Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прочтите! ф Зимняя И А. Педагогическая психология




ф Зимняя И А. Педагогическая психология. – М., 1999.

Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.

Сластенин ВА. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя // Психология труда и личности учителя: Сб. науч. трудов ЛГПИ им. А.И. Герцена. Вып. 1. – Л., 1976.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебн. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М., 1998.

 

Если принять во внимание ваши личные качества, то какие из педагогических умений представляются вам относительно легкими, а какие трудными для освоения?

Напомним, что к основным педагогическим умениям относятся: внутренне дифференцированные познавательные или гностические, конструктивные, саморегуляционные и организационные умения.

Внимание! Наше изучение специфических черт деятельности педагога дополнительного образования детей (а именно этот смысл заложен в вопросе: каким быть?) подошло к самому главному в педагогической деятельности – осознанному творчеству, которое включает способность к инновационному педагогическому проектированию и моделированию, направленность и умение создавать свою образовательную программу, готовность к самосовершенствованию.

Обратимся к некоторым положениям Доверительной Грамоты педагогу дополнительного образования Петрозаводского дворца творчества детей и юношества:

 

1. Педагог дополнительного образования есть педагог‑исследователь, так как он находится в постоянном поиске собственной педагогической миссии и путей ее уникального воплощения.

«Дерзание педагога направлено не на повторение старых педагогических истин и воспроизведение уже известных образовательных технологий, а на создание неповторимых путей и способов воплощения педагогики сотворчества, где ребенок больше чем партнер, ученик, воспитанник. Педагогическая практика – практика психологии общения, взаимопонимания, развивающей поддержки друг друга и себя самого – высшее искусство жизне‑и смыслотворчества, а не поденщина и ремесло».

2. Педагог может открывать совместно с ребенком его и свою «путеводные звезды» … В совместном поиске дети способны к реальному росту, а педагог обретает шанс становиться Учителем.

3. В своей деятельности педагогу недостаточно и даже чревато негативными последствиями для собственного личностного роста простое заимствование чужих педагогических открытий и профессиональных знаний, лицемерное и корыстное потребление способностей коллег.

Риск предложить коллеге свою педагогическую идею или совместный поиск таковой, преодолевать перипетии тупиков, падений и откровений, готовность взять на себя педагогические сверхзадачи и сверхответственность не только за собственный творческий рост, но и за совместный профессиональный успех – это и есть кредо профессионального партнерства педагогов.

4. Главное в педагогическом деянии – ПРИ‑О‑ТВОРИТЬ культуру для ребенка: щедро приоткрыть это пространство для детского роста, а не творить культурные ценности за него, так как в этом случае педагог, может быть, и станет субъектом культуры, но перестанет быть Учителем.

5. Педагог должен ценить научную мысль, но и владеть культурой исследовательского поиска, быть способным воплощать ее через разработку личной и коллективных научно‑исследовательских программ, концепций, через написание методических, психолого‑педагогических и популярных трудов, через общение с научной литературой и учеными. Через представление результатов своего педагогического поиска на конференциях, семинарах, фестивалях и т. д.

6. Настоящий педагог умеет дарить другим собственную уникальность, открытую и добрую к принятию других, особенно не похожих, к принятию всего мира как высшей ценности.

(Разбивная ГА, Степанов С.Ю. 1994).

 

Положения Доверительной Грамоты ярко и образно утверждают творчество как смысловое начало всей деятельности педагога дополнительного образования детей. С этим нельзя не согласиться, но первоначально проверьте себя, ответив на вопросы:

 

Что такое творчество?

Способность к творчеству присуща человеку или ее надо осваивать?

Педагогическая деятельность всегда является или должна быть творческой?

Творчество и мастерство – одно и то же?

Как отличить творчество от подделок (оригинальничания, прожектерства, откровенной спекуляции)?

Стандарт и творчество – взаимоисключающие явления в педагогической деятельности?

Часто педагогическое творчество трактуется как целенаправленное изменение, внедрение нового, нововведение или новаторство. Можно ли с этим согласиться?

 

Постройте свой ответ, внимательно проанализировав исходные понятия:

новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, недостаточно знакомый, малоизвестный;

нововведение (инновация) – новое правило, вновь установленный порядок, это процесс освоения нового метода, средства, программы, технологии и т. д., нововведение может быть успешным или неуспешным. Нововведение считается успешным, если освоение нового (средства, программы и пр.) позволяет решить задачи развития. Острой, а порой конфликтной в педагогической практике… является проблема соотношения нормы и нововведения. Любое нововведение всегда сталкивается с сопротивлением со стороны людей, организаций, и поэтому требуется время, определенные усилия по преодолению такого естественного сопротивления;

новаторство – деятельность новаторов или новатора. Говоря о новаторстве, мы имеем в виду, что это прогрессивное нововведение, совершенствующее практику, а не отрицание существующей теории и практики с некоторой относительной новизной.

Известный американский исследователь Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987) разработал классификацию учителей по их отношению к новшествам и новаторской деятельности. Попробуйте самоопределиться в предложенных им группах.

 

1. Новаторы – самая малочисленная категория работников образования (2,5 %), которая активно, самостоятельно ищет новые способы деятельности и очень охотно, быстро перенимает возникающие инновации.

2. Ранние реализаторы – учителя, которые, достаточно быстро получив информацию о нововведении, критически ее оценивают и вводят в свою практику (13,5 %).

3. Предварительное большинство – одна из самых больших групп (34 %), члены которой также достаточно активны и открыты новшествам, но не торопятся их вводить в свою практику, им требуется для этого больше времени.

4. Позднее большинство – для них характерно скептическое отношение к новшествам, и поэтому их освоение проходит предельно осторожно, под сильным давлением внешних условий (34 %).

5. Колеблющиеся – ориентируются на традиционные ценности, обращены к прошлому опыту, являются тормозом для распространения новшеств (16 %). Среди них могут быть те, кто примет со временем отдельные новшества, но также и те, которые никогда этого не сделают (ортодоксальные консерваторы).

 

Попробуйте самостоятельно определить, в чем может заключаться специфика творческих поисков педагога дополнительного образования, работающего в конкретной сфере деятельности (музыка, спорт, моделирование одежды, техническое конструирование, декоративно‑прикладное искусство и др.).

В целях поддержки вашей мыслительной работы предлагаем познакомиться с несколькими универсальными приемами мышления, являющимися условиями продуктивного творчества.

Перенос опыта по аналогии. В мифе о Дедале эллины выразили свое восхищение гениальным изобретателем, создавшим топор, бурав и крылья. У Дедала учился его прилежный племянник Тал, которому миф приписывал изобретение компаса, гончарного круга и пилы. Пилу он придумал, взяв за образец спинной хребет костистой рыбы или, по некоторым версиям, – челюсть змеи. Дедал и Тал воспользовались для своих изобретений образами, взятыми у природы, и перенесли в технические конструкции то, что им удалось заметить в строении живых организмов.

Перенос опыта по аналогии не обязательно осуществляется только с биологического объекта. В истории науки есть примеры переноса от жидкости к твердому телу, от механического к социальному и т. д.

♦ Биографы знаменитого русского художника В.И. Сурикова рассказывают о том, как он долго и мучительно работал над картиной «Боярыня Морозова» и ему никак не удавалась композиция картины. Однажды во время прогулки по улицам Москвы живописец бросил случайный взгляд на черную ворону, сидевшую на белом снегу, и это помогло ему найти правильное решение.

Данное явление называется боковым зрением, или подсказкой, повышающей шансы в творчестве. По аналогии с боковым зрением английский врач Э. де Боно назвал боковым мышлением способность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию. Но надо помнить, что боковое мышление оказывается действенным и помогает в творчестве при одном обязательном условии: проблема должна стать устойчивой целью деятельности, ее притягивающей доминантой. Подтверждением этому служит уже ставший притчей пример с открытием во сне Д.И. Менделеевым Периодического закона или рассказ о том, что математику Л. Лагранжу идея вариационного исчисления пришла в голову, когда он слушал орган в церкви Сан Франческо ди Паола в Турине.

♦ И.П. Павлов считал, что способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее на детали, более всего свойственна детям. Ученый выделил два типа мышления и соответствующие им две категории людей – художественную и мыслительную. Художники «захватывают» действительность целиком, сполна, без всякого дробления или разъединения. Мыслители – дробят действительность, как бы умерщвляют ее, делая из нее «временный скелет», а затем только постепенно собирают ее и стараются оживить, что не всегда удается (сегодня такое деление связывают с доминантой левого или правого полушария в психической деятельности человека).

Очевидно, что мыслитель не может быть идеалом ученого, так как в процессе творческого мышления нужна способность оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы соединить элементы мысли в новые системы образов. Без этого не удается взглянуть на проблему свежим взглядом, увидеть новое в давно привычном.

♦ Следующее слагаемое творческого потенциала личности отмечал еще А.С. Пушкин: «Остроумием называем мы не шуточки, столь любезные нашим веселым критикам, но способность сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения».

 

Расскажите о различных примерах импровизаций, открытий, изобретений из педагогической литературы или практики (можно собственной).

 

Если вас заинтересовал вопрос о творческих способностях, то мы рекомендуем вам познакомиться с самой интересной и доступной работой по этой теме.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.