренней свободой, профессиональной педагогической культурой, психологическими механизмами и технологиями целенаправленного влияния на духовную сферу воспитанника. Смысл как сложная ментальная структура сознания вначале должен зародиться у воспитателя. Нельзя эффективно заниматься личностным опытом другого человека, не обладая собственным.

…Построение личностно‑ориентированной системы воспитания, как и всякой другой, начинается с обоснования ее цели, в основании которой лежат личностные характеристики индивида – социальность, нравственность, ответственность, автономность и др. Далее к обоснованию этой конструкции необходимо приложить все атрибутивные элементы проектирования личностно‑ориентированной воспитательной системы, рассмотреть специфический вид личностного опыта, который должен быть при этом усвоен, выявить своеобразие личностно‑ориентированной ситуации, необходимой для усвоения этого опыта, разработать и проверить «технологии» создания такого рода ситуации.

Критериями восхождения воспитательного процесса в личностно‑ориентированное пространство в соответствии с предложенными выше концептуальными положениями могут служить: 1) принятие воспитанниками предлагаемой им деятельности на личностно‑смысловом уровне; 2) обретение опыта ответственности, самоизменения в творческих процессах; 3) опыт совместного с воспитателем построения собственного личностного мира и др. Воспитатель, работающий в такой системе, – больше психолог, чем массовик‑затейник. Темы его педагогического общения с детьми не случайны. Это – проблемы мотивов человеческих поступков и решений, выбор в критических ситуациях, проявление волевых усилий, жизненные планы человека, преодоление жизненных катаклизмов. Важно, чтобы педагог и воспитанник уяснили, что смысл, ценностное отношение к явлениям мира подарить человеку нельзя. Личность – продукт ее собственного труда и исканий.

В рамках теории личностно‑ориентированного воспитания по‑новому понимаются многие традиционные педагогические понятия и явления. Например, что такое воспитательное мероприятие? Это способ организации той самой со‑бытийности (В.И. Слободчиков), благодаря которой личность обретает представленность для других и через это овладевает собственным поведением.

Воспитание, как никакая другая деятельность, предполагает совместность и ди‑алогичность ее участников. Неприятие воспитанником личности воспитателя автоматически ведет к неприятию предлагаемой им нравственной нормы. Детское сообщество, организуемое в воспитательных целях (коллектив), есть особая форма социального, развивающаяся через диалог носителей культуры, поиск совместно принимаемых ценностей и традиций, ролевую игру, самоорганизацию, выход в расширяющееся социальное пространство.

Если в процессе обучения ребенок сталкивается в основном с обезличенным опытом, то в процессе воспитания усваиваемый опыт изначально материализован в личности его главного носителя – воспитателя.

Кстати, именно через сравнение воспитания с обучением – параллельно идущим педагогическим процессом – достаточно полно раскрывается природа воспитания.

…Результат обучения зависит от его мотивации, но не в такой степени, как результат воспитания. Слабый или отрицательный мотив может привести к снижению качества знаний, неприятие же воспитательного воздействия способно коренным образом исказить восприятие воспитанником нравственной нормы.

…Обучение всегда привязано к какой‑то организационной форме. Отсюда вполне логичный призыв: «Учить на уроке!» Призыв же «Воспитывать на мероприятии!» звучал бы нелепо. Воспитание не терпит «форм» и формализма вообще. Поэтому воспитывает не само мероприятие, а подготовка к нему или то, что произойдет после него.

Воспитание не требует таких специальных условий и организации, как обучение. Оно протекает в основном в естественной обстановке. Правда, этим положением не следует пренебрегать. Для воспитания тоже необходимы рекреационные, технические, кадровые, информационные ресурсы. Поэтому вести речь о полной «бесплатности» этого процесса нет оснований.

Обучение не предполагает, что какая‑то область культуры должна быть освоена непременно досконально. Тогда как в сфере воспитания дело обстоит именно так, а не иначе. Недоусвоение какой‑то нравственной нормы приводит к деформации всей личностной сферы человека. Сравните: «знает не все разделы физики» и «не вполне честный». Хотя, конечно, термин «усвоение» здесь можно употребить лишь в определенном смысле слова. Воспитание – это всегда целостное развитие человека. Оно связано с его интимной сферой. Оно призвано научить его жить, быть человеком при любых обстоятельствах и вопреки им. Воспитание призвано помочь человеку найти себя, обрести «свое»: дело, роль, место, цель, интерес, перспективу, статус, окружение, партнеров, счастье. Человек может быть счастлив только через реализацию человеческого в себе. В этом смысле деньги, слава, власть и прочие мирские блага как атрибуты счастья иллюзорны!

Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. – М., 1999. – С. 180–182.

 

Согласны ли вы с автором, который считает, что воспитателем можно стать, лишь овладев «способами личностной самоорганизации, внутренней свободой, профессиональной педагогической культурой, психологическими механизмами и технологиями целенаправленного влияния на духовную сферу воспитанника»?

Согласны ли вы с предложенными критериями «вхождения воспитательного процесса в личностно‑ориентированное пространство»?

Разделяете ли вы суждение автора о том, что воспитание не требует каких‑либо специальных условий и организации, но в то же время не допускает «неусвоенности» нравственных норм?

В какой степени подход к воспитательной деятельности, предложенный В.В. Сериковым, может быть востребован педагогами дополнительного образования? Есть ли вероятность того, что он будет эффективно реализовываться в учреждениях дополнительного образования детей, или его следует использовать преимущественно в школах?

 

Если вас заинтересовали идеи личностно‑ориентированного образования, то вы можете более обстоятельно познакомиться с ними в различных изданиях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.