Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вехи истории менеджмента




 

Отцы-основатели классической политэкономии Адам Смит и Дэвид Рикардо рассматривали экономический процесс, состоящий из трех факторов производства – земля, труд, капитал. Однако они анализировали экономический процесс на уровне механистических представлений ХVIII столетия, интерпретируя его подобно законам природы. Экономический процесс у них функционировал сам по себе. По их схеме, предприниматель функционирует лишь как инвестор, т.е. капиталист, описанный в последствии К. Марксом.

Лишь на рубеже XIX и XХ веков политэкономы признали решающее значение творческого предпринимательства для экономического роста. Альфред Маршалл добавил к трем упомянутым классическим факторам производства – четвертый фактор – организация.

Окончательно новый подход победил лишь в 1912 году, когда вышел труд Й. Шумпетера "Теория экономического развития", в котором автор разработал тип творческого предпринимателя, который на базе новой комбинации факторов производства активно реализует нововведения и тем самым обеспечивает экономический рост. Й. Шумпетер ввел в экономическую науку и практику термин "творческий предприниматель".

Значение управления было достаточно хорошо осознано уже в 30-е годы текущего столетия, но как отрасль деятельности управление окончательно сформировалось в период после второй мировой войны, а начиная примерно с 1955 года все развитые страны мира вступили в полосу "управленческого бума". Но именно Америку признают родиной современного управления.

На столетней лестнице истории менеджмента поместилось немало выдающихся личностей, внесших свой вклад в формирование множества научных школ и концепций менеджмента, эволюцию управленческой мысли.

В истории зарубежного менеджмента можно выделить также известные школы и концепции управления:

1) школа научного управления (Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гильберт, Г. Эмерсон, Г. Форд, Г. Ганнт);

2) административная (классическая) школа менеджмента (А. Файоль, Д. Муни);

3) школа человеческих отношений (Э. Мейо, А. Маслоу, Ф. Герцберг);

4) современные ("синтетические") учения об управлении (П. Дракер, Т.Питерс и Р. Уотермен, У. Оучи).

Переворот в управлении производством в начале ХХ века сделал Фредерик Тейлор. Не случайно на его памятнике начертаны слова "Отец научного управления".

Выходец из зажиточной семьи, он получил серьезное юридическое образование. Но от намечавшейся карьеры уклонился и пошел на сталелитейный завод. За 10 лет прошел путь от чернорабочего до главного инженера. Имел около 100 патентов. Занимаясь, самостоятельно сдал экзамены и получил диплом инженера-механика.

В то время на предприятиях Вифлеемской стальной компании в небольших штабелях в открытом поле, примыкавшем к заводу, лежало в болванках 80 000 тонн чугуна. Цены на чугун поднялись и он был продан. Болванки следовало погрузить на проходившей недалеко железнодорожной ветке. За работу взялась артель опытных носильщиков. Ф. Тейлор, наблюдая за грузчиками, пришел к выводу, что они не умеют правильно работать. Он разработал метод изучения и нормирования затрат труда с помощью хронометража. Тейлор разделил все трудовые операции на простые элементарные движения, выявил все излишние, бесполезные и устранил их, что дало значительный рост производительности труда. Потом методам рациональной работы были обучены все члены артели.

В 1911 году вышла книга Ф. Тейлора "Принципы научного управления" и было организовано Общество по научной организации труда во главе с Ф. Тейлором.

Ф. Тейлор утверждал: "Цивилизованные страны от нецивилизованных, богатые от бедных больше всего отличаются тем, что в первых производительность труда в 5-6 раз выше".

Принципы управления, предложенные Ф. Тейлором, включали следующее:

1. Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений.

2. Обязательное следование разработанным стандартам.

3. Подбор, расстановка, обучение рабочих на местах, где они могут дать наибольшую пользу.

4. Оплата по результатам труда (меньше результат – меньше оплата, больше результат – больше оплата).

5. Функциональные менеджеры осуществляют контроль по специализированным направлениям.

В.И. Ленин ознакомившись с работами Ф. Тейлора заметил, что видит в них с одной стороны – великое научное открытие, а с другой стороны – эксплуататорскую сущность. Не приняв по идеологическим соображениям многие подходы Ф. Тейлора к рационализации труда, мы, выражаясь образно, "вместе с водой выплеснули из ванны и ребенка".

Последователь идей Ф. Тейлора американский инженер Ф. Гильберт занялся изучением трудовых процессов и техники движения рабочего, непосредственно на рабочем месте. Им была предложена карта производственного процесса, изучение микродвижений рабочих и хроноциклография. Изучая трудовые движения каменщика, за счет их рационализации, он сумел сократить вдвое количество его рабочих движений, вследствие чего существенно повысил производительность труда каменщика.

В 1911 году вышел труд Г. Эмерсона "Двенадцать принципов производительности", не утративший до сих пор своего значения (у нас книга была издана в 1931 году). В этой книге автор утверждал: "Работать напряженно – значит прилагать к делу максимальные усилия, работать производительно – значит прилагать к делу усилия минимальные".

Ставшие впоследствии широко известными 12 принципов Г. Эмерсона формулировались так:

1. Точно поставленная цель.

2. Здравый смысл.

3. Компетентная консультация.

4. Дисциплина труда.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.

7. Диспетчирование.

8. Нормы и расписания.

9. Нормализация условий труда.

10. Нормирование операций.

11. Письменные стандартные инструкции.

12. Вознаграждение за производительность.

В упомянутой книге Г. Эмерсон впервые ввел различие между разрушительными и созидательными организациями управления. Напомним также такой факт: изучив состояние практически убыточных в то время железных дорог Америки, Г. Эмерсон, исходя из предлагаемых им принципов менеджмента, сформулировал свое заключение, которое буквально ошеломило тогда страну: «Железные дороги могут ежедневно экономить 1 млн. долларов за счет внедрения научного управления».

Генри Форд в 20-е – 30-е годы ХХ века также находился оказался среди тех, кто оказал серьезное влияние на формирование концепции управления и в плане теории, и как профессии. Опираясь на принципы Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, Ф. Гильберта, он сформулировал свои подходы к управлению производством, реализовавшиеся, в частности, в методе конвейерной сборки автомобилей на заводах. Г. Форд заявлял: "Мы следуем двум серьезным принципам при всех работах:

1. Заставлять рабочего по возможности не делать никогда больше одного шага.

2. Никогда не допускать, чтобы ему приходилось при работе наклоняться вперед или в стороны".

Критикуя человеческую слабость долго и некритично пользоваться хотя и нерациональными, но привычными приемами труда и приспособлениями, Г. Форд подчеркивал: «В продолжении рабочего дня наш фермер раз 12, вероятно, взбирается по шаткой лестнице и спускается вниз. Он будет годами надрываться, таская воду, вместо того, чтобы один раз проложить метр – другой водопроводной трубы».

Не случайно слово "фордизм" стало в Америке тех лет синонимом научно-технического прогресса.

В 1924 году группа исследователей начала проводить эксперимент на заводе в Хоторне (пригород Чикаго), к которым позже присоединился Э. Мейо.

Американский психолог и социолог, профессор Гарвардской школы деловой администрации

Э. Мейо был одним из первых, кто стал исследовать тонкий механизм психологии человеческих отношений на производстве. Мейо обнаружил, что четко расписанные планы выполнения рабочих операций и даже высокая заработная плата не всегда приводили к повышению производительности труда рабочих.

На предприятии по сборке телефонных реле он отобрал из большого коллектива сотрудниц 6 девушек для проведения, ставшего впоследствии знаменитого, хоторнского эксперимента. Его результаты были переведены на 24 языка.

Было установлено, что в бригаде участвующих в эксперименте девушек, при неизменной зарплате происходит рост производительности труда только за счет ряда социально- психологических факторов – улучшение микроклимата в малом трудовом коллективе и взаимоотношений между начальником и подчиненными; отсутствие непосредственного контроля за ними; большей свободы общения при более тесных взаимоотношениях, предоставление дополнительных перерывов и др.

Результатом этих исследований и стала знаменитая "теория человеческих отношений". В последующие 30 лет в сотнях фирм появились специальные "отделы человеческих отношений".

В 80-е годы текущего столетия одной из наиболее популярных стала теория системного подхода в управлении. Например, модель "7-S", разработанная Атосом, Паскалем, Питерсом и Уотерменом. Ее название идет от 7 взаимосвязанных переменных(слагаемых), названия которых в английском языке начинается с буквы "S": стратегия (strategy), структура (structure), система управления (systems), персонал (staff), квалификация сотрудников (skill), организационные ценности (shared values), стиль (style).

Основополагающими принципами кадрового менеджмента на пороге ХХI века выступают:

1. Интернационализация фундаментальных принципов кадрового менеджмента в сочетании с национальными особенностями, чертами характера и традициями работников.

2. Формирование эффективной корпоративной управленческой культуры фирмы, как целостной системы и способа постановки и ведения Дела.

3. Командная работа в фирме. Отказ от авторитарного стиля руководства, переход к лидерству и демократическим методам менеджмента.

4. Лояльность к работающим. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей сотрудников.

5. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой, найм работников посредством заключения срочных контрактов с персоналом.

6. Обязательное установления долевого участия каждого работающего в общих результатах работы, эффективное стимулирование сотрудников.

7. Коммуникации, пронизывающие организацию по вертикали и по горизонтали.

8. Регулярный и эффективный самоменеджмент руководителей и сотрудников. Постоянное обучение всех, везде и всегда.

9. Опора на фундаментальные основы менеджмента: персонал, качество, эффективность, нововведения.

10. Этика менеджмента и бизнеса провозглашена золотым правилом менеджмента ХХI века.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что теоретические и практические концепции и принципы менеджмента складывались многие десятилетия.

Первоначально слово “менеджмент” обозначало умение объезжать лошадей, править ими. В основе этого слова лежит английский глагол “to manage” (управлять), который происходит от латинского “manus” (рука).

Менеджмент в наши дни – это “очеловеченная “ система управления, которая на первое место ставит эффективность функционирования человеческого ресурса предприятия. Ведь еще Генри Форд в своем «Руководстве для мастеров» подчеркивал: “Отдача машин – величина относительно постоянная. Меняются усилия рабочего. Его отношение к своей работе и своему хозяину – вот, что обычно побуждает производить больше или меньше. Поэтому развитие хороших трудовых отношений является вашей первейшей обязанностью и никто не сделает это за вас”.

В 1960 году Дэвид МакГрегор опубликовал, ставшую в последствии знаменитой, книгу с весьма красноречивым названием “Человеческая сторона предприятия”. В управлении людьми он считал “более разумен сельскохозяйственный подход: создайте хороший климат, обеспечьте соответствующую подкормку и предоставьте людям возможность расти самим по себе. Вот тогда они вас удивят”.

Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает следующие 4 толкования слова “менеджмент”, раскрывая различные аспекты этого понятия:

1. Искусство управления.

2. Способ (манера) обращения с людьми.

3. Специфические способности работников и управленческие навыки руководителей.

4. Орган управления, административная единица фирма.

Авторы известного английского учебника по менеджменту утверждают: “Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей” [2].

Можно с уверенностью утверждать, что умелый менеджер – это человек усиленно «раздающий» работу. Действительно, менеджер ”работает” руками подчиненных, а менеджмент следует рассматривать как науку и искусство получать вещи через людей. Более подробный анализ профессиограммы современного менеджера будет сделан ниже.

Как вывод из краткого экскурса в историю менеджмента отметим, что в бывшем СССР слово “менеджмент” не использовалось, у нас не готовили специалистов, владеющих теорией и практикой современного менеджмента, хозяйственные руководители просто слепо бродили в “джунглях” науки управления.

Компетентность и профессионализм - вечные слагаемые делового успеха. Одна из аксиом менеджмента гласит: “Любую полезную работу способны выполнять только компетентные работники, а все остальные только ”проедают” ресурсы и совершают ошибки, которые вынуждены исправлять опять же люди компетентные”.

Непрофессиональный подход к решению проблем управления, работа большинства руководителей-самоучек руководствуясь принципом “Как умеем, так и работаем”, очень напоминает ситуацию, когда в старинных американских салунах за музыкальные инструменты садились играть посетители- любители, а над сценой обязательно вывешивали плакат-предупреждение: “В музыкантов просят не стрелять. Играют как могут”.

Любительский, а не профессиональный подход к делу – это одно из “родимых пятен” хозяйственных руководителей советской командно-административной системы и это была не вина, а беда многих хозяйственных руководителей той эпохи.

Хорошие хозяйственные руководители у нас, безусловно, появлялись, но это происходило не благодаря системе, а скорее вопреки ей. Известно, например, что Троцкий в свое время отстаивал точку зрения, что военачальниками в армии обязательно должны быть профессионалы. В.И. Ленин, наоборот, обосновывал введение в армии начальников-любителей из народной среды, но обязательно партийно-выдержанных. Когда начальники-любители стали терпеть военные поражения одно за другим, пришлось отказаться от начальников-любителей. А ведь еще Наполеон предупреждал: “Наибольшая из всех безнравственностей – это браться за дело, которое не умеешь делать”.

Бесспорно, сущность и эффективность менеджмента просто не могли быть реализованы в эпоху советской командно-административной системы. Ведь идеи и принципы менеджмента лучше всего подходят для управления предприятиями в рыночных условиях, когда хозяйственный субъект полностью свободен. Деятельность же любого хозяйственного руководителя советской эпохи напоминает жизнь медведя, долго содержавшегося в тесной клетке. Известно, что в этой ситуации медведь настолько привыкает делать не более, чем по одному шагу во все стороны, что выпущенный на свободу, он не может идти нормально. Он топчется на месте, постоянно “ натыкаясь” на решетку, которая навсегда зафиксировалась в его мозгу.

Ниже мы более подробно остановимся на анализе отечественных методов управленческой деятельности хозяйственных руководителей в эпоху командно-административной системы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.