Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прочтите!




Газман О.С. Проблемы развития коммунарской методики // Коммунарская методика как феномен педагогической действительности. – М., 1987.

Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990.

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.

 

Система внешкольного образования, сложившаяся в 60–70‑х годах, имела много достоинств, однако все чаще стал встречаться формализм, заорганизованность в работе домов и дворцов пионеров. Ребенок зачастую не мог найти себе занятий, соответствующих его интересам в таком учреждении. А ведь именно самоощущения подростка, его желание вновь прийти на занятия в кружок, секцию, клуб определяют качество их работы.

К сожалению, случалось так (и случается сегодня), что, придя во Дворец, подросток довольно быстро его покидает. Что является тому причиной? Неумение ребенка осознать свои способности или недоработка педагогов?

Задуматься над этими вопросами нас заставляет искренний рассказ мальчика Левы, мама которого мечтала, чтобы он занимался в одном из кружков, действующих при Доме культуры. Но куда бы она ни приводила его – в хор, изостудию, оркестр народных инструментов, кружок английского языка, руководители этих коллективов отказывались принимать ребенка, так как считали, что у него не хватает способностей. Переживания девятилетнего ребенка очень точно передал Борис Минаев в своей книге «Детство Левы».

 

Мама водила меня в Дом культуры Павлика Морозова, как на работу. Она всем говорила, что я пропустил набор из‑за болезни, что было сущей правдой – в августе я заболел очень длинной и противной ангиной, которая отпустила меня только в октябре.

То, что давно кончились ноябрьские праздники и на улицах лежал снег, маму не смущало. Она твердила, что хоть где‑то, хоть в каком‑нибудь кружке должны меня взять! Она очень убедительно разговаривала с педагогами, и все были с ней согласны, все были страшно вежливы и улыбались, но я с каждым разом острее чувствовал грустную пустоту этих хождений.

Дело было в том, что вновь принятые в сентябре дети за два месяца успевали быстренько чему‑то научиться и абсолютно слиться с остальными. Может быть, они ничем особенным от меня и не отличались, но они уже всех знали, делали правильные движения, принимали правильное выражение лица, словом, растворялись в атмосфере кружка… Я же никак не хотел растворяться, ни к чему прилаживаться.

Проходив пару раз по длинным коридорам с ковровой дорожкой – я вдруг ощутил в себе острое нежелание что‑то уметь и к чему‑то стремиться. Нет, мне здесь нравилось, даже очень! Я даже и не предполагал, что на свете существуют такие прекрасные светлые чистые дома культуры.

Но из какого‑то чувства противоречия я решил, что раз уж так вышло и я не со всеми, – стараться и лезть из кожи вон под насмешливыми взглядами остальных я ни за что не буду.

…На прощание нянечка нам сказала:

– А еще Дворец пионеров есть. Тут рядышком, вон возле парка. Там эти… горнисты, барабанщики. Туристический, говорят, хороший.

…Позади нас горел всеми огнями великий Дом культуры Павлика Морозова.

Я оглядывался и смотрел на него – старинный особняк с колоннами. Я обещал себе, что когда‑нибудь туда вернусь.

Но так и не вернулся.

Минаев Б. Д. Детство Левы. – М., 2001. – С. 92–95.

 

В Доме культуры, куда так и не вернулся Лева, наверняка были хорошие педагоги, работали интересные кружки и секции, а детские творческие коллективы несомненно завоевывали призы на различных конкурсах. Однако почему это учреждение нельзя назвать «Домом, открытым для детей»? Как можно охарактеризовать его атмосферу?

Дети, успевшие некоторое время позаниматься в кружках, приобретали «правильное выражение лица». Как вы объясните эту фразу? Настораживает ли она вас? Почему?

Почему Лева, походив по разным кружкам, вдруг ощутил острое нежелание что‑то уметь и к чему‑то стремиться? Испытывали ли вы когда‑нибудь такие же чувства?

Бывали ли вы в подобных учреждениях? Насколько они типичны, на ваш взгляд? От кого и от чего зависит изменение атмосферы Дома творчества? Согласитесь ли вы работать в таком учреждении?

Как вы поступите в аналогичной ситуации, когда к вам на занятия кружка придет такой мальчик, как Лева? Можно ли его принять, даже если он не блещет талантами?

 

В конце 80‑х годов видные ученые, педагоги‑практики, методисты стали активно искать пути обновления деятельности внешкольных учреждений. Их поиски объединяла общая конструктивная идея демократизации и гуманизации, т. е. поворот к личности ребенка: его запросам и нуждам, заботе о его здоровье и творческом развитии. Для того чтобы осуществить эти идеи, нужно было отказаться от муштры, бесчисленных запретов, ограничений, унижающих достоинство детей и взрослых.

Одной из первых начинавших реформы во внешкольном образовании была М.Б. Коваль, видный ученый, настоящий энтузиаст своего дела. В последней своей работе она определила основные направления развития деятельности внешкольных учреждений. Познакомьтесь с ними и скажите, в какой степени их удалось реализовать. На что, по вашему мнению, следует обратить особое внимание сегодня?

 

Основные направления развития деятельности внешкольных учреждений:

– Создание новых и реорганизация внешкольных учреждений различных типов в условиях и с учетом особенностей социальной и культурной среды.

– Создание различных форм досуга, оздоровления и образования детей в условиях их самоопределения и самореализации.

– Укрепление материальной базы, обеспечение стабильности правового статуса.

– Развитие демократических начал в организации жизнедеятельности коллектива взрослых и детей.

– Обновление содержания, форм и методов образовательной деятельности на основе коллективного творчества, сотрудничества, инициативы и самодеятельности.

– Расширение взаимодействия и углубления интеграции воспитательных институтов на основе внимания и социальной защиты прав ребенка на отдых, интересный досуг и творческое развитие способностей и потребностей.

– Совершенствование управления деятельностью внешкольных учреждений. Повышение педагогической культуры работников внешкольных учреждений в процессе их подготовки и повышения педагогической квалификации, взаимодействия с детьми и социальной средой.

– Научно‑методическое обеспечение деятельности внешкольных учреждений.

Это предусматривает разработку новых режимов функционирования и новых организационных структур внешкольных учреждений, новых их типов и соответственно новых принципов управления, направленных на их развитие и интегрирование.

3.2. В качестве направлений развития деятельности внешкольных учреждений выступают: развитие самодеятельных, демократических начал в организации жизнедеятельности коллективов, которые должны находить свое отражение в программах работы, Положениях, Уставах, конкретных методиках занятий с детьми и др.; направление внешкольных учреждений на создание условий для дополнительного, альтернативного и профессионального образования. Разумное сочетание новаторских инициатив с проверенными временем традициями работы внешкольных учреждений, опирающихся в деятельности на активную позицию детей, включения их в окружающую жизнь.

3.3. Приоритетными направлениями образовательно‑воспитательной деятельности внешкольных учреждений в условиях обновления образования являются:

– многообразие видов деятельности в соответствии с запросами детей;

– новое содержание деятельности творческих объединений, позволяющее личности овладеть современными технологиями и культурными образцами;

– многоуровневое содержание деятельности внешкольного учреждения, позволяющее содействовать пробуждению у детей интереса, его развитию и закреплению, специальной работе с одаренными детьми;

– использование новых форм организации досуговой и образовательной деятельности в соответствии с новым содержанием;

– программирование деятельности как всего учреждения, так и отдельных детских коллективов.

Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. – Оренбург, 1993. – С. 54–55.

 

В этой же работе М.Б. Коваль приводит данные по исследованию интересов ребят, а также мотивов, которыми они руководствуются, выбирая те или иные кружки, секции во внешкольных учреждениях. Проанализируйте эти цифры и подумайте, как они характеризуют деятельность внешкольных учреждений 80‑х годов.

 

Педагогическая ценность внешкольных учреждений состоит в том, что они создают условия для самореализации творческого потенциала личности, гибко реагируют на изменения в потребностях и запросах подростков. Изучение мотивов их занятий показывает, что 74 % ребят выбирают творческие объединения по направленности интересов, третья часть – узнать что‑то новое, расширить и проверить свои знания и умения (46 %), развить свои способности и подготовиться к выбору профессии (38 %), часть ребят идет в тот клуб, кружок, куда посоветовали друзья, чтобы находиться рядом с ними (31 %). Подростки отмечают, что внешкольное учреждение привлекает их возможностью неформального общения с руководителем (60 %), который является не только специалистом, но и яркой творческой личностью, способной понять и поддержать подростка. Есть определенное количество подростков, которые тяготятся своим классом и во внешкольном учреждении ищут возможность найти товарищей (63 %), готовых разделить с ним его увлечения; привлекает ребят творческая работа, требующая самостоятельности (51 %), и работа, необходимая своему коллективу (37 %); четверть опрошенных подростков отмечает, что их привело во внешкольное учреждение желание занять свое свободное время.

Выше приведены данные, которые говорят об интересах городских школьников.

Изучение интересов сельских школьников показало, что их привлекают внешкольные учреждения, которые позволяют расширить кругозор, общую культуру, познакомиться в свободное время, в основном в каникулы, с важнейшими музеями, памятниками культуры родного края (61 % опрошенных подростков); заниматься техническим творчеством на станциях технического творчества (42 %), в летнее время опытничеством (31 %); провести время в каникулы в лесничестве (18 %). Исследование интересов сельских подростков показало, что их привлекают такие внешкольные учреждения, как станции юных техников, станции юных туристов, юных натуралистов.

Учебный год связан для подростка со значительными физическими, психическими нагрузками. В каникулы же у ребят освобождается время для занятий любимым делом. Изучение содержательной стороны интересов показало, что на первое место выходят интересы прикладного плана: научиться мастерить, петь, танцевать, шить, играть в футбол или другие спортивные игры, ловить рыбу, стрелять из лука, ночевать в шалаше, быстро бегать, играть на гитаре и др. На втором месте – общение с природой, научиться жить в лесу, обращаться с птицами и зверями; узнать тайны моря, реки, озера, луга, поля; заниматься опытничеством и цветоводством. На третьем месте – техническое творчество и спортивно‑технические виды деятельности; на четвертом – художественное творчество, изобразительное, танцевальный кружок, хорового пения, вокально‑инструментальный, литературный, музыкальный и т. д.; на пятом – занятия туризмом и краеведением; на шестом – чтение книг, прослушивание музыки, просмотр фильмов и телепередач. Особого отличия в интересах мальчиков и девочек в летних объединениях нам обнаружить не удалось, за исключением того, что мальчики более склонны к занятиям спортом и коллекционированием, а девочки – к видам домашнего хозяйства и занятиям с малышами. В целом же в каникулы подростки больше ориентированы на предметно‑творческие виды практических занятий, в основе которых лежат мотивы сравнения своих возможностей с возможностями товарищей, самоопределения и самоутверждения.

Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. – Оренбург, 1993. – С. 21–22.

 

Если эти данные вам показались интересными, вы можете сами провести подобное исследование во время педпрактики. Для этого следует использовать анкету, разработанную научным коллективом под руководством М.Б. Коваль.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.