Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъективные воспитательные отношения




Объективные воспитательные отношения

 

 

 

 

Таблица 3

 

 

Таблица 4

Виды ложного авторитета и ошибочных воспитательных воздействий

 

 

Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 113–116.

 

В середине 90‑х годов О.С. Газман ввел в педагогическую науку понятие «свободоспособность». Это понятие появилось не случайно, а в результате долгих размышлений о сущности свободы и той педагогике, которая могла бы соответствовать ей. Газман называл ее «педагогикой свободы», которая по всем своим признакам противоположна «педагогике необходимости».

 

Какие еще вы знаете идеи О.С. Газмана?

В процессах воспитания и обучения всегда присутствует воля взрослого, учителя или педагога. Не так ли? Есть ли смысл тогда говорить, что педагог должен формировать у ребенка желание и способность становиться свободным человеком?

А если воля ребенка противостоит воле взрослого?

 

В повседневной педагогической практике бытуют следующие рассуждения:

– Свобода – это хорошо. Нужно дать больше свободы ребенку.

– Нельзя давать свободу детям. Еще что‑нибудь натворят от этой свободы. Вот вырастут, тогда и будут свободными, а пока…

– Педагог, как и любой взрослый, должен во всем стремиться следовать за ребенком, за его «свободой», не противоречить ему и не мешать выражать свое «Я». Ребенка надо принимать таким, каков он есть.

 

Сформулируйте свою позицию по отношению к свободе в педагогической деятельности.

 

В учреждение дополнительного образования детей ребенок приходит добровольно и остается до тех пор, пока ему интересно заниматься выбранным делом. Однако само освоение деятельности не может произойти автоматически, без обязательного изучения нужных знаний, овладения какими‑то приемами и способами деятельности. Нередко ребенок теряет интерес, потому что ему сложно справиться с трудностями.

 

Что может сделать в такой ситуации преподаватель, если он придерживается идей педагогики свободы?

 

Давно уже замечено, что русские дети вообще не осознают своих чувств и потребностей, не могут найти слов для того, чтобы их точно выразить, хотя в интеллектуальном плане развиваются значительно быстрее, чем их сверстники из Америки или Франции. В этом нет ничего удивительного, учитывая многолетнюю власть в образовании авторитарной педагогики. Изменение ситуации определяется не только сменой ведущих идей, но и наличием педагогов, психологов, воспитателей (конечно, и родителей), готовых вести детей по дороге самоопределения в своих мыслях, чувствах, действиях, ощущениях.

Всем известна простая истина – нет человека без чувства, но далеко не все знают, что ответственность за поступки в человеке воспитывается только тогда, когда ребенок хорошо понимает разницу между поступком и вызвавшим его чувством. Можно чувствовать злость, негодование и даже ярость, но, только признав эти чувства, можно остановить свое агрессивное поведение.

Дятко Н. Урок для учеников волшебника // Педология. Новый век. – 2000. – № 2. – С. 16.

 

Чтобы научить детей говорить о своих чувствах и не бояться этого делать, сначала нужно самому этому научиться.

 

Вы можете высказать свои чувства (помимо «чувства долга» или «чувства глубокого удовлетворения»)?

Назовите то, что вы почувствовали, и разъясните: «Я тревожусь…», «Я боюсь…», «Я сержусь…», «Я чувствую грусть…», «У меня есть ощущение уверенности…», «Я чувствую радость…»

Что значит: «Помочь ребенку построить свой собственный образовательный путь»?

 

Продумывая ответ на поставленный вопрос, вспомните, что основной идеей дополнительного образования является тезис: «Я сам развиваю себя!» Чаще всего смысл этого заявления предельно прост. Ребенок или подросток приходит в кружок, студию, секцию или театр добровольно, руководствуясь только потребностью «Я хочу». Та же самая причина ведет к самостоятельным занятиям дома – увлеченному освоению гитары, компьютера, цветоводства, рисования, чтения и пр. В том и другом случае ребенок сам развивает себя без всякого внешнего принуждения (стихийная самореализация). Причем совсем не обязательно, что в качестве сознательной цели определяется быть таким, как Альберт Эйнштейн, Гарри Каспаров, Джеймс Бонд и т. д. Каждого ребенка и подростка увлекает сам процесс, заражает молодежная субкультура или ему просто интересно попробовать свои силы, способности.

Практически каждое учреждение дополнительного образования вместе с детьми, которых принято считать обычными (нормальными), принимает детей, имеющих особенности развития. Естественно, каждый педагог в этой ситуации обязательно оказывается перед проблемой выбора правильного решения.

 

Подумайте и выскажите свою позицию:

– относиться к ребенку как к равному или по‑другому, как к слабому, ограниченному, ненормальному, низшему и пр.;

– помочь такому ребенку поверить в собственные силы, поддержать его в саморазвитии и мобилизовать весь потенциал или внушить ему реалистичность в принятии своей планки, бессмысленности ее преодоления;

– вовлечь ребенка в интересное для него сотрудничество, в процессе которого пробудить его душевные силы, расширить опыт, передать мастерство, или заниматься имитацией образовательного процесса, трезво отдавая себе отчет о бессмысленности всех действий;

– разработать для такого ребенка (группы) отдельную программу по реабилитации (социальной, медицинской, психологической) и специальному образованию или, преодолев социальные и педагогические стереотипы, проектировать инновационную систему реабилитации детей с особенностями развития, основанную на взаимодействии, общении, сопереживании, сотворчестве всех вместе.

 

О.С. Газман считал, что «воспитание – часть социализации, главная задача воспитания – передача нравственной культуры, т. е. культуры человеческих отношений. … Процесс обучения, воспитания, поддержки должен строиться так, чтобы научить человека определять себя по отношению к окружающим людям, миру и самому себе, т. е. самоопределяться. Зачем?

Чтобы тверже стоять на земле. А эту устойчивость придают любовь и преклонение. Самоопределяться надо, чтобы выбрать и остановиться на том, что и кого любить, что чтить, перед чем преклоняться. Без этого никакой устойчивости, уверенности, защищенности в жизни человек не получит.

Предметом культа всегда остается дом, где ты вырос … все, что возделано, создано тобой … те образы людей или Божества, что выбраны тобой и перед кем ты готов преклонить колени… все то, чем дорожили те, кто до тебя жил, работал и любил на этой земле. Культ – это то, что культивирует в себе сам человек. Если какой‑то культ есть у человека – родителя, у человека – учителя, то осознанно или совершенно невиданным, непознаваемым способом он передается его воспитанникам, ученикам. Это и есть воспитание.

Сложность человека, неоднообразность, отличие от других и все, что мешает реализовать стремления и интересы растущего человека, т. е. все препятствия, с которыми не может справиться он сам, – есть сфера педагогической поддержки.

Диалектика связи воспитания и поддержки обусловлена возрастом детей: чем младше, тем больше воспитания. Чем старше, тем больше поддержки. Младшим нужны образцы, чтобы знать, что культивировать в себе. Подробности – хотят «все сами». Им и нужна помощь, поддержка – в том, чтобы понять себя, выбрать свой путь и добиваться успеха».

Газман О.С. Из заключительного слова // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: Материалы Всероссийской конференции. – М., 1996. – С. 73–74.

 

Задумайтесь над этими словами и попробуйте объяснить, почему чем младше ребенок, тем больше ему требуется воспитания, а когда он взрослеет, ему нужна прежде всего поддержка. А может быть, вы с этим не согласны?

Специалисты, изучающие феномен педагогической поддержки, представляют взаимодействие ребенка и педагога в образе айсберга – его видимой и невидимой частями.

Прочтите выдержки из работ педагогов Т.В. Фроловой и Н.В. Ивановой и приведите пример ситуации, в которой можно выявить не только видимую (очевидную) часть конфликта, но и невидимую (скрываемую или неосознаваемую ребенком).

 

Взаимодействие детей и взрослых в школе может быть представлено в образе айсберга. Видимая его часть – это внешне проявившиеся действия и отношения. Реакция на них – оказание ситуативной «скорой помощи» детям и взрослым, вызванное необходимостью устранить опасность, сохранить рабочую атмосферу и т. п.

Невидимая, подводная часть – внутренние устремления, мотивы, потребности участников взаимодействия. Изучение их требует специальных знаний, нетрадиционных подходов. Но результатом может стать выявление истинной причины возникшей у ребенка проблемы, целенаправленная помощь личности в кризисной ситуации.

…Если обратиться к школьной жизни, можно отыскать довольно много ситуаций, в которых учитель‑воспитатель, на первый взгляд, выступает в роли поддерживателя, на самом же деле «выдает» свои реакции лишь на видимую часть айсберга (наказание драчунов, вызов родителей, наставления по поводу внешнего вида, манер ученика, разбор на классном часе хулиганского поступка и т. п.). Как правило, такого вида деятельность педагога грешит односторонностью, носит характер вмешательства.

Мотивы учителя, на первый взгляд, вполне благородны: забота о жизни и здоровье ребенка, желание научить его общаться, получать знания и прочее. Форма же помощи при этом не всегда адекватна намерениям, часто выливаясь в назидание, приказ, угрозу, что может вызвать лишь ответную грубость, неподчинение, лень, апатию…

Помощь, проявляющаяся как вмешательство, исключает активное участие другого субъекта взаимодействия (ребенка) и потому – непродуктивна. Внутренний конфликт, душевная рана, вызвавшие к жизни то или иное детское ЧП, проигнорированы педагогом. В результате возникает потребность защититься от учителя, приспособиться к ситуации, спрятав подальше свое «Я».

Вот почему профессиональный педагог должен работать не только с видимой частью айсберга, но научиться распознавать скрытые, подводные мотивы поведения детей. И, стало быть, прежде всего – отыскивать средства и способы, позволяющие ребенку раскрыть свой личностный потенциал, а взрослому – понять его проблемы.

При решении этой задачи важно придерживаться следующих принципов.

1. Приоритет в решении проблем ребенка принадлежит самому ребенку.

Педагог лишь создает условия для этого, помогая осознать суть проблемы и совместно искать способы выхода из ситуации.

Безусловная поддержка осуществляется в случаях возникновения:

а) опасности для жизни и здоровья ребенка;

б) явного запроса со стороны ребенка о помощи в учебе, здоровье, взаимоотношениях;

в) асоциального поведения ученика.

В норме же педагог выполняет роль фисилитатора, создающего такие ситуации, условия, которые наталкивали бы ребенка на поиск причин сбоя в его поведении, способов самостоятельного решения своих проблем.

2. Педагог осуществляет защиту прав и интересов ребенка на всем пространстве школьной жизни.

В любых обстоятельствах он, как адвокат, держит сторону ребенка. Даже когда тот нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможность смягчить наказание, имея в виду, что ребенок более, чем взрослый, имеет право на ошибку.

3. Педагог‑воспитатель основывает свою деятельность на принципе конфиденциальности.

Соблюдение этого принципа крайне важно для достижения доверительного уровня общения с детьми. Особенно при проведении диагностических методик, интимно‑личностных бесед и консультаций. Только в случае полного доверия к взрослому помощь будет принята ребенком и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.

Конечно, перечисленные принципы не исчерпывают всех, необходимых педагогу‑воспитателю для успешной деятельности. И все‑таки их соблюдение позволит уйти от стихийно‑спонтанной реакции на ситуацию (термин О.С. Газмана), начав (осознанно!) целенаправленную деятельность по поддержке ребенка на пути к саморазвитию.

Фролова Т.В., Иванова Н.В. Педагогический смысл помощи и поддержки // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: Материалы Всероссийской конференции. – М., 1996. – С. 32–34.

 

Согласны ли вы с принципами работы педагога – «поддерживателя»?

Какие коррективы или уточнения вы хотели бы внести в эти принципы?

Стоит ли, на ваш взгляд, стремиться к использованию этих принципов в реальной педагогической практике или пока это невозможно?

А вы смогли бы следовать этим принципам?

 

Одно из главных требований философско‑этического учения Древнего Китая даосизма по отношению к человеку – «недеяние», или «следование естественности».

 

Можно ли сказать, что такое требование является одним из первых выражений идеи педагогической поддержки развития личности?

 

Подсказкой для ответа могут стать слова О.С. Газмана: «Для педагогической поддержки актуален вопрос подростка «Каким быть именно мне?» и вопрос юноши «Кем быть?» Но этим поддержка не ограничивается. Она выделяет совершенно самостоятельный вопрос: «Как жить?», «Как построить свойственный только тебе одному индивидуальный образ жизни, как выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, как найти способ реакции на невзгоды и удачи, подходящий тип трудовой деятельности, формы проведения свободного времени, взаимно щадящий характер отношений с людьми?»

…Педагогический смысл поддержки заключается в том, что поддерживать. Можно лишь помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т. е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека».

Газман О. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI в.: Новые ценности образования. – М., 1996. – Сб. № 6. – С. 29.

 

В педагогической литературе часто можно встретить понятия «индивидуальная педагогическая поддержка» и «личностная педагогическая поддержка». Несомненно, между ними есть много общего, но есть и отличия. Общее в том, что они обозначают гуманистическую позицию педагога по отношению к детям.

Особое предназначение индивидуальной педагогической поддержки состоит в оказании помощи ребенку в преодолении своей робости, неуверенности, зависти к успехам других и т. д. Педагогу важно понять особенности характера, настроения ребенка, обстоятельства его жизни, свойственный только ему жизненный ритм, состояние его физического и психического здоровья для правильного выбора способов создания ситуации успеха и самореализации.

 

Составьте свое определение личностной педагогической поддержки. Помогут вам в этой работе следующие понятия: консультирование, опека, руководство, преодоление препятствий, помощь, совет, опекунство, забота. Подумайте о смысле каждого из них, найдите варианты их совместного употребления и выделите ключевые для обозначения той деятельности, которую называют «личностная педагогическая поддержка».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.