Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прочтите! Управление развитием школы / Под ред




Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. – М., 1995.

Программно‑целевое управление развитием образования // Опыт, проблемы, перспективы / Под ред. А.М. Моисеева. – М., 1999.

Управление сотворческими процессами // Опыт инновационного развития школы // Отв. ред. М.А. Ушаков. – М., 2000.

 

Очень часто мы слышим: «Эта школа хорошая (или очень хорошая»), «Мне не повезло – я училась в плохой школе», «Наш Дворец творчества детей и молодежи самый хороший, потому что в нем любят детей», «Клуб моряков хорош, потому что в нем хорошо каждому ребенку и взрослому».

Курт Воннегут в своей книге «Синяя борода» рассказывает о молодой девушке, которая не знала, как отличить хорошую картину от плохой. Умудренный жизнью художник ответил ей, что просто нужно увидеть миллион картин и после этого никогда не ошибешься.

 

Может так же следует поступить при определении хорошего учреждения дополнительного образования детей?

А как тогда ответить на вопрос об успешном или эффективном учреждении?

 

…Прислушайтесь, вы услышите, что в каждом взрослом живет ребенок. Вы распознаете ГОЛОС ДЕТСТВА в каждом из нас. Он может звучать тихо или громко, грустно или радостно. Но он звучит непременно. … Голоса детства звучат из уст писателей, психологов, педагогов, учителей, которые во времена недоверия вопреки всему говорят о непреложности тяжелого труда доверия. Голоса детства прорываются сквозь эзопов язык игр, сказок, лишь кажутся суверенными территориями детства. Они перекатываются по футбольным трибунам и школьным дворам, помогая постичь и принять правила беспорядка в детской и подростковой субкультурах, раскрыть секреты социальной психологии детства. И они, эти ГОЛОСА, доказывают, что наука о детстве – взрослая наука…

Асмолов А. Педология // Новый век. – 2000. – № 2. – С. 4.

 

Обратите внимание на подчеркнутые слова из выступления известного психолога Александра Асмолова и ответьте на вопросы:

Как называется наука о ребенке, о детстве?

 

Что вы знаете о детской субкультуре, детском фольклоре?

Каким образом наука о ребенке и детская субкультура соотносятся с дополнительным образованием детей?

Можно ли поставить знак тождества между понятиями «процесс развития», «инновационный процесс», «эксперимент»? Аргументируйте свой ответ.

 

Одним из самых распространенных вариантов инноваций в образовании стало создание новых видов образовательных учреждений – лицеев, гимназий, академий и т. д.

Эта тенденция охватила и систему дополнительного образования детей. Появились новые учреждения с оригинальными названиями: «Центр планетарного мышления», «Академия русских ремесел», «Школа здорового ребенка» и пр.

 

Как вы думаете, достаточна ли для развития дополнительного образования детей реформа вида учреждения?

В чем инновационный потенциал изменения вида?

Какие надо соблюдать при этом правила?

 

Программа развития учреждения дополнительного образования детей

 

Древние римляне говорили: «Кто не движется вперед, отстает», но обязательно при этом уточняли: «Кто? Что? Где? С чьей помощью? Для чего? Каким образом? Когда?» Эти семь риторических вопросов призваны развивать мысль, выявлять лицо, деяние, место, соучастников, цель, способ и время.

Обращение к мудрости древних не случайно – она поможет нам понять смысл и место программы развития в управлении учреждением дополнительного образования детей, обратить внимание на соблюдение обязательных правил создания этого новшества. С уверенностью можно сказать, что, начиная работать в учреждении, вы станете участником развития (пассивным или активным), его проводником и создателем.

 

Какие существенные признаки программы развития учреждения дополнительного образования детей вы можете назвать? Воспользуйтесь представленным списком или дайте свои предложения:

– концепция, приоритетные идеи,

– ориентиры – проекты,

– проблемно‑ориентированный анализ,

– стратегическое планирование,

– цель, задачи, план работы учреждения,

– предполагаемые результаты,

– список мероприятий,

– ответственные исполнители,

– программа деятельности,

– учебный план,

– расписание занятий,

– предложение нововведений,

– определение социального заказа,

– описание ресурсов, структур управления,

– описание состояния учреждения и окружающей среды…

 

В программном управлении развитием различают локальные, модульные и стратегические изменения или преобразования.

Локальные – параллельное улучшение, обновление отдельных компонентов жизнедеятельности учреждения, ориентированное на планомерное достижение частных результатов (предложение новой методики педагогом в рамках его программы; оформление на работу педагога, преподающего по своей программе и др.).

Модульные – одновременное осуществление нескольких самостоятельных нововведений, но предполагающих необходимость координации многих исполнителей (создание образовательной программы отдела, школы или клуба как структурного подразделения учреждения; разработка целевой программы, объединяющей деятельность педагогов разных профилей).

Стратегические – полная реконструкция образовательного учреждения, охватывающая все системные компоненты и связи. В результате меняется качество образовательной деятельности учреждения, его статус (такой путь изменения прошли или еще проходят все учреждения дополнительного образования детей, преобразуя свое качество учреждения внешкольного воспитания).

 

О каком типе изменений идет речь при разработке программы развития образовательного учреждения?

 

Выпускник учреждения дополнительного образования детей

 

Одним из самых интересных, но и дискуссионных в дополнительном образовании является вопрос о выпускнике. Кого считать выпускником Дворца творчества детей и молодежи, Клуба юных моряков, Студии спортивного танца или Детского парка? Отсутствие жестких требований к каждому ребенку, подростку, юноше, который приходит в учреждение дополнительного образования детей и завершает освоение той или иной образовательной программы (единых требований к которым также нет), определяет бесконечный простор для моделирования образа выпускника.

 

Познакомьтесь с некоторыми подходами и самостоятельно ответьте на вопрос, кого можно считать выпускником в дополнительном образовании детей.

 

На основании базовых ценностей и миссии Центра творчества (ЦТ) мы создали примерный образ выпускника Центра как единого сообщества, с единой образовательной политикой. Предлагаем следующие его характеристики:

– Носитель определенной суммы знаний, умений и навыков, определенный как базовый компонент данной образовательной программы на завершающем уровне обучения (уровни обучения – начальный, общий, специальный; даны результаты обучения по каждому уровню).

– Личность, имеющая концепцию собственного «Я», положительную мотивацию к обучению и подготовленная к свободному соопределению, обладающая коммуникативными способностями и следующая правилам этики взаимоотношений.

– Равноправный член единого сообщества – Центра творчества.

Помимо этого для объединений различных направлений определен ряд специфических черт, характеризующих образ выпускника (здесь имеются в виду такие профили объединений, как художественное творчество, декоративно‑прикладное творчество, техника и пр.).

Формируя образ выпускника будущего Центра, мы исходили из того, что любой выпускник будет более подготовленным к жизни в обществе, нежели выпускник только общеобразовательной школы, так как, постоянно реализуя в ЦТ свободу выбора, он учится продумывать и делать свободно выбор на основе собственного интереса, получает возможность профессионального самоопределения на основе собственного практического опыта начальной профессиональной деятельности.

Центр творчества «На Вадковском», Москва.

 

Определение понятия «выпускник» надо начинать с выделения приоритетных оснований содержания и организации всей образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей, помня, что одна из доминантных характеристик образования – его процессуальность. Поэтому, диагностируя образовательные результаты, необходимо обращать внимание не на ЗУНы, в которых собственно воспитательные и социальные результаты не фиксируются, а отслеживать их динамику, рост, постепенное соединение маленьких промежуточных, текущих результатов в итоговое, значительное.

В этом плане выделим пять параметров, по которым будем отслеживать данные результаты (каждый из параметров может быть приоритетным в той или иной программе или деятельности коллектива):

– Уровень освоения детьми содержания предмета, т. е. содержания образовательного стандарта (государственного, регионального, московского, дополнительного образования).

– Устойчивость интереса детей к предмету, предлагаемой деятельности или коллективу (сохранность контингента, наличие положительных мотивов посещения занятий, осознание детьми нужности занятий для себя).

– Уровень творческой активности детей (выявление позиции, отношения, интересов ребенка в различных видах деятельности).

– Творческие достижения детей (степень их стабильности и качества, систематичность участия в творческих конкурсах, соревнованиях, выступлениях, мотивация участия в творческих достижениях, степень новаторства, изобретательства).

– Воспитательные результаты (характер отношений между педагогом, детьми, каждым отдельным членом коллектива, характер ориентаций и мотивов каждого ребенка и всего коллектива в целом, состояние микроклимата в коллективе).

В самом общем плане личность выпускника должна обладать следующим набором качеств:

– иметь потребность (побуждение) и способность к труду – внутреннюю психологическую готовность и выработанные трудовые навыки, позволяющие включаться в социально‑значимую деятельность (умственную, физическую, производственную, учебную). Для этого должны быть определены (или мотивированы) профессиональная направленность и умение рационально организовывать свою деятельность, творчески совершенствовать ее;

– выстраивать культуру общения на уровне деловых и межличностных отношений. Для этого человек должен обладать нравственными нормами поведения, общечеловеческими ценностными ориентирами, установками;

– уметь ориентироваться в разных формах теоретического сознания (научной, художественной, нравственной, правовой), составляющих основу мировоззрения;

– обладать стремлением (осознанная потребность, ценностная ориентация) к самообразованию, саморазвитию, рефлексии;

– владеть такими социальными качествами, как ответственность, сочувствие, внимание сопереживание и др.

Выпускник, в широком смысле – личность, владеющая механизмом социокультурной деятельности и ценностей, т. е. личность, способная к персонализации.

Но на практике достижение данного «идеала» корректируется условиями, обстоятельствами времени и пространства, индивидуальностью участников и т. д. Поэтому целесообразно ввести определение в узком смысле.

Выпускник – личность, реализовавшая свой целевой выбор в области деятельности или знания (направление программы); уровне освоения (образованность); мотивах (степень готовности к деятельности, развитость интересов); ценностных ориентациях (глубина; иерархия устремлений, выраженная в поведении); через приобретение собственного опыта культурной деятельности.

♦ В программе «Столичное образование» – 2 для Москвы – столицы– мегаполиса определяются следующие обязательные качества современного выпускника школы:

– стратегическое мышление;

алгоритм поведения = цивилизованный производитель + цивилизованный потребитель;

– состязательность при благородстве намерений, воля к победе, готовность взять на себя бремя лидерства, умение достойно побеждать и проигрывать;

– высокая языковая культура;

– московский патриотизм.

Сегодня уже говорят, что «выпускник – это внутренне свободная активная личность, живущая в связи с окружающим миром и его историей и осознающая свою ответственность перед ним».

 

♦ В программе развития Самарского Дворца детского и юношеского творчества формулируется «Идеальный портрет выпускника» как самой главной ценности и цели дополнительного образования. Определение – плод коллективного труда, поскольку составлено на основе результатов анализа сочинений, опросов воспитанников, родителей, педагогов Дворца.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.