Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качества педагога, необходимые для эффективного педагогического общения




Функции педагогического общения

Сущность педагогического общения

 

 

Схема 5

 

 

Схема 6

Стили профессионально‑педагогического общения

 

 

Схема 7

 

Как мы уже отмечали, одной из специфических особенностей дополнительного образования детей является то, что взаимодействие педагога и ребенка, педагога и детского объединения строится на признании права свободного выбора. Вместе с тем это право нельзя сводить к стихии каприза, плохого настроения, безответственности и пр. Педагог может, владея технологией организации договорного пространства, свободно, ненавязчиво вводить детей в понимание общепринятых норм поведения.

 

Вспомните, что означает договорное сообщество в образовании?

Познакомьтесь с примером построения такого договорного пространства, в котором на равных принимают участие все, но, как в приведенном ниже фрагменте показано, – педагог все‑таки влияет на принятие его требований.

 

Группа подростков вместе с педагогом собирается в поход. Осознавая, что часть подростков намерена «просто отдохнуть», педагог прогнозирует, что вполне вероятной окажется такая ситуация, когда кто‑нибудь из них может отказаться или недобросовестно отнесется к обязанностям по жизнеобеспечению. Например, во время дежурства не вымоет посуду или откажется выполнять необходимые в походе правила безопасности. Педагог предложил всем вместе до мелочей продумать, что нужно будет обязательно делать в походе, чтобы каждый остался им доволен. Однако, понимая, что предложение «совместно обсудить» может быть воспринято некоторыми детьми как формальная процедура, педагог предложил следующий механизм, который позволил бы каждому внести свое предложение и соотнести его с предложениями других.

Каждому было предложено отдельно от других написать на листочке все то, что нужно делать в походе, чтобы он прошел удачно. После того как индивидуальные пожелания были каждым продуманы и зафиксированы, педагог предложил объединиться по парам. В каждой паре обсуждались оба индивидуальных варианта «должного», но уже из двух составлялся один. В него входило лишь то, с чем согласились оба обсуждающих. То, что вызвало разногласие, которое не удалось преодолеть, в вариант не вносится.

Потом из пар образовывались четверки. И процедура согласования протекала аналогично, как и в парах. Нужно особо заметить, что педагог на равных с ребятами участвовал в этих обсуждениях. Именно он смог ввести в общее обсуждение такие «мелочи», как мытье посуды, уборка территории после стоянок. При этом педагог выставлял эти задачи не как требования к подросткам, а как норму, без которой не могут обойтись нормальные, цивилизованные люди, к коим он относил и себя и подростков. Важно и то, что при обсуждении этих вопросов педагог избегал пафоса, все решалось в русле простых, житейских проблем, на которые только потому и обращено внимание, что нужно предусмотреть «все мелочи». Так, и мытье посуды и уборка были введены в согласованный план действий, и так же, как и все остальное, были оговорены по механизмам исполнения: кто, когда, в какое время будет этим заниматься и нести за это ответственность.

Таким образом, предварительное согласование, вылившееся в план действий (т. е. договор о взаимодействии), обеспечило и педагогу, и любому другому право потребовать выполнения этих договоренностей уже в условиях похода. Чтобы договоренности не были забыты, каждый вечер, подводя итоги дня и планируя день следующий, все соотносили происходившее с тем, что вместе запланировали. Изменения могли быть внесены, но только с общего согласия.

Так педагог, владея технологией организации договорного пространства, избежал необходимости навязывать подросткам свои требования, а с помощью вполне свободной и демократической процедуры обсуждения сумел зафиксировать их среди других как свои интересы и пожелания.

Из практики Н. Михайловой и С. Юсфина. Статью этих авторов о договорном сообществе можно прочесть в сборнике «Новые ценности образования» (1996, № 5. – С. 57–59).

 

«Мыслю – значит, существую», – говорил французский ученый и философ Рене Декарт. Но умению мыслить надо учиться, не так ли? Известно, что только частично мыслительные способности формируются стихийно в процессе усвоения речи, языка общения, в ходе освоения практического опыта.

Педагог целенаправленно, систематически учит детей мыслить, но, чтобы учить этому, он должен сам учиться видеть, узнавать, фиксировать проявления умственных действий у своих подопечных.

 

Какие вы знаете первые (элементарные) познавательные или логические действия человека?

Приведите примеры их проявления и соотнесите со спецификой деятельности педагога дополнительного образования детей.

Что вы скажете относительно изречения: «Умен тот, кто умеет делать простые вещи»?

 

Несомненно, образованный человек – это человек, умеющий решать проблемы разного уровня сложности, человек – «деятель и творец». Поэтому цель образования – создание условий для развития личности каждого человека, и прежде всего – становление навыков, умений осваивать и порождать знания.

Напомним, что:

навык – это приобретенное в результате обучения и повторения умение решать задачу, используя нужные средства или инструменты с заданной точностью и скоростью;

умение – промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком‑либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения задач, но еще не достигшего уровня навыка;

умственные действия – те действия человека, которые выполняются во внутреннем плане сознания без опоры на внешние средства, включая слышимую речь.

 

Подумайте, в чем отличие процессов усвоения от процессов освоения навыков, умений?

Порождать новые знания может только талантливый (от природы) педагог; обладающий большим педагогическим стажем (мастер своего дела), или это некая обязательная черта педагогической профессии, которая «заставляет» быть творческой личностью каждого?

Используйте ответы на эти вопросы для определения содержания внутренних средств (умений, навыков) деятельности педагога дополнительного образования детей. Основу для вашего определения тех умений, которые важны именно для педагога дополнительного образования детей, можно найти в работах, посвященных характеристике педагогических умений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.