КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Делегирование полномочий
Делегирование полномочий является формой разделения управленческого труда, существенно повышающим его потенциал. И одна из важных задач руководителя состоит не в том, чтобы решать вопросы самому, сколько в том чтобы узнать, кому их надо поручить, делегировать. Именно здесь находит подтверждение принцип В. Зигерта и Л. Ланга: кто производит – не управляет, кто управляет – не производит. Зная своих подчиненных, руководитель передает полномочия наиболее компетентным работникам. В этом случае управление приобретает большую гибкость, динамизм, оперативно реагирует на изменение рыночных отношений, конкуренцию, новые предложения. Умение делегировать полномочия являются одним из важнейших положительных качеств руководителя любого ранга и оценивается как способность максимально эффективно использовать потенциальные возможности подчиненных. Задача делегирования только на первый взгляд кажется легкой, а на самом деле это одна из самых трудных работ, которую приходится выполнять руководителю. Для руководителя стремление делегировать часть своих полномочий всегда было естественным и напоминает его желание существовать «в нескольких экземплярах». Но в решении проблемы делегирования всегда существую следующие 2 крайности: 1. Синдром «капитана корабля», при котором руководитель ни с кем не делится своими полномочиями и ответственностью. 2. Синдром «горячей картофелины», когда руководитель делегирует полномочия совершенно необдуманно, случайно, не учитывая уровень зрелости отдельных сотрудников и коллектива в целом. Конечно, ясная в принципе цель делегирования на практике сталкивается с понятием компетентности сотрудника, имеющим множество составляющих. Так по показателю объема получаемой информации руководитель и сотрудник всегда находятся в “разных весовых категориях” вследствие феномена «расщепления информации». Так объем информации, получаемой сотрудниками на различных иерархических уровнях, характеризуется следующими данными (в %): Члены совета директоров – 100. Вице-президент – 69. Управляющий среднего звена – 56. Начальник цеха – 40. Мастер – 30. Рабочий – 20. Что еще мешает руководителю успешно делегировать свои полномочия, а сотруднику принимать на себя передаваемые ему функции? Выделим главные причины этого явления (табл. 3.3):
Таблица 3.3.
Сформулируем некоторые правила делегирования полномочий в форме советов руководителю и менеджеру: 1. Никогда не делайте сами того, что могут сделать ваши подчиненные, за исключением тех случаев, когда это связано с опасностью для жизни. 2. Одновременно с производственной задачей делегируйте необходимые права и функциональную ответственность. 3. Не делегируйте без контроля. Делегирование – не «размазывание» ответственности. Ответственность же возрастает пропорционально имеющейся у сотрудника власти. 4. Не делегируйте без соответствующей мотивации и стимулирования своих сотрудников. Не подлежат делегированию: 1. Такие функции руководителя, как установление целей, принятие решений по вопросам тактики и стратегии деятельности, контроль результатов. 2. Задачи особой важности и высокой степени риска (разработка структур управления, кадровая политика, стимулирование). 3. Актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и обучения. 4. Управленческая ответственность. В заключение рассмотрения данного вопроса напомним, что ведущий специалист Американской ассоциации управления У. Деллоне сравнивает деятельность руководителя производственного коллектива с дирижированием оркестром: «Дирижируйте оркестром и не спешите с дирижерского пульта хватать скрипку и начинать играть самому. Если вы сделаете это, концерт будет напоминать хор уличных котов, даже если вы играете на скрипке великолепно».
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |