Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План воспитательной работы




 

 

 

Никандрова Т.В. План воспитательной работы руководителя 11 «Б» класса школы № 629 // Спутник классного руководителя. – М., 2001. – С. 37–39.

 

Как изменились функции классного руководителя за последние годы по сравнению с теми, что описаны в энциклопедии?

Достаточно ли в методических рекомендациях раскрыты обязанности классного руководителя как специалиста, содействующего включению школьников в систему дополнительного образования?

Считаете ли вы деятельность классного руководителя в рамках направления «дополнительное образование» в представленном выше отрывке адекватной сути дополнительного образования? В чем вы видите достоинства и недостатки такого понимания дополнительного образования?

На какой базе должно строиться сотрудничество педагогов дополнительного образования с классными руководителями, учителями‑предметниками, другими школьными работниками: на основании договора или плана совместной деятельности? Что вы могли бы предложить?

Какова роль директора школы, его заместителей в развитии школьной системы дополнительного образования?

Предложите свой вариант статьи для Педагогической энциклопедии о классном руководстве и о педагоге дополнительного образования, работающем в школе.

 

Познакомьтесь с мнением видных педагогов, рассматривающих пути целесообразной организации взаимодействия класса и клубных объединений.

 

Деятельность творческих коллективов по интересам может стимулировать жизнь класса: ведь участники объединений вносят в него новизну, оригинальность, нестандартность. Внесение этого в работу класса может проявляться и в том, что в нем организуются дела, мероприятия клубного характера (конкурсы, «капустники», спектакли‑экспромты и др.), и в том, что школьники, занимающиеся в объединениях и овладевшие навыками организации творческой деятельности, стимулируют своих одноклассников к активизации жизни класса. Кроме того, выступая заводилами дел, внося элементы новизны, они могут также стимулировать и классного руководителя к работе по‑новому.

Интегративная функция клубных объединений по отношению к классу реализуется в том, что, с одной стороны, в деятельности клубов в значительной мере усиливается познавательный компонент, а с другой – клубность становится характерной чертой жизнедеятельности класса.

Характер взаимодействия класса и объединений по интересам существенно зависит от того, каковы они по способу организации. Если в них занимаются учащиеся разных возрастов или разных классов одной параллели, то связи эти будут по типу дополнения; если клуб функционирует на базе одного класса и в его состав входят все или большинство детей из его состава – по типу проникновения (Л.И. Новикова). В последнем случае руководитель объединения должен помнить, что клуб подстерегает опасность оказаться замкнутым, стать автономным образованием в целостной системе работы школы. Это может случиться, во‑первых, если объединение не связано с жизнью школьного коллектива и его деятельность не носит общественно полезного характера; во‑вторых, если в это объединение закрыт доступ для желающих в нем заниматься.

Заметим также, что если большинство учащихся класса становятся членами творческого объединения (созданного на базе класса или другого типа), у них иногда появляется потеря интереса к жизни классного коллектива. Особенно это характерно для тех классов, где работа с учащимися поставлена плохо, а классный руководитель не уважаем детьми. В этом случае клуб, безусловно, может возместить вакуум общения, предоставить возможности для удовлетворения потребностей учащихся в творчестве, самовыражении и т. д. Однако он никогда не сможет полностью реализовать функции классного коллектива, и его члены много теряют от «ухода» из него. Мало того, подобное явление нередко ведет к конфликтам между детьми и классным руководителем, между ним и руководителем объединения, и разрешение этих конфликтов далеко не однозначно. Иногда, наоборот, возникает ситуация, когда классный руководитель отдает детей «на откуп» клубу и практически перестает заниматься организацией внеучебной работы.

Решение такой проблемы обычно очень сложно и зависит прежде всего от способности классного руководителя изменить свою позицию. Кстати, при правильном понимании им создавшегося положения эта ситуация может стимулировать его деятельность по руководству классом, заставить изменить характер своей работы, что будет способствовать повышению его авторитета среди детей.

В аспекте рассмотрения взаимодействия класса и клубного объединения интересно отметить еще одно явление. Статус школьника в классе и объединении по интересам может совпадать, не совпадать и находиться в противоречии. Причем занятия в клубе могут как способствовать оптимизации этого соответствия, так и обострить существующую ситуацию. Последнее обычно происходит тогда, когда учащийся, завоевавший авторитет в клубе, пытается автоматически перенести его в класс, где до этого большим уважением не пользовался. Это часто приводит к конфликтам со сверстниками.

Классному руководителю: Учеб. – метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 1999. – С. 131–132.

 

Авторы отмечают некоторые опасности, подстерегающие клубные объединения и его членов (например, обособленность от жизни класса и школы). Согласны ли вы с этим? Приведите примеры удачного и неудачного сотрудничества членов творческих объединений с одноклассниками.

В каких случаях возможны конфликты между детьми, занимающимися в кружках и секциях, и классными руководителями? Как можно избежать таких ситуаций? Что должен сделать педагог дополнительного образования в таких случаях?

Каким образом классный руководитель может сделать свою работу более эффективной, учитывая увлечения и интересы ребят – членов творческих объединений? Что вы как педагог дополнительного образования могли бы ему посоветовать?

 

Публикаций о дополнительном образовании в общеобразовательных учреждениях пока немного. Однако интересные идеи, касающиеся этой важной проблемы, содержатся также в статьях и книгах, посвященных и более общим педагогическим темам. Предлагаем познакомиться с некоторыми работами и составить аннотированный обзор тех, которые, на ваш взгляд, могут помочь в практической деятельности специалистов, включенных в дополнительное образование школьников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.