Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Здоровье и работоспособность – капитал делового человека




 

Высокая работоспособность руководителя начинается с его умения и возможности длительно поддерживать на высоком уровне свое физическое и психическое здоровье.

Не случайно в деловых Кодексах зарубежных фирм установлены такие принципы для сотрудников:

1. Помните: хороший сотрудник – это здоровый сотрудник.

2. Фирма не может болеть вместе с ее боссом и менеджерами.

3. Один цент, истраченный на профилактику здоровья, экономит доллар.

4. Следите за состоянием своей психики, своим весом, балансируйте нагрузки, избегайте вредных привычек.

Сразу подчеркнем, что для фирмы забота о здоровье сотрудника – не простая благотворительность, демонстрация человеколюбия, а экономическая целесообразность, стремление через работоспособность сотрудника влиять на эффективность его труда, а для самого сотрудника – его козырь в конкурентной борьбе за рабочее место, успешную деловую карьеру, его экономическую ценность как трудового ресурса фирмы.

Наблюдения показали:

– гипертоники – проводят в больницах на 25% времени больше, чем люди с нормальным кровяным давлением;

– имеющие избыточный собственный вес – на 11% чаще жалуются на свое здоровье;

– курильщики – лечатся в клиниках на 69% дольше, чем их некурящие коллеги, медицинская страховка у них почти на 50% стоит дороже.

Вирус современного делового человека – «синдром НТС» – напряжение, тревога, стресс, – быстро делает человека раздражительным, подавленным, агрессивным, он начинает терять контроль над собой, постоянно жалуется на хроническое изнеможение, перестает продуктивно трудиться и полноценно жить.

Остается лишь повторить истину: «Что меня раздражает – меня разрушает».

Здесь можно провести аналогию со скрипачом. Чтобы скрипач мог сыграть на скрипке, он должен натянуть ее струны, но только до определенной степени: слабо – не будет никакого звука, чересчур сильно – они лопнут. Нужно найти правильное натяжение струн. Так обстоит дело и с человеком в современном сверхнапряженном мире предпринимательства и бизнеса.

Современные зарубежные данные свидетельствуют о том, что здоровье человека обусловлено:

– на 50% - его образом жизни;

– на 20% - природными, наследственными и социальными факторами;

– на 30% - зависит не от него, а от работы учреждений здравоохранения.

Специфические черты трудовой деятельности руководителя, определяющие образ его жизни таковы:

1. Насыщенность рабочего дня большим числом сложных управленческих задач.

2. Частые экстремальные ситуации.

3. Огромный информационный поток.

4. Широкая сеть деловых контактов.

5. Большой груз персональной ответственности за применяемые дорогостоящие и дефицитные производственные ресурсы.

У руководителя, менеджера или другого активного делового человека рабочий день сегодня может равняться 10 часам и более. Но прошедший один рабочий день отнюдь не всегда сокращает жизнь только на 8 положенных часов. По причине интенсивности и психологической напряженности руководителю, как на войне, один год впору засчитывать за три, ибо в бизнесе есть праздники, но практически нет выходных и чем больше дело, тем больше головная боль. Сегодня деловой человек понимает, что он – как юла: устойчива, пока крутится. А врачам впору ставить им диагноз: высокое напряжение – опасно для жизни. Так что здоровье у руководителя должно быть как у космонавта, ведь он постоянно находится в «группе риска».

Отсюда и такая шутка среди менеджеров. Врач говорит менеджеру:

- У вас, дорогой, состояние как у Ивана Грозного.

- Как это понять?

- Ну перед тем, как он убил родного сына.

Председатель преуспевающей южнокорейской компании «ДЭУ» К.У. Джунг написал замечательную книгу о компании и о себе «Этот великий мир бизнеса». Вот как он описывает ритм своей трудовой деятельности:

– 10-часовой рабочий день без перерыва;

– 1 выходной день в неделю;

– 8 дней отпуска в год;

– 200 дней в году находится в командировках.

В самолете он просматривает отчеты руководителей филиалов, профессора читают ему лекции по новой стране.

Бреется он в машине по пути на работу, умывание лица заменяет обтиранием влажной салфеткой.

Он так объясняет причину делового успеха: «Фактически мы работали в 2 раза больше, чем другие. Мы трудились не с 9 утра до 5 вечера, а с 5 утра до 9 вечера. Нашу фирму двигали вперед молодость и сбереженное время».

Но если утомление человека после тяжелого физического труда растягивается на 3-4 дня, то утомление после напряженного умственного труда ощущается 10-12 дней.

Умственные нагрузки изматывают человека больше, чем физические и не удивительно: головной мозг, составляет лишь 2-2,5% всего тела, а потребляет около 20% энергетических запасов организма. Поэтому понятен настоятельный совет врача руководителю-пациенту: «Не забывайте, в вашем организме 100 кнопок и каждая подключена к главному мотору. Да и язва желудка появилась не от того, что едите вы, а что съедает вас».

Сегодня медики, ставя диагноз, стали оперировать обобщенным термином «болезни директорской группы»: язва желудка, гиподинамия, раздражительность, гипертония, бессонница, перебои пульса, повышенное содержание адреналина в крови (предвестник стресса), повышенная склонность к спиртному и табаку, удручающая «кабинетная» мускулатура, ухудшение памяти, облысение, половое бессилие, быстрая утомляемость. В общем активное участие в современном бизнесе по степени опасности напоминает бег по минному полю.

При многочисленных производственных конфликтах у них вырабатывается и выбрасывается в кровь большое количество адреналина и норадреналина. От этого сужаются сосуды, развивается стойкое повышение кровяного давления. Моторика сосудов нарушается, они известкуются, на сосудах появляются бляшки – это атеросклероз. Так зарождается и протекает болезнь лидера.

 

Итог часто оказывается плачевным. Для одних – ранняя смерть, для других появившийся у врачей новый диагноз «менеджерский алкоголизм» и т.д.

Несколько лет тому назад в одной из японских газет были опубликованы фотографии девяти руководителей крупнейших фирм страны в возрасте 40-60 лет, скоропостижно скончавшихся по причине крайнего переутомления, постоянных нервных стрессов и запущенных болезней. Их кончину профессор медицинской кафедры Токийского университета объяснил тем, что японские руководители фирм обращали мало внимания на состояние своего здоровья, отдавая все время делам своих компаний.

Сегодня японские менеджеры и руководители фирм минимум 90 минут в день отводят на физические и психические упражнения.

Напомним, что в японском языке есть слово «кароши», т.е. смерть от перерабатывания. Известный в стране медик Уэхата пишет в своей книге: «Кароши – это такое состояние, при котором производственный процесс отрицательно действует на психику, нарушая все рабочие ритмы человеческого организма и приводя к накоплению хронической усталости. Хроническое перерабатывание довольно часто сопровождается повышением артериального давления и затвердением кровеносных сосудов. Это может закончиться и смертельным исходом».

По прогнозам ВОЗ к 2020 году среди 8 наиболее распространенных в мире болезней первые три места будут занимать заболевания сердечно-сосудистой системы, депрессии, инсульты.

В США 45% лиц, занимающих ответственные посты в деловом мире, подвержены чрезвычайному стрессу, а 15% из них находятся в состоянии нервной депрессии. От сердечно-сосудистых заболеваний за год здесь умирает около 10 млн. человек – больше, чем от рака и СПИДа вместе взятых. Такие катастрофические цифры подтолкнули американцев заняться всерьез своим здоровьем.

25 лет тому назад США занимали одно из первых мест в мире по показателям смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Причины этого были в низком уровне двигательной активности, характере питания, вредных привычках. Страховые компании внесли коррективы: сумма страховых взносов из зарплаты, за счет которых обеспечивается медицинская помощь и пенсия, стали зависеть от выраженности названных факторов в развитии заболевания.

И с тех пор Америка в полном смысле слова побежала и не хочет останавливаться до сих пор. И в этом смысле пример для нации – ее сорок второй Президент Билл Клинтон. Своим соотечественникам он надолго запомнится таким имиджем: в шортах, кедах, бейсбольной шапочке с длинным козырьком. В таком виде Президента США постоянно видят бегущим и когда он находится в своей стране, или делающим утреннюю пробежку по набережной Москва-реки, когда посещал Россию. Б. Клинтон ежедневно пробегает 1 км, не курит, практически не пьет. Именно здесь следует, очевидно, искать объяснение его огромной работоспособности, граничащей с трудоголизмом. Он способен идти, мчаться, лететь куда угодно и когда угодно, если только этого требуют интересы дела. Кажется, он может работать без отдыха семь дней в неделю по двадцать четыре часа в сутки.

Сегодня «любовный треугольник» американцев – бизнес, спорт, секс, а эмблемой США можно было бы считать бегущего спортивным шагом человека.

При этом спортивность и подтянутость ценится среди деловых людей США выше многих других достоинств.

Американский журнал «Бизнес» поместил на обложке символическую для американцев фотографию: молодой бизнесмен крутит педали велотренажера и одновременно читает экономический журнал.

Нормы деловых американцев утверждают:

«Начальник должен показывать подчиненным, а подчиненные – клиентам, что все идет

о-кей!»

Выглядеть болезненно и быть угрюмым на работе – это все равно, что быть грязно одетым».

Рукопожатие начальника и сотрудника должно быть энергичным, крепким, что свидетельствует о нормальном состоянии бизнеса и личной жизни. Высшая похвала у деловых американцев: «Ты выглядишь на миллион долларов». Юмористический диалог подчиненного и начальника:

- У вас проблемы со здоровьем, шеф?

- Не дождетесь!

Разговаривая с коллегой американский бизнесмен может сказать, посмотрев на часы: «Извините, у меня час тенниса. Продолжим после этого».

За последние 30 лет число курящих в США уменьшилось вдвое и продолжает ежегодно снижаться на 2 млн. чел.

Считается, что если американец курит, значит у него что-то не в порядке в бизнесе или дома.

Деловой человек – менеджер или бизнесмен – с сигаретой в зубах тут уже редкость.

Курение в госучреждениях США запрещено, а курить можно не ближе 10 м от здания.

Везде появились комбинаты по «ремонту фигуры» – бесконечные дорожки для бега на месте, велотренажеры и т.п.

Сотрудников, проявляющих заботу о сохранении здоровья и работоспособности фирмы стремятся поощрять материально. Так в фирме «Атко энд Менеджмент» если сотрудники круглый год поднимаются в свой офис пешком по лестнице, преодолевая 16 пролетов, они получают еще одну премию в размере 500 долларов.

Человека с избыточным весом вполне могут не взять на работу в фирму.

Например, Верховный суд Калифорнии (США) руководствуется таким законодательством: «Располневшая фигура сотрудника может явиться причиной увольнения с работы и замедления карьеры, особенно если человек «нагулял» солидный вес в результате пристрастия к еде».

Британские исследователи данного вопроса, изучив деловую карьеру 12936 человек, также утверждают, что располневшие сотрудники фирм зарабатывают на 7-12% меньше остальных и «толстым» не грозит успешная карьера.

Готовя будущих деловых людей, Гарвардская школа бизнеса утверждает, что бизнесмен настолько хорош, насколько хорошо его здоровье.

В школе бизнеса будущему деловому человеку напоминают аксиомы:

1. Здоровье – это еще не все, но без здоровья все – ничто.

2. Тысяча вещей необходимы здоровому человеку и только одна – больному. И эта одна – здоровье.

3. Тело – ваш друг. Не обращайтесь с ним, как с врагом.

4. Бицепсы бизнесмену не помеха.

Любознательным читателям напомним, что ученые США утверждают: биологический (реальный) возраст человека может сильно отличаться от хронологического возраста. Этой теме в Internet посвящено много сайтов. Там можно найти немало рекомендаций, что надо делать, чтобы чувствовать себя моложе, физически и психологически более здоровым:

- отводя на сон ежесуточно не менее 7 часов – в результате «экономия» 3 года;

- регулярный завтрак – «экономит» 1 год;

- регулярная половая жизнь – «экономит» 2 года;

- жизнь с оптимистическим характером и без зависти к другим – «экономит» 8 лет.

Украинский врач академик Н.М. Амосов заявляет: «На Западе здоровье – это обязательное условие уверенности и процветания. Нет здоровья – нет перспектив, надежд на хорошую работу, заработок, карьеру. У нас же болезнь вызывает лишь сочувствие, то есть фактически «социальное поощрение». А надо стимулировать людей на активную борьбу за собственное оздоровление».

Когда-то мы воспитывались на лозунге: «Раньше думай о Родине, а потом – о себе». Но думать о себе и своем здоровье в последнюю очередь – это вредно и для себя, и для Родины.

Наше отношение к здоровью характеризовал эксперимент, проводившийся в советское время одновременно у нас и в США.

Детей в школе просили расставить в порядке значимости для них такие ценности (понятия), как деньги, слава, здоровье, карьера, любовь, уважение других. Американские дети здоровье поставили на первое место, а наши – на шестое. Участвовавшие в эксперименте взрослые наши соотечественники вообще отодвинули категорию здоровья на 15-17 место.

Сегодня 40% населения Украины страдают психическими расстройствами и невротическими реакциями, и за последние несколько лет количество страдающих такими болезнями увеличилось в 2 раза. Жизнь большинства наших соотечественников стала похожей на сплошной стресс. Кризис ударил не только по кошелькам, но и по головам, сердцам, и трудно сказать по чему сильнее. Почти каждый – как живая бомба с часовым механизмом, готовая взорваться.

Вот горькое признание одного нашего соотечественника: «Из-за накопившейся во мне отрицательной энергетики два года ничего из посаженного мною на огороде не всходило».

Крах отечественного «синдрома патернализма», разрыв «треугольника стабильности» (скромные потребности советского человека, небольшая зарплата, небогатый, но доступный выбор в магазинах) сегодня привели к появлению целого букета страхов – страх потерять работу, страх остаться без средств к существованию, страх не выдержать конкуренции с другими, страх потерять собственное «я».

Здоровье человека – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней как таковых.

По данным ВОЗ начиная с 1990 года Украина и Россия лидируют в Европе по курению и потреблению алкоголя на душу населения. Потребление спиртного достигло 14 литров чистого алкоголя на душу населения в год. А по данным ВОЗ, 8 литров – это уже критическая доза, после которой начинается деградация личности.

Мы любим сравнивать Украину и Францию – у стран близки размеры территории и численность населения. Но по показателю смертности от сердечно-сосудистых заболеваний Франция занимает почетное первое место в Европе, а Украина – последнее, тридцатое. На 100 тыс. человек умирает по этой причине во Франции 330 человек, а в Украине – 1490 человек (в 4,5 раза больше).

По классификации ВОЗ из 191 страны мира, охваченных учетом, система здравоохранения Франции находится на первом месте, США – на 37-м, Украины – на 79-м, России – на 130-м, Сьерра-Леоне – на 191-м.

Сегодня соотечественникам безусловно грустно читать такую статистику: средние расходы на лекарства в год составляют у американца – 400 долларов, у немца – 200 долларов, у венгра – 90 долларов, у украинца – 10 долларов.

Наш хозяйственный руководитель если и считается здоровым, то, скорее всего, это просто недостаточно обследованный человек.

Стресс – современная профессиональная болезнь руководителей и активных деловых людей, своеобразный «СПИД» в управленческой деятельности, хотя состояние стресса сегодня превратилось у нас в обычную ситуацию для многих граждан. А ведь еще А.П. Чехов, как врач, утверждал: «Все болезни от нервов».

Психологи выделяют людей поведения типа «А» – наиболее предрасположенных к стрессу и инфаркту. Их отличают: чрезвычайная активность, напористость, стремление все большего успеха в жизни, они чистолюбивы и проявляют тенденцию к лидерству, для них характерны нетерпеливость и постоянная нехватка времени. Деловых людей этого типа легко узнать Они быстро ходят, энергично жестикулируют, много и быстро говорят, быстро едят, постоянно смотрят на часы, почти не отдыхают.

 

У писателя О.Генри в «Романе биржевого маклера» герой объясняется в любви своей стенографистке, забыв в суете напряженной работы, что накануне уже обвенчался с ней.

Можно считать доказанным фактом, что в условиях современного неотлаженного хозяйственного механизма наш хозяйственный руководитель по стрессовым перегрузкам обошел змеелова и уступает лишь пилоту стратегического бомбардировщика в момент отказа двигателя.

Психологи установили, что к психологическому перенапряжению и стрессу ведет работа, связанная с большой ответственностью с одной стороны при минимуме возможностей (условий, прав, власти) – с другой.

Еще арабский врач Авиценна, экспериментируя на животных, установил, что стрессовая ситуация усиливается и может завершиться катастрофой, если ее участники не имеют возможности разрядиться, уйти от стресса. В эксперименте Авиценны так происходило, когда он привязывал барана напротив волка.

Поэтому на вопрос: «Каких пассажиров нельзя рассаживать в одном ряду в салоне самолета?» правильный ответ будет таков: «Имеющих при себе собак и кошек».

Термин «эмоциональный стресс» был предложен еще в 1935 г. биологом с мировым именем, директором Института экспериментальной медицины в Монреале Гансом Салье. Он утверждал, что избежать стресса в жизни невозможно, да и не имеет смысла. «Единственный способ убежать от стресса, - говорил он, - это умереть». Г.Салье называл стресс «острой и необходимой приправой к жизни» и подчеркивал, что опасно лишь систематическое превышение возможностей, заложенных в механизме саморегуляции организма. «Хронический стресс похож на яд замедленного действия».

Иногда говорят и о полезных свойствах стресса.

«Полезный» стресс заставляет, например, человека быстро уйти с дороги и избежать опасности, когда он переходит улицу и видит мчащийся на него автомобиль.

Стрессам подвергаются и мужчины, и женщины, но женщины лучше переносят стрессы из-за того, что у них меньше выделяется адреналина и не так резко возрастает давление. Нервная система мужчин хуже адаптируется в экстремальных ситуациях, число самоубийств на почве стрессов у мужчин относительно больше. Так, оказавшись сегодня без работы, женщина быстрее приспосабливается к жизни в такой психологически напряженной ситуации, находя более или менее приемлемый выход. Мужчины же в такой ситуации обычно впадают в стресс, особенно те, кто до этого занимал хорошие служебные посты и изменившаяся резко ситуация оказалась для них совершенно неожиданной.

Зачастую стрессовая ситуация обостряется вследствие ненормального психологического климата в трудовом коллективе. Так одна сотрудница говорит врачу:

– Начальник у нас – мрачная личность, устраивает разносы по любому поводу. И я заметила, что моя язва двенадцатиперстной кишки проходит, обычно, когда он уезжает в отпуск. Приезжает – и я опять болею. Что делать: уходить с работы?

Юмористический “замкнутый круг стресса” выглядит так:

1. Собака укусила босса.

2. Босс накричал на жену.

3. Жена набросилась на сына.

4. Сын поддал собаку ногой.

5. Собака укусила босса и т.д. снова.

Но шутить со стрессом нельзя ни в коем случае. Лауреат Нобелевской премии доктор А. Кэррел утверждает: «Молодые люди, которые не знают, как бороться со стрессами, умирают молодыми».

Как же бороться с этой болезнью? Человеку нужны своеобразные амортизаторы здоровья. Задумаемся, почему, например, современная автомобильная покрышка выдерживает так много ударов и не разрушается? Напомним, что вначале выпускались покрышки твердые, они плохо воспринимали удары на дороге, быстро разрывались в клочья. Затем научились изготовлять покрышки, которые поглощают удары дороги. Так и человек проживет дольше и спокойнее, если научиться амортизировать удары и толчки, встречающиеся на скалистой дороге жизни. От стресса убежать человеку нельзя, но надо научиться управлять им, «разряжаться».

Американцы любят говорить о своих пяти «таблетках» от стресса: спорт, сон, смех, спиртное, секс. Около 70% населения страны принимают таблетки легкого антидепрессанта, многие регулярно обращаются к психоаналитикам.

Американские ученые, борющиеся со стрессом, записали на 27 компакт-дисках звуки природы – шум дождя, шелест прибоя, грохот водопада, пение птиц – на фоне спокойной расслабляющей музыки.

Заметка в газете «Нью-Йорк Таймс» сообщала также: «Каждое утро и каждый вечер миллионы американцев, сидя в удобных креслах и закрыв гласа, погружаются в состояние медитации, достигая все более и более глубокого расслабления и снятия стресса».

Американских сотрудников успокаивает, поднимает настроение обычай ставить на стол фотографии своих любимых, членов семьи и периодически поглядывать на них среди рабочего дня.

Некоторые американские фирмы стали разрешать своим сотрудникам кратковременный (15-30 минут) сон после обеда, что ведет к успокоению человека и положительно влияет на производительность труда.

В ряде японских фирм имеются специальные уголки психологической разгрузки, где сотрудник оказывается наедине с куклой-копией какого-либо своего начальника и он может вымещать свой гнев, избивая такую куклу. Японская радиокомпания для успокоения слушателей передает регулярно по одному из каналов в течение часа гудки паровозов, по другому – кваканье лягушек, по третьему – биение сердца, по четвертому диктор с успокаивающим низким тембром голоса просто считает от 1 до 1000.

Кошки – антидепрессанты с нежными лапками.

В штате Нью-Йорк врачи провели эксперимент среди 48 биржевых брокеров, жаловавшихся на стрессы и повышенное давление. Части из них было рекомендовано завести дома собаку или кошку. Остальные больные составили контрольную группу. Результат эксперимента оказался таким: у владельцев животных обусловленное стрессом резкое повышение давления происходило в 2 раза реже, чем у тех, кто обходился без домашних животных. Не случайно немецкие психиатры дарят своим пациентам котят.

Снимать стресс помогают и некоторые продукты – шоколад, бананы, мороженое (молоко и сливки содержат триптофон, являющийся эффективным природным транквилизатором).

Юмор – также испытанное средство в борьбе со стрессом. Чувство юмора, как и время, безусловно, лечит.

Польский юморист Ю. Тувим говорил: «Если у человека нет чувства юмора, то у него хотя бы должно быть чувство, что у него нет чувства юмора». Старое же изречение гласит: «Если ты смеешься, то весь мир смеется с тобой. Если ты переживаешь, то переживаешь один».

Врачи утверждают: 3 минуты смеха в день равноценны 10 минутам активных физических упражнений. Чтобы сопротивляться болезням цивилизации человеку надо смеяться минимум полчаса в день.

Как пример смехотерапии вспомним, что жители Амазонки, получив в воде травму (боль) от электрического ската всегда снимают эту боль просто смеясь.

Так что примем как аксиому: мрачное лицо у живого человека так же неестественно, как веселое – у покойника.

Безусловно, руководителю заражать своих сотрудников не гриппом, а смехом, куда сложнее, но крайне необходимо.

Веселые французы пошли еще дальше. Одна французская фирма изготавливает фарфоровые чашки и блюдца специально для разбивания во время семейных сцен. Реклама посуды была такой: «Не обуздывайте гнев! Бомбардировка фарфора – самый эффективный метод психической разрядки. К тому же наши изделия стоять очень недорого».

Не помогают лекарства и битье посуды – целуйтесь, ибо интенсивный поцелуй, по наблюдениям врачей, препятствует образованию гормонов стресса.

В ситуации сильного нервного напряжения даже слезы являются защитной реакцией при стрессе. В слезах содержится гормон, под влиянием которого может развиваться депрессия. Вот почему человеку лучше выплакаться, если у него соответствующее состояние. Мужчины, старающиеся в отличие от женщин не делать этого, наносят значительный вред своей нервной системе.

Что еще надо делать, если нервы натянуты как провода?

Американские психологи рекомендуют в качестве профилактики:

1. Пребывание в кругу друзей и в обществе любимого человека.

2. Осознание собственной физической и сексуальной привлекательности (И. Ильф советовал: «Любить себя родного, поглаживая по местоимению»).

3. Выслушивание похвал и комплиментов.

4. Осознание возможности оказать помощь другим.

5. Успехи в приобретении новых знаний и умений, в качественном выполнении работы.

6. Поговорите о своих проблемах с кем-нибудь из ближних.

7. Сходите в кино на любимый старый фильм, послушайте любимую музыку.

8. Позвоните другу с хорошим чувством юмора и сделайте ему что-либо приятное.

9. Устройте себе спортивную разминку.

10. Ешьте пищу, приготовленную любящим вас человеком.

11. Вспомните какие-либо самые счастливые мгновения вашей жизни.

Завершая рассмотрение данной темы напомним высказывания двух мудрых людей.

Артур Шопенгауэр утверждал: девять десятых нашего счастья основано на здоровье.

А уже упоминавшийся знаменитый менеджер ХХ века Ли Якокка рекомендовал свой способ борьбы со стрессом: «Неудачи образуют естественную составляющую часть жизни и надо тщательно выбирать способы реагирования на них. Во время тяжелого стресса и несчастья лучше всего заняться делом, направить свой гнев и энергию на что-то конструктивное».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.