Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование




Нормативное планирование заключается в обоснова­нии плановых заданий с помощью, норм и нормативов. Под нормой понимается показатель расхода ресурсов (фи­нансовых, материальных, трудовых и т. д.) на единицу работы. Под нормативом — совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу (потреби­теля, финансирования, площади, оборудования и т. д.). Нормы и нормативы выражаются в абсолютных и отно­сительных показателях, коэффициентах, процентах, удельных весах и прочих единицах.

Использование нормативного метода предполагает наличие и использование нормативной базы, которая включает в себя:

• систему показателей, выбранных в качестве норма­
тивных;

• методику расчета количественных значений этих по­
казателей;.

• расчет (определение) конкретных нормативных ко­
личественных значений показателей;

• утверждение конкретных норм и нормативов;

• процедуру пересмотра норм и нормативов.
Наличие нормативной базы существенно облегчает

планирование, задавая конкретные показатели желае­мых результатов. Более того, существенно облегчается и упрощается система контроля (как отклонения в ту или иную сторону от нормативных показателей по итогам деятельности), а также организация заработной платы и стимулирования (в соответствии со степенью выпол­нения соответствующих норм). Следует помнить, что несмотря на то что существуют местные, отраслевые и межотраслевые нормы, создание нормативной базы — процесс, всегда идущий «снизу», а совершенствование нормирования — прерогатива, законодательно закреплен­ная за руководством организации, учреждения или пред­приятия.

В сфере культуры используются различные нормы и нормативы, прежде всего, связанные с планировани­ем финансовой и хозяйственной деятельности: затраты труда, использования финансовых ресурсов и основных


5 ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ



фондов, расхода материалов, энергии, топлива. Так, н@р-

мы расхода (затрат) времени учитывают затраты времени на осуществление единицы работы. Не зная реальных зат­рат времени, нельзя спланировать время, требуемое для подготовки конкретного вечера, лекции, цикла и т. д.

При разработке норм времени следует учитывать спе­цифику конкретных учреждений и местных условий. Сделать это можно с помощью систематического прове­дения хронометражей, фотографий рабочего дня, анали­за договорных обязательств, на основе которых могут быть выявлены нормы времени, трудозатрат и т. п. на проведение конкретных мероприятий и работ.

Нормы обслуживания выражают количество посети­
телей, кружков, коллективов, оборудования на одного
работника. Величиной, обратной норме обслуживания,
является норма численности, т. е. число работников, не­
обходимых для проведения единицы работы. По этим
нормам часто планируются штатные расписания. Реже
применяются в практике планирования нормы труда и
нормы выработки, в которых выражается объем работы
в единицу времени. В основном эти нормы используются
при планировании сдельно оплачиваемых работ по хо­
зяйственному содержанию и благоустройству. *

Рассмотренные нормы относятся к нормам затрат тру­да, поскольку обеспечивают при планировании эффек­тивность использования трудовых ресурсов. Кроме них в практике планирования широко применяются нормы и нормативы использования финансовых ресурсов, опреде­ляемые инструкциями и положениями государственных органов финансового контроля. К этой группе относятся и нормы оплаты труда (ставки, оклады, тарифы, разря­ды, категории по оплате и прочие нормативы, определя­ющие размеры фонда заработной платы), а также норма­тивы использования финансовых ресурсов. Существуют также нормы и нормативы использования основных фон­дов — зданий, сооружений, машин и оборудования, ки­ноаппаратуры, музыкальных инструментов, книг и т. д. К таким нормативам относятся, например, норматив ис­пользования зала, отдельных помещений и т. д. Важное место в планировании деятельности учреждений культу­ры занимают и нормы расхода материалов, топлива, сы-



Л Ч1ЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


м


рья, электроэнергии, инвентаря. Нормативным методом планируется размещение и развитие сети учреждений культуры (количество учреждений различного типа в различных регионах, количество мест в учреждениях на 1 тыс. населения).

Важнейшей проблемой развития нормативного пла­нирования в сфере культуры является создание норма­тивной базы (т. е. разработка и применение норм и нор­мативов) объемов потребления (а значит и производства) видов культурой деятельности. Такие нормы могут раз­рабатываться двояким образом. Во-первых, как тради­ционно разрабатываются нормы — из усреднения соот­ветствующих показателей. У норм, определенных «по среднему», имеется серьезный недостаток: они ориенти­руют, как нельзя работать хуже (задают «нижнюю план­ку»), но отнюдь не стимулируют работать лучше (извест­ная коллизия «передовик-нормировщик»).

Поэтому больший интерес, особенно применительно к потреблению (и производству) услуг в сфере культуры:, является разработка и применение целевых норм и нор­мативов потребления культурных услуг. Такие нормы и нормативы могут определяться различным образом. Это могут быть утверждаемые в региональном масштабе нор­мативы годовых объемов работы по учреждениям куль­туры различного типа и категории. Опыт таких «норма­тивных годовых планов» в Российской Федерации на­коплен немалый. Могут быть разработаны целевые нормативы потребления культуры для отдельных групп населения, особенно — нуждающихся в социальной за­щите и поддержке. Примером может быть «культурный минимум» для детей и молодежи, разработанный и дей­ствующий в Чешской Республике. Могут также разраба­тываться целевые нормативы для различных категорий и групп населения. В основу такой разработки может быть положена методика «опережающих групп потреб­ления». Согласно этой методике разработка состоит из нескольких этапов:

• определения базовых групп потребителей;

• выделение в каждой из групп «опережающих групп
потребления» («социально развитых», «социально про­
двинутых»), чей образ жизни принимается наиболее


■ 4 ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ



соответствующим ряду социальных критериев (соци­альной активности, уровню достатка и т. п.); анализа структуры и интенсивности потребления эти­ми группами услуг в сфере культуры; утверждение показателей потребления «опережающи­ми группами» в качестве целевых для соответствую­щих категорий потребителей. Целевые нормативы могут выражаться в простых натуральных показате­лях типа количества посещений за определенный пе­риод. Могут использоваться и более сложные показа­тели типа показателей освоения свободного времени. Подобная методика с успехом может применяться как в региональном масштабе, так и отдельными учреж­дениями, в том числе — по конкретным видам услуг.


Целевое обоснование планов

Существует несколько методик разработки целей на планируемый период. Однако, в принципе, раз­работка любого плана предполага­ет последовательное прохождение цепочки (см. рис. 30).

Задача, таким образом, заклю­чается в последовательном распи­сывании (декомпозиции) главных целей на задачи, которые необхо­димо решить для достижения це­лей. Задачи затем расписываются на направления и формы работы и т. д. вплоть до конкретных операций с требуемой степенью конкретизации. Графически эта процедура может быть представлена в виде древовид­ного графа — так называемого «де­рева целей», напоминающего пере­вернутое дерево, последовательное прохождение по «ветвям» которого сверху вниз дает представление о конкретизации целей работы на планируемый период.



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


Главной проблемой при этом является формулиров­ка целей. Следует помнить, что цель — это конкретное описание желаемого результата. Поэтому для формули­ровки целей не могут использоваться глаголы или от­глагольные существительные типа «улучшить» («улуч­шение»), «расширить» («расширение»), «увеличить» («увеличение») и т. п.

Методики целевого обоснования различаются, преж­де всего, по источнику формулировки целей/Таким ис­точником могут быть организационные документы — уставы, положения и инструкции, нормативные доку­менты, положения которых используются в качестве формулировки целей (уставные цели и задачи, виды де­ятельности, функциональные обязанности).

Цели могут браться из директивных и распоряди­тельных документов (приказов, распоряжений, постанов­лений). В простейшем случае конкретного тематическо­го плана в качестве цели может фигурировать конкрет­ная форма работы, план подготовки и проведения которой разрабатывается (рис. 31).

Каждая из этих1 позиций может быть при необходи­мости еще более детализирована, и итогом такой прора­ботки может стать конкретный сценарный план.

В качестве целей могут использоваться также нормы и нормативы, в том числе целевые, о которых шла речь выше.

Во всех этих случаях цели как бы задаются «сверху». В случае же отсутствия нормативно или директивно за­данных целей, последние могут быть выведены, получены аналитически в результате осмысления предшествующего

О — новогодний праздник; 1 — привлечение посетителей на праздник; 1.1 — обеспече­ние рекламы; 1.2— распространение приглашений; 2— привлечение в кружки и коллективы; 2.1 — выставка-продажа изделий; 2.3 — конкурс-викторина; 3 — органи­зация отдыха и развлечений; 3.1 — представление; 3.2 — игры и аттракционы.


5. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.