Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа «Истоки» приобщения к духовным ценностям российской истории




 

Объединяющим центром программы является этнографический музей, созданный в результате экспедиций на Русский Север. Экспозиция музея в виде «русской избы» дает богатейший материал для познания народного быта, создает ауру семейного очага. Здесь ребята отмечают праздники народного календаря на «Завалинках», играют с фольклорным ансамблем в народные игры, малыши слушают сказки, а в крещенский вечерок девушки гадают.

В созданной при музее школе‑студии «Мысль» обучаются на двух факультетах будущие экскурсоводы по Москве, а также музееведы.

Программа создана и реализуется педагогами отдела туризма и краеведения. Возглавляет работу педагог‑организатор, который умеет объединить детей, родителей, других педагогов и сотрудников отдела и Дворца в период подготовки и проведения общего дела (ключевое мероприятие программы – праздник).

Программа «Истоки» ставит своей целью приобщение воспитанников к духовным ценностям российской истории через вовлечение их в совместное проведение традиционных народных праздников, обычаев, обрядов (см. схему 8).

 

Авторская программа А. П. Погорянского «Страна Изобретения»

Под «Страной Изобретения» понимается образовательное пространство, в котором учащиеся не только занимаются изобретательством и конструированием, но и включаются в самые разные виды созидательной деятельности, позволяющие им обрести опыт профессионального и личностного самопознания и самоопределения.

Программа – это образовательная модель, объединяющая в единое целое содержание учебного, исследовательского и производственного процессов на основе поэтапного, преемственного развития творческого потенциала каждого ее участника.

Что входит в этот процесс? Изучение теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и освоение алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ); обучение методам разработки научно‑технической продукции, овладение основами инженерной культуры, в том числе графической грамотой и инженерным языком; ознакомление с основами функционально‑стоимостного анализа разрабатываемых изделий; овладение приемами художественного конструирования в процессе изучения основ технической эстетики; обучение правилам патентно‑информационного поиска и патентной защиты творческих разработок; знакомство с компьютерной технологией творчества; разработка коллективных проектов, позволяющая понять и освоить умения работы в творческой группе; приобретение опыта реализации своего творческого проекта от начала до конца (от замысла, чертежа, разработки опытного образца до создания товарного знака, рекламы и выпуска изделия).

 

Все многообразие определений образовательной программы совпадает в общем признании системообразующего значения цели. Однако определение цели программы – достаточно сложная процедура, требующая понимания сути и основных свойств цели, серьезной аналитической и прогностической работы.

В пособии «Управление развитием школы» дается следующее определение:

«Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и корректно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который реально достижим к четко определенному моменту времени.

Всякая единичная цель должна обладать пятью основными свойствами:

полнотой содержания (определенностью всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребностям);

операциональностью определения ожидаемого результата (контролируемостью);

временной определенностью;

реальностью (соответствием возможностям);

побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности)» [4].

 

Проанализируйте определения целей в образовательных программах учреждений дополнительного образования детей.

♦ Социально‑образовательная программа «Пойми меня» предназначена для учащихся 3–11 классов; создана и реализуется в Детско‑юношеском центре г. Новодвинска Архангельской области.

«Главная цель: формирование свободно ориентированной личности, способной к творческой и интеллектуальной деятельности; создание особой творчески развивающей среды; воспитание творческого «Я», умеющего конструировать собственное пространство жизнетворчества» (ж. «Внешкольник». – 2000. – № 7–8. – С. 27–29).

♦ Программа Молодежного модельного агентства «Мир моды» авторского коллектива Дворца творчества детей и молодежи Ленинского района г. Кемерово рассчитана на подростков 12–18 лет и является образовательной, профессионально ориентированной.

«Цели Молодежного агентства: нравственное воспитание детей в процессе создания и работы коллектива; трудовое воспитание, значимость и ценность труда каждого члена коллектива; воспитание эстетического восприятия окружающего мира; создание коллектива, вовлекающего подростка в творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому подростку, но и окружающим.

Работа учреждения в целом и Агентства в частности направлена на обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей, адаптацию их к жизни в обществе, формирование общей культуры.

В результате обучения в ММА учащиеся овладевают не только рядом знаний и навыков в области прикладного творчества, но и пробуют свои силы в конкурсах театров мод, проходят практику в качестве манекенщиц в магазинах. В перспективе ММА должно стать малым предприятием, руководство которым осуществляли бы подростки» (Бюллетень программно‑методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. – М., 2000. – № 4. – С. 37).

♦ Программа по базовой аэробике разработана педагогом дополнительного образования детей ГДЮЦ «Русинка» г. Волжского Волгоградской области.

«В программе дано обоснование актуальности и доступности для физического развития детей занятий аэробикой. … Занятия этим видом спорта способствуют хорошему самочувствию, бодрости, подтянутости, общению по интересам и в связи с этим предотвращают появление вредных привычек. Программа рассчитана на два года. Предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста.

Цель учебно‑тренировочного занятия по аэробике: укрепление здоровья учащихся, воспитание устойчивого интереса к физической культуре». (Бюллетень программно‑методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. – М., 2000. – № 5. – С. 15–16).

♦ Программа «Социализация и развитие личности подростков в условиях равновозрастного гуманистически направленного внешкольного коллектива» экспериментально‑творческого объединения «Надежда» ДТДиМ Восточного округа Москвы (педагог Е.Б. Штейнберг).

В пояснительной записке к программе определяется актуальность и востребованность данной деятельности с подростками. «В среде обитания подростков необходимы альтернативные уличным объединения полезной направленности, в программе и жизнедеятельности которых была бы очевидной реконструкция семейных отношений; такие объединения детей и подростков, в которых каждый ребенок мог бы чувствовать себя комфортно, быть принятым таким, каков он есть, почувствовать внимание, заботу, заинтересованность в его личностном росте.

Цель – подготовка подростка к активному участию в процессе своей социализации и личностного развития.

Для того чтобы члены отряда имели возможность принимать активное участие в разнообразной творческой деятельности коллектива, способствующей комплексному развитию личности детей и подростков, каждому ребенку нужна специальная минимальная подготовка, наполняющая его предыдущий жизненный опыт определенным дополнительным содержанием.

С этой целью в программу работы отряда включены часы ученичества (обязательные для всех) по основам актерского мастерства, изучению творчества авторов самодеятельной песни. Ребята занимаются туризмом и краеведением, овладевают комплексом развивающих игр, осваивают танцевальные движения, начальную музыкальную подготовку (игра на гитаре), занимаются восточными единоборствами, а также изучают компьютеры.

Предполагаемые результаты.

По итогам первого года

Член отряда раскрывает в себе сокрытые ранее те или иные способности к определенному виду деятельности, ощущает особый интерес к себе товарищей по отряду, педагогов, родителей на основе неожиданных новых проявлений в разнообразных видах творчества, поступках в коллективе отряда и в семье; в подростке проявляется интерес к другим, не похожим на него людям, потребность общаться, входить в деловой и эмоциональный контакт с окружающими.

По итогам второго года

Подросток занимает свое неповторимое место в коллективе, ощущает свою значимость для других в деятельности коллектива; осознает ценность новых гуманных отношений между сверстниками, между мальчиками и девочками, между младшими и старшими; на себе чувствует неповторимую ценность общения с другими, не похожими на него людьми из разнообразных социальных групп; появляется желание участвовать в коллективных творческих делах и приносить радость окружающим.

По итогам третьего года

Накапливается опыт делового сотрудничества с товарищами по отряду, с педагогами и родителями в оказании помощи обездоленным людям, вырабатывается стремление не проходить мимо тех, кому по той или иной причине плохо; потребность совершенствовать свои знания и умения для более эффективного употребления их во благо окружающим и обществу.

По итогам четвертого года

У старших ребят формируется потребность участия в воспроизводстве наиболее ценных человеческих отношений, которые каждый испытал на себе, среди младших товарищей по отряду, в других кругах своего общения – в семье, по месту учебы или работы; потребность самому творчески участвовать в разработке целей и задач, программ развития деятельности коллектива; стремление и впредь поддерживать личные, деловые контакты с надеждинцами и вместе утверждать в жизни наиболее важные общечеловеческие ценности».

 

Наиболее трудная проблема дополнительного образования детей – обеспечение «операциональности» выявления ожидаемого результата образовательных программ, что предопределяется спецификой этого типа образования, и прежде всего приоритетом свободного, добровольного выбора детьми своего образовательного пути.

В решении этой проблемы интересны любые предложения. Внимательно изучите имеющиеся показатели выявления итогов образовательного процесса и подумайте о возможности (частичной, полной или невозможности) их использования в дополнительном образовании:

♦ Распознавание, или уровень знакомства, – низшая, начальная ступень обученности учащихся. Главная черта этого уровня – человек может только узнать, констатировать, что знания были получены раньше, что он отличает данный объект или процесс, явление от других по внешним характеристикам, но не может объяснить их и тем более – использовать.

♦ Запоминание. На данном уровне возможны умения воспроизвести, пересказать содержание определенного текста, правила или закона, но это может быть только механическое усвоение информации (зазубривание). Поэтому такой уровень обученности часто характеризуют как репродуктивный.

♦ Понимание – процесс нахождения существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений, выделение их из массы несущественного, случайного на основе их анализа и синтеза, применения правил логического умозаключения, установления сходства и различия причин, вызвавших появление данных объектов и их развитие, сопоставления полученной информации с имеющимися знаниями.

♦ Простейшие умения и навыки (репродуктивный уровень) –

это умения закреплять способы применения знаний в практической деятельности. Учащиеся показывают умение применять на практике полученные теоретические знания в простейших заданиях (типовых задачах), легко обнаруживают причинно‑следственные связи при разборе теоретического материала и умеют соотнести несложные теоретические положения с практикой.

♦ Перенос – положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новыми. Учащийся умеет не только «переносить» на практику изученные и усвоенные ранее понятия, законы, закономерности, но и творчески использовать полученные теоретические знания в новой, нестандартной ситуации.

 

Как вы думаете, можно ли использовать цифровую (пятибалльную или другую) систему оценки успеваемости, личностных достижений, индивидуального развития в системе дополнительного образования детей?

Но прежде подумайте, что означает:

педагогическая оценка (в чем ее назначение и в зависимости от чего она меняется; если оценку дает конкретный педагог, каким принципам она должна отвечать и можно ли ее заранее планировать);

успех ребенка (как на него может влиять педагог, что при этом он должен обязательно учитывать);

достижение, детские достижения (что является основой для их признания педагогом, надо ли признавать и поощрять любые достижения);

самооценка ребенка (сосуществует, совпадает или не совпадает она с оценкой педагога, подчиняется или противостоит ей).

Должна ли иметь место оценка творчества или его можно только корректно поддерживать?

Психологи считают, что выявление творческих задатков детей неразрывно связано с их поощрением. Более того, необходимо каждый день тренировать, упражнять и развивать творческие способности, иначе они ослабеют, пропадут.

Поощрение творческих задатков на занятиях с детьми можно начинать достаточно простым способом – задавать особого рода вопросы, стимулирующие нестандартное мышление, самостоятельность суждений, умение творчески применять знания.

 

Вы можете придумать такие вопросы?

Составьте для себя небольшой сборник таких вопросов по своей специальности.

Как вы думаете, такие формы, как конкурс эрудитов или знатоков по предмету или области знания, выявляют уровень способностей и одаренности детей? Аргументируйте ответ и приведите примеры.

 

Сегодня все более широкое распространение получает психологическое тестирование на выявление творческих способностей, интеллекта и пр. При разумном подходе оценка результатов тестов может сыграть положительную роль, но не следует от них ожидать больше того, что они могут дать.

 

Что такое психологический тест?

Что могут дать тесты в практической деятельности педагога дополнительного образования детей?

Понимая, что ни один тест при оценке степени развития творческих способностей детей не может считаться абсолютно надежным, предположите, для решения конкретно каких вопросов подходит метод тестирования?

 

Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования с полным правом можно характеризовать как непрерывный, поскольку он осуществляется без каникул и круглый год. Другими словами, каникулы – это важное пространство образования, требующее от педагога понимания его содержания и форм, принципов и ценностей, смысла жизни детей в это время, а также и владения навыками развертывания неформальной педагогической деятельности, сотрудничества, сотворчества и общения, равно интересного детям и взрослым. Сегодня даже появилась новая терминология: особое деятельностное пространство каникул, философия и педагогика каникул.

 

Вы готовы к такой нагрузке?

Проведите дискуссию в группе по теме «Вожатый – кто это? Каким он должен быть сегодня? Быть или не быть вожатому?» Постарайтесь не увлекаться простым обменом мнений и эмоциональными рассуждениями, а выяснить особенности деятельности и общения вожатого с современными подростками и детьми, статус вожатого, его права и обязанности, функционал, перспективы.

Самой естественной потребностью детства, как известно, является игра. В то же время игра – самое эффективное педагогическое средство дополнительного образования детей во время каникул. Какие игры вы знаете и можете организовать вместе с детьми?

 

Описание ценностей детских лагерей (отечественных и зарубежных), опыт проектирования педагогики каникул и технологии организации детского лагеря всесторонне представлены в сборнике:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.