Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы электрификации железных дорог в России. Планы электрификации




История электрической тяги.

Краткая история и современное состояние электрификации железных дорог.

Первая ЭЖД демонстрировалась в 1879г фирмой «Сименс» в Берлине на промышленной выставке. Электровоз мощностью 2,2 кВт возил три вагона с 18 пассажирами. В Петербурге в 1880г выполнялись опытные поездки 40 местного вагона с электродвигателем 3 кВт. В 1881г первая трамвайная линия начала работать в Берлине. В России первый трамвай пущен в 1892г. Первый участок железной дороги с электровозным движением был открыт в США в 1895г.

Электрификация железных дорог России была намечена Государственным планом электрификации (ГОЭЛРО) в 1920г. Первая электрическая железная дорога на постоянном токе напряжением 3 кВ Баку – Сабунчи была пущена в 1926 г. В 1932г первые электровозы пошли через Сурамский перевал на Кавказе. К 1941г было электрифицировано1865 км. В годы Великой отечественной войны 1941 – 1945г электрификация железных дорог продолжалась: участки Челябинск – Златоуст, Пермь – Чусовская и др. Электрифицированный участок Мурманск – Кандалакша работал устойчиво при фронтовой зоне.

Генеральный план электрификации железных дорог СССР был принят в 1956г. С этого года значительно увеличились темпы ввода электрической тяги.

Темпы электрификации по СССР составляли:

 

Года Километры
1956 – 1960  
1961 – 1965  
1966 – 1970  
1971 - 1975  
1976 - 1980  
1981 – 1985  
1986 – 1990  
1991-1995  
1996 -2000  

На начало 1991 г электрифицировано 55,2 тыс. км. Из 147500км железных дорог СССР это составляло 37,4%. Объём перевозок на электрических железных дорогах составлял 65%. Таким образом, электрифицировано 1/3 железных дорог, а на них перевозится 2/3 грузов. Электрифицировались, как правило, самые грузонапряжённые направления. Такое соотношение электрификации ЖД и перевозимых грузов говорит о значительной эффективности электрификации ЖД.

Протяжённости электрифицированных железных дорог по годам:

 

Год Всего, тыс. км На переменном токе, тыс. км Протяжённость, в % от общей длины
По СССР      
      2,6
  5,4 0,08 4,4
  13,8 1,4  
  24,9 7,9  
  33,9 12,5  
  38,9 14,8 28,2
  43,7 17,7 30,8
  49,4 21,3 32,8
  55,2 27,4 37,4
По России      
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Планы электрификации      
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

На электрической тяге работают такие направления железных дорог:

· Выборг – Санкт-Петербург – Москва – Ростов на Дону – Тбилиси – Ереван, Баку – 3642 км.

· Москва - Киев – Львов – Чоп – 1765 км.

· Москва – Самара – Уфа – Целиноград – Чу – 3855км.

· Брест – Минск –Москва – Свердловск – Омск – Иркутск – Чита – Хабаровск - Владивосток – 10000 км. В 2002г закончена электрификация Трансиба.

· Уфа – Челябинск – Омск – Иртышская – Алтайская – Абакан – Тайшет – Северобайкальск – Таксимо

До 1956г электрификация железных дорог производилась исключительно на постоянном токе, сначала напряжением 1,5 кВ, затем – 3 кВ. В 1956г был электрифицирован первый участок на переменном токе с напряжением 25 кВ (участок Ожерелье – Павелец Московской дороги).

Начат этап перевода электрической тяги постоянного тока напряжением 3 кВ на переменный ток напряжением 25 кВ.

В ноябре 1995г впервые в мировой практике был осуществлён перевод магистрального участка железной дороги Зима – Слюдянка протяжённостью 434 км с постоянного тока напряжением 3 кВ на переменный ток напряжением 25 кВ. При этом были ликвидированы две станции стыкования. Это позволило повысить вес грузовых поездов. Создана единая непрерывная магистраль Мариинск – Хабаровск протяжённостью 4812 км и 2002г до Владивостока, электрифицированная по системе электроснабжения переменного тока 25 кВ. В октябре 2000г переведён на переменный ток участок Лоухи – Мурманск с ветвями (490) км Октябрьской железной дороги.

Статистическая информация по электрификации железных дорог России:

· по протяжённости: тепловозная тяга – 53,2%, электрическая тяга – 46,8%;

· по объёмам перевозок: тепловозная тяга – 22,3%, электрическая тяга 77,7%;

· по родам тока: постоянного тока напряжением 3 кВ – 46,7%, переменного тока напряжением 25 кВ – 53,35%;

Доля электрифицированных железных дорог России в мире:

· по протяжённости от общей сети железных дорог мира: Россия – 9%, другие страны мира – 91%;

· по протяжённости электрифицированных железных дорог: Россия – 16,9%, другие страны мира – 83,1%.

Программу электрификации железных дорог и переключения грузопотоков с тепловозных на электрифицированные хода предусматривает в период с 2001 – 2010гг электрификацию 7640 км и перевода примерно 1000 км ЖД линий с постоянного тока на переменный. При этом 90% новой электрификации проводится на переменном токе и лишь отдельные ответвления на постоянном токе. К 2010 г Россия будет иметь 49,1 тыс. км электрифицированных линий. Это составит 56,7% общей протяжённости железнодорожной сети при выполнении на ней 81,2% всего объёма перевозок. Россия попадёт в область наиболее оптимального использования электрической тяги

Внедрение электрической тяги имеет на следующие этапы:

1.Электрификация пригородных участков на постоянном токе напряжением 1,5 кВ;

2.Электрификация магистральных участков железной дороги напряжением 3 кВ и перевод на напряжение 3 кВ пригородных участков.

3.Внедрение переменного тока с напряжением 25 кВ наряду с расширением полигона постоянного тока напряжением 3 кВ. Разработана надёжная система стыкования двух родов тока секционированием контактной сети.

4.Внедрение трёхпроводной автотрансформаторной системы электроснабжения повышенного напряжения 2х25 кВ и сокращение электрификации на постоянном токе 3 кВ.

5.Перевод участков постоянного тока на переменный ток.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 2463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.