Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагог дополнительного образования детей: профессионализм и творчество




Вопросы к размышлению.

Роялисты и анархисты

Вопросы к размышлению.

Что труднее: установить портретное или внутреннее сходство?

Можно ли некоторые характеристики (или портреты) отнести ко многим людям? Почему – да или почему – нет?

Что различает людей?

Хорошо ли, что люди отличаются друг от друга? Почему – да или почему – нет?

 

 

Игровое поле становится королевством. Выбирается король или королева. В руки ему (ей) дается символ власти: мяч. Король (или королева) неподвижны, т. е. они не могут передвигаться по полю. Остальные – анархисты – свободны в своих передвижениях.

Однако король или королева имеют возможность привлекать анархистов на свою сторону, делая их убежденными сторонниками королевской власти – роялистами. Для этого королеве необходимо попасть мячом в любого из игроков.

Новоявленный роялист с этих пор не может передвигаться, однако он способен «отмечать» мячом новых роялистов. Передача мяча осуществляется через королеву.

Легко ли менять убеждения по мановению царственной руки?

Что можно сделать, чтобы избежать удара мячом?

Как осуществлялся процесс увеличения числа роялистов?

Были ли роялисты‑добровольцы?

Как осуществлялись связь и управление между сторонниками монархии? А между анархистами? и т. д.

 

 

Выбор содержания этого раздела не случаен – он служит своеобразным «мостиком» для перехода к самым важным вопросам, которые необходимо осознать на старте профессионального педагогического образования.

Педагог дополнительного образования детей – равноправный участник партнерских отношений, совместной деятельности с детьми, но это не снижает требований к нему в качестве ведущего субъекта образовательного процесса. Именно он организует и руководит совместной работой, поддерживает свободное развитие и воспитание своих подопечных, создает и реализует программную модель взаимодействия. От того, как он это делает, во многом зависят успехи и достижения детей, их желание познавать, открывать для себя новое, доводить дело до конца, отвечать за свой выбор. Все это обязывает педагога к ответственности, компетентности, постоянному профессиональному совершенствованию, основанием для которых являются самопознание и самооценка. Недаром мудрые греки написали на храме Аполлона в Дельфах: «Познай самого себя», а римляне увековечили эту мысль: «Nosce te ipsum».

Итак, вначале попробуем разобраться в себе и своем профессиональном выборе, оценим свои знания о педагогической деятельности вообще и в частности о функциях педагога дополнительного образования детей.

 

Задание для проверки своего признания (или направленный опыт рефлексии)

 

Прочитайте вопросы и ответьте на них. Попробуйте разобраться в своих чувствах.

Вспомните, когда вы решили стать педагогом дополнительного образования детей.

– Что вас натолкнуло на такой выбор?

– Чего вы надеетесь достичь?

– Чему вы научились?

– Сейчас изменилась самооценка вашего выбора?

– Если изменилась, то почему?

– Как вы объясните причину того, что изменилось ваше отношение к деятельности педагога дополнительного образования?

– Если бы можно было все начать сначала, что бы вы изменили в своей карьере?

– Что нужно предпринять, чтобы «двигаться вперед», открывать для своего профессионального самоопределения перспективы?

Известный психолог А.Н. Леонтьев писал: «…Когда я характеризую деятельность, я тем самым перехожу к существенным особенностям личности»[2].

 

Какими личностными особенностями должен обладать педагог дополнительного образования?

Назовите профессионально значимые качества личности педагога дополнительного образования детей.

 

Важной частью структуры личности являются ее индивидуально‑психологические качества. Они задают разные стартовые возможности развития человека, и поэтому знать их надо. Попробуйте и с этой стороны самоопределиться.

Не претендуя на полноту, предлагаем некоторое тестовое поле, право воспользоваться которым принадлежит вам.

В книге «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации» (под ред. А.Ф. Кудряшовой. Петрозаводск, 1992) содержатся высказывания, с которыми вы можете согласиться, не согласиться либо дать нейтральный ответ.

 

Если согласны, то рядом с номером высказывания ставьте знак «+», если нет – «‑», а если затрудняетесь – «?».

Обратите внимание на указанные возрастные показатели для подростков, молодежи, взрослых.

1. Поверхностность – характерная черта молодежи (от 15 до 21 года).

2. По сравнению со взрослыми молодые люди более склонны к теоретизированию.

3. Если молодые люди думают в большей степени о действительном – о том, что уже есть, то взрослые выносят на первый план возможное – то, что ожидается в будущем.

4. Молодежи присуща категоричность суждений.

5. Взрослые (25–45 лет) в большей степени, чем молодежь, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.

6. Молодые люди склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности.

7. К подросткам (учащиеся с 10 лет) в большей степени, чем к молодым людям, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.

8. Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты подросткового возраста.

9. Чувство юмора возникает и проявляется скорее в подростковом возрасте, чем у молодежи.

10. Подростки в большей степени, чем молодые люди, склонны к «праздным» разговорам и спорам об отвлеченных предметах.

11. Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди молодых людей.

12. В произведениях художественной литературы молодых людей больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанных с этими поступками и событиями.

13. Подросткам в большей степени, чем молодежи, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.

14. «Чувство одиночества» – характерное переживание молодого человека.

15. Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.

16. Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют молодых людей, чем подростков.

17. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще молодым людям, чем ниже уровень их интеллектуального развития.

18. Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (на неустойчивость, подверженность влияниям и пр.) – характерная черта юношеской самооценки.

19. Подростки ценят в педагоге «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т. п.) выше, чем его профессиональную компетентность.

20. Молодые люди склонны проявлять максималистские требования к коллективу.

21. Молодые люди обычно значительно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги.

22. Трудности коммуникативного характера у молодых людей проявляются в большей степени, чем у подростков и взрослых.

23. Молодые люди обычно более интересуются музыкой, чем художественной литературой.

24. Стремление провести свою жизнь в соответствии с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем молодым людям.

 

Инструкция к тесту допускает ставить знак «?», если ответы вызывают затруднение, и такие ответы интерпретируются как несовпадающие с ключом. Поэтому при подсчете за каждый совпадающий с ключом ответ приписывается балл и соответственно за каждый несовпадающий – ноль баллов.

 

Ключ

 

Если вы набрали в сумме 15 баллов, то ваш уровень знаний возрастной психологии можно считать высоким, профессиональным.

Если вы набрали от 9 до 15 баллов, то предполагается, что ваш здравый смысл отлично помогает вам ориентироваться в житейских педагогических ситуациях, но для преподавательской деятельности вам недостает системности знаний по психологии, которую вы могли бы познать из книг (предельно краткий список такой литературы посмотрите в конце теста).

Если вы набрали не более 8 баллов, то ваши представления о подростках, молодых людях и взрослых основаны, скорее всего, на ложных житейских концепциях, мешающих понимать других людей (особенно младших по отношению к вам). Для преодоления этого недостаточно только изучения профессиональной литературы по педагогике и психологии («недостаточно» не означает, что изучать ее не надо!). Для более точного формирования вашей психолого‑педагогической позиции можно пройти курс в группе психотренинга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.