Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ментальные метонимические модели




Ментальные метонимические модели способствуют актуализации метонимического мышления в языке и речи. В языке метонимия рассматривается как продуктивный способ семантической деривации, способствующий появлению новых слов. В стилистике метафора изучается как выразительный троп. В когнитивной лингвистике метонимическая ментальная модель исследуется как способ концептуализации более сложного мыслительного пространства через менее сложное мыслительное пространство. Несмотря на то, что метонимия изучается в разных, но в то же время смежных науках, ментальные модели метонимизации используются во всех науках. Среди них продуктивными представляются ментальные модели метонимизации в сфере существительного и прилагательного.

Для существительных самыми продуктивными ментальными моделями являются: содержимое ↔ содержащее (структура – государственное или коммерческое учреждение, предприятие, например, структуры банковские, экономические, образовательные и т.п.; рынок – экономические отражения в сфере товарооборота; белочки, зайчики, волки – белорусские денежные знаки и др.); действие ↔ место действия (пространство – единый комплекс каких-либо мероприятий на определенной территории, например, пространство единое, экономическое, правовое информационное и т.д.; литературная гостиная - проведение вечеров, диспутов на литературные темы и др. [Черникова, 2001, 87-88].

Данная модель может называться и «вместилище – вместимое». В концептосфере «человек» данная модель играет существенную роль. М.П.Одинцова о концептосфере «человек» как вместилище пишет следующее: «Человек – это и наделенное разумом, волей, речью активное, т.е. действующее по своему выбору «я», и в то же время это инертная вещь – пространство, вместилище разнообразных предметов, субстанций, материальных (физических) и идеальных (духовных), таких, например, как физические и духовные: мозг, сердце, кровь, нутро, грудь, ощущения, таких уникально духовных, как душа, совесть, память, ум, сознание, мысль, воображение, чувства и черты личности: любовь, мудрость, доброта, зависть, ненависть, тоска, радость и многие другие. В человеке – духовном пространстве – размещается не только все собственно человеческое, но в пределе – вся Вселенная, все, что входит в сознание личности в субъективных образах природы, живых и неживых предметов, микро- и макромира, космоса» [Одинцова, 1991, 65].

Экспансия модели «вместилище» в концептосфере «человек» регулируется метонимией – различными ее частными моделями: целое - часть целое «человек» - интеллектуальный, эмоциональный, мировоззренческий, речевой аспекты, например: в голове → в черепе → в мозгу → в деле → в мыслях – лишь бы; в груди → в сердце (в душе) → в чувствах – сумбур. В уме он производил сложные расчеты. В наших мечтах – поездка к морю – с глаз долой – из сердца вон [Илюхина Н.А., 2002].

В сфере метонимии существительных распространены также такие модели, как: 1) перенос с материала на изделие из него, например, медь и медные деньги, медяки, грош; 2) перенос наименования места населенного пункта на совокупность его жителей или связанное с ним событие, например, Бородино (битва на Бородинском поле, Филевский совет с места проведения совета в Филях); 3) с действия на его результат, место или вовлеченный в действие предмет (субъект, объект, предмет, орудие), например, остановка (определенное действие и место остановки транспорта), свисток (акт свиста и приспособление для свиста); 4) с формы выражения содержания или его материального воплощения на само содержание, например, толстая книга относится к предмету, а интересная книга к содержанию; 5) с отрасли знания науки на предмет науки, например «грамматический строй языка» и изучающий его раздел языкознания; 6) с социального события, мероприятия на его участников, например, «конференция состоится в мае» и конференция приняла важное решение; 7) с социальной организации, учреждения на совокупность его сотрудников и помещение, например: «ремонтировать фабрику» и «фабрика забастовала»; 8) с целого на часть, ср. группа» - дерево - груша – плод; 9) с эмоционального состояния на его причину, например, «ужас», «страх» и «ужасное событие»; 10) имя автора может использоваться для обозначения его произведений или созданной им модели, например, Булль – «имя мастера» и мебель с определенным типом декора» [Лингвистический энциклопедический словарь, 1990, 300].

«Модель» имя собственное → произведение. Модель имеет разновидности: 1) имя собственное – изделие мастера, носящее его имя, например, Калашников (изобретатель) → калашников (автомат), Кольт (изобретатель) - кольт (оружие); 2) имя собственное – собственность, имение, земля, например: Мария Новохацкая – 3000 десятин, из речи Ф.М. Плевако: «когда Марию Новохацкую увезли в Москву лечить, кто писал на имя жены Вейгнера, что Новохацкую увезли в сумасшедший дом. При этом в письме писалось прямо: «Спасите ее 3000 десятин, ее имение из рук братьев».

В сфере метонимии прилагательных, продуктивны такие модели, как: 1) признак объекта → признак другого объекта, как-либо связанного с первым объектом, изготовленного из него или использующего его, например, чистая технология, экологическое воспитание, компьютерная грамотность; 2) признак объекта → признак действия, связанного с объектом (лазерная хирургия, строительный экспорт).

Метонимию прилагательных называют признаковой метонимией. Сложность метонимии признаков заключается в их зависимости от существительных и в большем числе участников переноса (при метонимии существительных – два предмета, например: аудитория (помещение) → аудитория (люди, находящиеся в данном помещении); при метонимии прилагательных: два предмета – один признак: смелый человек – смелый ответ (ответ смелого человека) [Бирих, 1987, 63].

Механизм метонимии прилагательных обусловлен спецификой их объекта как механизма номинации. Денотатом прилагательных являются качества, свойства, признаки предметов. Однако качество, свойство не существуют без его носителя и на «значение прилагательного всегда проецируется значение носителя признака» [Вольф, 1973, 7].

Обстоятельная характеристика ментальных метонимических моделей в переводоведении необходима для того, чтобы понять, как функционируют они в процессе лингвокогнитивной деятельности человека, как проявляют себя в разных языках, совпадают ли данные ментальные модели в разных языках.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.