Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Летников Н.С




Д 69

БК 65.290-2 Я7

Макеевка 2001

М Е Н Е Д Ж М Е Н Т

М Е Н Е Д Ж М Е Н Т

Н А П О Р О Г Е

Х Х I

В Е К А

 

 

Макеевка 2001

Министерство образования и науки Украины

Донбасская государственная академия строительства и архитектуры

 

Летников Н. С.

 

К А Д Р О В Ы Й

Н А П О Р О Г Е

Х Х I

В Е К А

 

Рекомендовано Министерством образования и науки Украины как учебное пособие для студентов высших учебных заведений

 

 

 

 

Рекомендовано к изданию ученым советом Донбасской государственной академии строительства и архитектуры

 

Рекомендовано Министерством образования и науки Украины как учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Решение № от 2001г.

 

Рецензенты: д.э.н. проф. Саломатина Л.Н.

к. т.н. проф. Левченко В.Н.

 

Д 69 Летников Н. С. Кадровый менеджмент на пороге ХХI века: Учебное пособие. – Макеевка:

ДонГАСА, 2001. - с.

 

ISBN 5-7763-1624-3

 

В учебном пособии освещаются актуальные проблемы кадрового менеджмента организаций, психология менеджмента и основы организации труда менеджеров, действующих в конкурентной рыночной среде. Анализируется богатый зарубежный опыт управления кадрами в преуспевающих фирмах мира, который рекомендуется использовать с учетом исторических, психологических и культурных особенностей Украины.

Для студентов вузов, обучающихся на экономико-управленческих специальностях, аспирантов, предпринимателей и хозяйственных руководителей, стремящихся изучить основы менеджмента и социальной психологии, привести уровень своей экономико-управленческой компетентности в соответствие с требованиями нового времени – времени перехода к рыночным отношениям.

В подготовке учебного пособия к печати принимала участие Гончарова Л.А.

 

 

ISBN 5-7763-1624-3 ББК 65.290-2я7

 

 

 


Содержание

Предисловие

 

1. Вехи истории менеджмента

2. Профессиограмма менеджера

2.1. Управленческий труд и менеджеры

2.2. Конфликтология – менеджеру

2.3. Деловая критика подчинённых

2.4. Управленческий контроль

2.5. Мотивация сотрудников

2.6. Менеджер – прирожденный рационализатор

2.7. Стили руководства и авторитет менеджера

2.8. Подготовка менеджеров в школах бизнеса

2.9. Как трудно быть руководителем сегодня

3. Самоменеджмент руководителя

3.1. Сущность самоменеджмента

3.2. Планирование рабочего времени

3.3. Делегирование полномочий

3.4. Деловое общение

3.5. Здоровье и работоспособность – капитал делового человека

3.6. Имиджелогия и соционика – менеджеру

3.6.1. Привлекательный деловой имидж: от Бога и от себя

3.6.2. Одежда для делового успеха мужчин и женщин

3.6.3. Язык телодвижений

3.6.4. Психологические типы людей и управление

4. Корпоративная управленческая культура

4.1. Сущность и основные положения

4.2. Подбор, обучение и переподготовка кадров

4.3. Принцип «соучастия в делах фирмы»

4.4. Системы и методы мотивации сотрудников

4.5. Механизмы реализации принципов корпоративной культуры в преуспевающих фирмах мира

4.5.1. Корпорация IBM

4.5.2. Компания «Кока-Кола»

4.5.3. Корпорация «Омрон Электроникс»

4.5.4. Корпорация ЗМ

4.5.5. Корпорация «Хьюлетт-Паккард»

4.5.6. ОАО «Концерн «Стирол»

5. Управление кадрами с учётом национальных особенностей

5.1. США

5.2. Япония

5.3. Украина

6. Деловые женщины на фоне менеджмента

Заключение

 

Литература

 

Приложения

1. Словарь-справочник современного менеджера

2. Типовая должностная инструкция менеджера по кадрам банка

3. Личностные и профессионально-ориентированные тесты менеджера – «Познай себя»

4. Выписка из рабочего учебного плана подготовки в ВУЗе Украины выпускника квалификационного уровня «Специалист» по специальности 7.050201 «Менеджмент организаций»

5. Краткий кодекс поведения менеджера при осуществлении деловых контактов с зарубежными партнёрами

6. Управленческий брейн-ринг

 

 

 

 

Предисловие

 

Одним из главных достижений передовых стран, с которым они пришли к началу ХХI века, является менеджмент преуспевающих фирм, представляющий собой синтез науки, искусства и практики эффективного управления. А это значит, что среди многих современных профессий – хороших и разных – профессия менеджера стоит на особом, важном и почетном месте. Не будет преувеличением сказать, что хороший менеджер – это образец делового человека наших дней и будущего, своеобразный “Герой нашего времени”.

Менеджмент как социально-экономическое учение появился в США в конце прошлого века.

Первый научный курс управления, прочитанный в 1881 году американцем Джозефом Вартоном, вначале не нашел широкого практического применения. Вскоре (в 1886 г.) бизнесмен Г. Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом “Инженер как экономист”, в котором впервые поставил проблему необходимости менеджмента как профессионального вида управленческой деятельности.

Появление класса профессиональных менеджеров, обособившихся от класса капиталистов, явилось началом управленческой революции в мире, получившей название “менеджерской”. Термин “работать умнее” стал особенно популярным в 80-е годы ХХ века.

Сегодня понятие “менеджмент” стало уже интернациональным и охватывает огромное количество его функциональных разновидностей – кадровый, финансовый, производственный, маркетинговый, инновационный и др. виды менеджмента.

Главной задачей кадрового менеджмента является формирование и актуализация высокого кадрового потенциала фирмы, т. е. способности кадров эффективно решать любые тактические и стратегические задачи, определяемые требованиями рынка.

В современных условиях бесспорной аксиомой стало утверждение, что одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность и конкурентоспособность любого предприятия, является высокое качество его человеческих ресурсов. Новые товары, услуги, технологии рождаются только там, где высок потенциал его работников. Дальновидные японцы давно подсчитали, что умелое использование данного фактора может обеспечить повышение производительности труда в 1,5- 2 раза.

Давление жесткого конкурентного рынка на производителя все более усиливается и в этих условиях предприятия не могут себе позволить “разбазаривания”, неэффективного использования человеческого потенциала. Снова становится актуальным лозунг: “Кадры решают все”.

Деловые американцы утверждают: “Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы является краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности. Уже пора научиться измерять стоимость этого богатства” [1].

Можно утверждать, что если физику называют “королевой естественных наук”, то кадровый менеджмент – это король наук о человеке.

В современном мире бизнеса и предпринимательства руководители предприятий и менеджеры – это культовые фигуры, а их профессионализм и лидерские качества – одно из главных условий деловых успехов трудовых коллективов. Как инженеры учитывают сильные и слабые стороны сырья, направляемого в производство, так руководители и менеджеры по кадрам должны учитывать специфику и особенности своего “рабочего материала” – людей.

Успеху руководителей предприятий, организаций и фирм в 90-е годы ХХ века способствовали такие их деловые качества:

целеустремленность, умение и желание создавать результат;

желание и способность брать на себя полноту ответственности и принимать решения с разумно просчитанным риском;

готовность начинать процессы перемен, руководить ими и использовать в интересах организации;

владение искусством принимать эффективные управленческие решения;

способность предвидеть будущее, умение увидеть и выделить основное;

обладание чувством юмора;

готовность к сотрудничеству, желание и умение работать с людьми, создавать команду.

Но как говорил Перикл, еще две с половиной тысячи лет тому назад, управляя в древних Афинах: “Искусство управлять людьми – самое трудное и высокое из всех искусств”.

С тех пор это искусство не стало ни менее трудным, ни менее важным и нужным. Поэтому, желанием некоторых отечественных руководителей предприятий и организаций добиться делового успеха без знаний рекомендаций науки и практики современного кадрового менеджмента, напоминает желание ехать на автомобиле без бензина.

Сегодня, когда наша страна оказалась между прошлым и будущим, нам особенно важно осмыслить: кто мы? откуда мы? куда мы?

Сейчас экономика Украины больна и лежит на операционном столе. Но отечественная экономика уже твердо определилась в стремлении перейти на рыночную систему хозяйствования. Общество поняло, что выбирая “свой путь”, оно долго шло по обочине той столбовой дороги, которая проложена странами с развитой рыночной экономикой, а потом и вовсе от нее отклонилось.

Свежий ветер перемен коснулся сегодня и экономического мышления специалистов предприятий. Мы осознали, что успех и благополучие каждого трудового коллектива впредь будет всецело зависеть от умения эффективно работать в новых условиях, что истинная цена перехода к рынку будет определяться не только оптимальностью экономических моделей, но и профессиональным уровнем их реализации.

Сегодня дело страдает от непрофессионализма, полузнайства и дилетантства. Удручающе выглядит экономическая безграмотность большинства наших специалистов. Рынку нужны профессионалы. Профессионал – это призвание и образование. Рынок без профессионалов и высококвалифицированного аппарата – ничто, хаос. Но в стране лишь начинается процесс формирования социального слоя предпринимателей, деловых людей. Пока же предприятия, отчалив от командно-административного берега и начав грести к противоположному, именуемому рынком, сделали открытие, которому сами не рады. Сегодня выясняется, что у нас пока плохие управленческие кадры, нет критической массы деловых людей, способных активно помочь становлению рыночной экономики, большинство специалистов не владеют нормами деловой этики и управленческой культуры.

Рыночная же экономика предъявит к специалисту значительно более высокие требования, нежели плановая. Она сделает необходимыми ранее не востребованные у специалистов качества, формирующие рыночную психологию, – чувство хозяина, профессионализм, предприимчивость, экономическое мышление, мотивацию к труду.

И это не просто дань моде, а первые позывные рыночной экономики. Сегодня в хозяйственной жизни предприятий и организаций мы делаем первые попытки отбросить словарь административной экономики, стремимся говорить на чисто рыночном языке между собой и с зарубежными предпринимателями, хотя, конечно, говорим на нем пока с большим акцентом.

Каждому нашему хозяйственному руководителю, каждому сотруднику предприятия надо скорее и прилежнее пройти обучение в школе рыночной экономики и деловых людей и стать “человеком успеха”.

При подготовке данного учебного пособия, авторы рассмотрели широкий круг литературы по современным проблемам кадрового менеджмента, в том числе использовали богатую зарубежную библиографию.

По поводу зарубежного опыта, очевидно, следует сказать особо. Сегодня у нас появилось огромное количество монографий, раскрывающих зарубежный мир бизнеса и предпринимательства, менеджмента и маркетинга. Богатый зарубежный опыт управления кадрами, имеющийся в преуспевающих фирмах мира, нам, безусловно, необходимо знать и использовать, но с обязательным учетом нашей ментальности – исторических, экономических и культурных особенностей Украины.

Сегодня нам не обязательно “изобретать велосипед”, если в деловом мире он уже изобретен и успешно применяется.

Обеспокоенным “непатриотичностью” такого подхода уместно будет напомнить слова мудрого Фазиля Искандера: “Истинный патриот тот, кто ногами врос в землю своей Родины, а глазами обозревает весь мир”.

А еще раньше хороший совет дал нам В. В. Маяковский:

Глядите на мир без очков и шор,

Глазами жадными цапайте,

Все то, что у нашей страны хорошо,

И что хорошо на Западе.

И наконец, отметим, что данное учебное пособие дает возможность лишь первого знакомства читателя с предметом. Приобретение профессионализма людьми, вступающими в зону деловой активности, потребует более глубокого усвоения широкого круга исключительно важных научных и практических рекомендаций в современной науке управления. И с этой точки зрения настоящее учебное пособие является своеобразным приглашением их на свидание с кадровым менеджментом. А история развития менеджмента в ХХ веке безусловно способна многому научить тех, кто принимает его как веление времени, сверяет по нему свой профессионализм, связывает с ним свой деловой успех сегодня и в будущем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.