Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Павел Иванович Новицкий




Черные, блестящие, съедающие собеседника глаза. Яростная, гневная, грохочущая басом речь. Ненависть к фальши, показухе, комплиментам и сантиментам. В углу рта – язвительная полуулыбка, которую ему смолоду не простили многие из его коллег‑литераторов.

…Ни одна мысль не исходит от него надменно или уравновешенно. Все, что он говорит, не говорится, а вулканически вырывается, азартно и бурно. Как горячо он проповедует любовь к новой литературе!

…У нас на курсе был культ Новицкого. Даже самые забулдыжные невежды сидели по струнке на его лекции. Он грохотал стихи, покачиваясь и зловеще тряся седым кулаком. Его тоже легко было копировать. И мы копировали его манеру – почтительно и любовно. Он читал лекции, не глядя на нас, словно предоставляя нам свободу выбора – слушать или не слушать. Не здоровался и не прощался с курсом, очень не любил условностей. Появлялся с портфелем и читал, покачиваясь, глядя в сторону и вниз. И внезапно – там, где ему недоставало собеседника, – он всаживал свой черный глаз, как пулю. И почему‑то именно в меня (потом разобрались – так почти в каждого). В самое глазное дно – ни сдвинуться, ни вздохнуть… И уже страдаешь и хуже воспринимаешь.

Мы влюблялись‑изумлялись: вот каковы были Державин и Тютчев, Толстой и Достоевский, Чехов и Маяковский… Тот новый для меня Маяковский, тайны щедрости, ошибок, заносов и любви которого расшифровал Павел Новицкий. За его лекциями никогда не стоял «педагог», т. е. контроль, проверка исполнения, оценка знаний. Он тревожил и теребил в нас любопытство к чтению, любовь к прекрасному.

Смехов В.Б. Театр моей памяти. – М., 2001. – С. 41, 42, 60, 62–63, 64.

 

Ниже представлен отрывок из повести В. Драгунского «На Садовой большое движение». Вполне вероятно, вы встречали в школах подобные кружки, организованные только для проформы.

 

Как вы думаете, чем можно наполнить внеурочное время ребят, если нет возможности пригласить настоящих специалистов в области художественного и технического творчества, спорта, туризма?

Есть ли смысл привлекать для занятий дополнительным образованием учителей‑предметников, вожатых, библиотекаря? А может быть, стоит привлечь родителей?

Какой выход из такого положения вы можете предложить?

 

Когда репетиция хора мальчиков окончилась, учитель пения Борис Сергеевич сказал:

– Ну‑ка, расскажите, кто из вас что подарил маме на Восьмое марта? Ну‑ка ты, Денис, докладывай.

– Я маме на Восьмое марта подарил подушечку для иголок. Красивую. На лягушку похожа. Три дня шил, все пальцы исколол. Я две такие сшил.

А Мишка добавил:

– Мы все по две сшили. Одну – маме, а другую – Раисе Ивановне.

– Это почему же все? – спросил Борис Сергеевич. – Вы что, так сговорились, чтобы всем шить одно и то же?

– Да нет, – сказал Валерка, – это у нас в кружке «Умелые руки» – мы подушечки проходим. Сперва проходили чертиков, а теперь подушечки.

– Каких еще чертиков? – удивился Борис Сергеевич.

Я сказал:

– Пластилиновых! Наши руководители Володя и Толя из восьмого класса полгода с нами чертиков проходили. Как придут, так сейчас: «Лепите чертиков!» Ну, мы лепим, а они в шахматы играют.

– С ума сойти, – сказал Борис Сергеевич. – Подушечки! Придется разобраться! Стойте! – И он вдруг весело рассмеялся. – А сколько у вас мальчишек в первом «В»?

– Пятнадцать, – сказал Мишка, – а девочек – двадцать пять.

Тут Борис Сергеевич прямо покатился со смеху.

А я сказал:

– У нас в стране вообще женского населения больше, чем мужского.

Но Борис Сергеевич отмахнулся от меня.

– Я не про то. Просто интересно посмотреть, как Раиса Ивановна получает пятнадцать подушечек в подарок!

Драгунский В. На Садовой большое движение. – М., 1972. – С. 21–22.

 

Важность создания в школе комфортного и содержательного внеурочного пространства признают многие педагоги, понимающие необходимость компенсации издержек строго регламентированного учебного процесса. Рамки урока можно раздвигать с помощью различных занятий по интересам, где есть возможность личностной и культурной самореализации.

 

Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки… но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что‑то замечательное кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков. … Если будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями.

Сухомлинский ВА. О воспитании. – М., 1975. – С. 17, 15.

 

Задумайтесь над словами великого педагога‑гуманиста.

 

Что надо изменить в школьной жизни, чтобы ребенок, подросток стал «человеком с многогранными интересами»? Под силу ли это современной школе? Обоснуйте ваше мнение.

Ваше понимание школы как «очага духовной жизни»? Какими качествами должен обладать педагог, работающий в такой школе?

Какие формы внеурочной деятельности и дополнительного образования вы считаете наиболее эффективными в условиях общеобразовательного учреждения?

 

Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях во многом зависит от сотрудничества руководителей кружков, секций, клубов с учителями‑предметниками, от степени скоординированности их действий. Особая роль в данной работе должна отводиться классному руководителю. Однако до недавнего времени практически не обращали внимания на эту сторону его деятельности, но постепенно ситуация стала меняться. Сегодня классные руководители стараются выделять в своих планах воспитательной работы дополнительное образование в качестве отдельного направления. Предлагаем познакомиться с одним из таких планов и соотнести его с методическими рекомендациями, которые были подготовлены Министерством образования России. Однако размышления по этому поводу стоит начать со статьи в Педагогической энциклопедии.

 

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, в общеобразоват. школе Рос. Федерации педагог; занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитат. работы. В нач. классах обязанности К. р. выполняет учитель, ведущий этот класс. На ср. и ст. ступенях обучения К. р. назначается администрацией школы из учителей, работающих в данном классе. Должность К. р. введена также в ср. спец. уч. заведениях. В малокомплектных школах, школах‑интернатах, проф. – тех. уч‑щах функции К. р. осуществляет воспитатель.

До 1917 в ср. уч. заведениях функции К. р. в муж. гимназиях выполняли классные наставники, в женских – классные дамы (должность введена Уставом 1871), осуществлявшие гл. обр. надзор за поведением учащихся. С 1918 воспитат. работа с учащимися в школе возлагалась на всех учителей. Создавались воспитат. комиссии для координации их работы, направленной на развитие у молодежи полит. сознания. Для внеурочной и внеклассной работы с каждой уч. группой выделялись отд. учителя, но они фактически оказывались загруженными сбором анкетных сведений об учащихся и их родителях, разл. отчетностью и не имели времени вести полноценную воспитат. работу. Самоустранение их от задач воспитания или же прямой диктат по отношению к дет. коллективу привели к ликвидации института классного наставничества. Началась кампания по введению в школу самоуправления. Однако в сер. 20‑х гг. кризис дет. самоуправления вновь вызвал необходимость прикрепления педагогов к коллективам учащихся для оказания им пед. помощи. В 1931 утверждена Наркомпросом РСФСР инструкция о групповодах. В их обязанности входила работа с ост. учащимися или с их группой, с родителями, др. учителями по проблемам организации уч. – воспитат. работы. В 1934 с переименованием групп в классы утверждена должность К. р. В 1947 г МП РСФСР утвердило «Положение о классном руководителе», согласно к‑рому задачей К. р. являлась организация учащихся класса в дружный, целеустремленный, работоспособный ученический коллектив в целях успешного разрешения уч. – воспит. задач, поставленных перед школой. В обязанности К. р. входила работа с активом, пионерской и комс. организациями класса, изучение «Правил для учащихся», наблюдение за успеваемостью. В «Инструктивно‑метод. указаниях» 40‑х гг. по улучшению работы К. р. подчеркивалась необходимость тщательного изучения каждого ученика путем посещения уроков, наблюдения за учащимися во внеурочное время.

В 50‑х – 1‑й пол. 60‑х гг велись поиски новых подходов к воспитанию ребенка, появились публикации из опыта работы К. р. С 1970 г осн. обязанности К. р. определялись Уставом средней общеобразовательной школы. Положение о К. р. 1971 г, продолжило линию, выработанную в 30‑е гг, – ориентация на коллектив учащихся. В осн. задачи К. р. входило воспитание у учащихся идейной убежденности, обществ. сознания и готовности к активному участию в обществ. жизни; воспитание учащихся в духе коммунистич. морали; трудовое воспитание учащихся, подготовка их к жизни, к сознат. выбору профессии; борьба за высокое качество успеваемости, глубокое усвоение основ наук, развитие познават. активности; содействие эстетич. и физич. воспитанию, укреплению здоровья детей.

Движение педагогов за реформирование системы образования, развернувшееся в кон. 80‑х гг., вновь привлекло внимание к проблеме воспитания учащихся и роли К. р. в ее решении. С 1989 г. в ряде областей России проводится эксперимент по программе «Освобожденный классный руководитель (воспитатель)», в ходе к‑рого определились приоритетные направления в деятельности К. р. В центре его внимания находится личность воспитанника, его защита и развитие. Коллектив уч‑ся (класс) должен стать благоприятной средой для каждого ученика. Содержание воспитат. работы составляют целевые программы: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». Организуя работу по этим направлениям, К. р. совместно с др. учителями и родителями обеспечивает физич., нравств. развитие личности школьника, создает условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

К. р. планирует работу, как правило, на уч. четверть (реже полугодие) в соответствии с общешк. планом уч. – воспитат. работы, планами К. р. параллельных классов, дет. обществ. организаций и др. К. р. привлекает к работе др. учителей и воспитателей, советы содействия семье и школе на предприятиях и в организациях, родителях и общественность по месту жительства учащихся. Деятельность К. р. планируется с учетом как непосредств. воспитат. действий самого педагога, так и его организац. – пед. и исследоват. задач. К. р. призван рационально распределить и скоординировать воспитат. усилия учителей‑предметников и др. в интересах поддержания воспитат. процесса в классе и достижения его эффективности. К. р. систематически изучает уровень воспитанности учащихся, развития коллективистских отношений в классе, анализирует влияние семьи, микросреды и др. и на основе полученных данных выбирает формы и методы воспитат. работы. Важнейшая задача К. р. – развитие ученического самоуправления.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1993. – Т. 1. – С. 441–445.

 

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. В этой связи педагогическим советам общеобразовательных учреждений при определении функций классного руководителя необходимо, в первую очередь, четко обозначить его права, обязанности и ответственность, соотнося их с должностными обязанностями других участников образовательного процесса.

…Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся. Классный руководитель способствует включению школьника в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях // Внешкольник. – 2001. – № 9. – С. 7.

 

Предлагаем познакомиться с фрагментом плана воспитательной работы классного руководителя одной из московских школ (см. табл. 16). Обратите внимание на рубрику «Дополнительное образование», которая включена в план, на ее содержание и формы работы.

 

Таблица 16




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.