Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики целей и потребностей 1 страница




I.

I

I

В

Р щ

11-1185

J

I

I


образуют иерархическую структуру типа пирамидвг (рис. 37). Согласно этой мо­дели потребности каждого уровня «включаются» как активные мотивы только пос­ле удовлетворения потребно­стей предыдущего уровня. Такое представление о моти­вации является очень при­близительным, поверхност­ным и не соответствует ре­альным жизненным ситуа­циям. Она не в состоянии объяснить творческую дея­тельность (осуществляемую часто при неудовлетворенных потребностях «низших» уровней), самоотверженные поступки (вопреки опаснос­ти и потребности самосохранения) и т. п.

Развитием концепции Маслоу стала концепция Макк-леланда, в которой особый акцент делается на «высшие» потребности, при этом особенно выделяются потребности власти (влияния на других, в том числе и через конфрон-' тацию), успеха (в том числе и идя на риск с полной ответственностью за результат), и причастности (обще­ния, дружеских отношений и т. п.).

Еще больший интерес для целей менеджмента пред­ставляет модель Ф. Герцберга, основная идея которой состоит в том, что состоянием, обратным удовлетворе­нию, является не неудовлетворение, а отсутствие удов­летворенности. Аналогично состоянием, обратным неудов­летворенности, является не удовлетворение, а отсутствие удовлетворенности.\Это не игра слов, а очень верное и точное наблюдение. В связи с этим Ф. Герцберг предло­жил различать две группы потребностей: факторы усло­вий и факторы роста. Факторы условий способны вызы­вать неудовлетворение, но удовлетворения их действие не вызывает. К ним относятся, например, политика ад­министрации, условия труда, заработная плата (кото­рой, сколько бы ее ни было, все равно будет мало), меж­личностные отношения с коллегами и руководством, ре-


 



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ



жим труда и т. п. Факторы роста — собственно мотивы — не ведут к неудовлетворенности, но их наличие способно вызвать удовлетворение. К ним относятся успех, продви­жение по службе, признание и одобрение, высокая от­ветственность, возможности творческого и делового рос­та, интересная работа и т. д.

С этой точки зрения создание благоприятных усло­вий труда не будет способствовать развитию мотивации, но предотвратит возможную неудовлетворенность. Для развития мотивации необходимы признание, уважение, самореализация, «обогащение» труда и т. д. Но и эта модель не учитывает индивидуальность и динамику мо­тивации. Например, удовлетворение трудом не обязатель­но связано с производством — человек может ориенти­роваться на дружеское общение в коллективе, и иниции­рование творчества и ответственности не приведет к росту заинтересованности в производительном труде.

Таким образом, чисто потребностное понимание мо­тивации оказывается недостаточным. Кроме того, в этом случае имеется опасность- превращения классификации потребностей в самодовлеющую проблему. Так, Маслоу насчитывал 15 потребностей, Макдугал — 18, Меррей — 20, а К. Обуховский — более 100. Представляется весь-. ма справедливым мнение П. В. Симонова, что классифи­кация потребностей — проблема несущественная, так как потребности динамичны и зависят от культурно-цивили-зационного контекста.

Более важным поэтому является выработка представ­
лений о содержании и механизме действия мотивации, с
какими бы потребностями она ни была связана. Любая
мотивация определяется жизненным дискомфортом, на­
пряжением, испытываемым личностью и вызванным дис­
балансом, несоответствием желаемого и реального. По­
этому структура мотивации может иллюстрироваться схе­
мой (рис. 38). (

 

К мотивации относятся не только намерения и воз­можности, но также и возможность их соотнесения, при­нятия решения, а также воля, способствующая реа­лизации решения. Отсутствие хотя бы одного из этих факторов (желаний, возможностей их осуществления, невозможность принятия самостоятельного решения или

7. РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ




 


безволие) разрушает мотивацию, создавая предпосылки не только к дизмотивации,, во и к развитию неврозов, конфликтов.

Принципиальным обстоятельством является то, что все мотивы, действия и результаты деятельности подвер­гаются оценке со стороны общества, самой личности, и,. тем самым, сама оценка выступает важным компонен­том мотивации (рис. 39).

С этой точки зрения к удовлетворенности ведет ре­зультат труда, но никак не наоборот, как это понимается в других моделях. Показательна трактовка заработной платы в различных концепциях мотивации. С точки зре-



 


 



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


 
 


ния Маслоу, зарплата является способом удовлетворе­ния различных (практически всех) потребностей. По Гер-цбергу, зарплата есть фактор условия (неудовлетворен­ности), но не мотивации, и лишь иногда, при условии адекватной связи с результатом, становится мотивом. Согласно развиваемой точки зрения, зарплата может быть мотивацией только при определенных условиях: работ­ник должен придавать заработной плате особенно высо­кое значение (зарплата как ценность, как символ) и ра­ботник должен верить в связь между заработной платой и производительностью труда. В этом случае заработная плата для выполнения стимулирующей функции может быть разбита, например, на три составные части: за вы> полнение должностных обязанностей; выплаты за выс­лугу лет, индексированную инфляцию; по результатам конкретной деятельности.. Первые две части выплачива­ются гарантированно, последняя — с учетом ситуации и конечных результатов.

.Мотивация и проблема успеха

Для современных концепций мотивации, таким обра­зом, характерна все нарастающая роль субъективно-соци-.альных факторов оценивания, учитывающих социальную природу человеческой.личности. По точному замечанию В. А. Ядова, если отвлечься от потребностей, объединяю­щих человека с животным миром (в еде, сне, тепле, про­должении рода и т. д.), оставить только собственно чело­веческое, то останется всего одна потребность. Единствен­ная, хотя и по-своему интегральная — потребность быть чему-то.сопричастным, тому, что придает смысл суще-•ствованию (идея, вера, дело, дети... — дом души у каждо­го свой), и в этой сопричастности не быть забытым, поте­рянным, быть замеченным, именованным, окликнутым.

Фактически речь идет о том, что личность склонна расценивать как успех (профессиональный, деловой, жиз­ненный). Роль проблемы успеха в осмыслении мотивации была отмечена еще на заре становления современной пси­хологии У. Джемсом, предложившим «формулу счастья»:

С


РАВОХА С ПЕРСОНАЛОМ "


где С — счастье (фактически — самооценка), У — успех, а П — притязания. Эту формулу любил Л. Н. Толстой, прочитывавший следующим образом: «Счастье это дробь, где в числителе — то, что о тебе говорят другие, а в знаменателе — то, что ты думаешь о себе сам». С этой точки зрения быть счастливым очень просто — надо либо добиваться успеха, либо снижать уровень притязаний и амбиций.

Представление об успехе как доминирующем мотиве хорошо разработано в современной психологии, психо­логии менеджмента в том числе. Традиционная точка зрения предполагает, что люди делятся на две основные группы: мотивируемых преимущественно стремлением к успеху и мотивируемых преимущественно стремлени­ем избежать неудачу. Разработаны и используются доб­ротные методики и тесты, позволяющие выявить сте­пень мотивированности успехом и избеганием неудачи, позволяющие строить индивидуальные «алгебры поведе­ния» (Аткинсон, 'Хекхаузен и др.). Были даже предло­жены культурологические обобщения, согласно которым «западный» человек на 75% мотивируется стремлением к успеху и на 25% — избеганием неудачи, а «восточ­ный» (например, японец) — наоборот — на 25% стрем­лением к успеху и на 75% избеганием неудачи.

Однако, более глубокий анализ показывает, что меж­ду успехом и неудачей (в качестве мотивационных фак­торов) нет простой симметрии, выявился ряд неоднознач­ных обстоятельств. Так выявилось, что люди, мотивируе­мые стремлением к успеху, склонны удачи приписывать себе, а причины неудач приписывать обстоятельствам, злой воле противников и т. п. В этом плане они оказы­ваются существенно зависимыми от внешних оценок. Люди же, мотивируемые преимущественно избеганием неудач, лучше «держат» удары судьбы, поскольку при­чину неудач видят'в себе, а успех относят на обстоя­тельства и поэтому ищут резервы решения проблем в себе самих. И самое главное, разные люди по-разному понимают сам успех.

Можно говорить о нескольких видах успеха и соот­ветствующих основных видах мотивации, а значит и ти­пах личности:



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


I

Успех-признание (популярность, известность) — этот тип мотивации характерен для молодых людей, начина­ющих профессионалов.

Успех-признание у «значимых других» — у того со­циального окружения, на которое ориентируется лич­ность (семья, друзья, начальство, любимые учителя, спе­циалисты-профессионалы и т. д.).

Успех-преодоление — способность личности решать все более сложные профессиональные, деловые и жиз­ненные проблемы (такое поведение чревато опасным про­фессиональным поведением, а то и жизненным «каска­дерством»).

Успех-самопреодоление, стремление к совершенству — одно из проявлений самосознания мастера, когда вне­шние оценки уже менее существенны, по сравнению с критериями, задаваемыми себе самой личностью.

Успех-призвание, когда ценностью является сама воз­можность заниматься любимым делом, а не какие-то вне­шние оценки результата.

Эти виды мотивации могут быть представлены в виде шкалы успеха. Интервалами на этой шкале будут виды успеха как меры зрелости личности: успех-признание, успех-признание у значимых других, успех-преодоление, самопреодоление, призвание. От признания к призванию нарастает автономность^шчности, ее свобода, а значит — ответственность.

Для работы с персоналом в менеджменте эта шкала принципиально важна — менеджеру очень важно знать, с кем он имеет дело. Например, в случае с личностью, мотивируемой преимущественно стремлением к призна­нию, задача менеджера (воспитателя, родителя) заклю­чается в своевременном признании достигнутых резуль­татов. Это хорошо знают хорошие менеджеры, тренеры, режиссеры, родители — что значит вовремя пришедшее признание. Поэтому сознательно программируются пусть маленькие, но победы. Не менее важно знать и кто для сотрудника является авторитетом (значимыми другими) и, по возможности, не препятствовать в соотнесении лич­ности с ними. «Каскадерам», мотивируемым стремлени­ем к преодолению, разрешению проблем, надо только вовремя такие проблемы предлагать.


7 РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ



 


Но уже с мастеров начинаются трудности, достигаю­щие пика в отношении призванных. Дело в том, что внешние оценки их деятельности для них мало значи­мы. Критерии и основания они находят в самих себе, сами себе поднимают планку оценок. Учить их, давать задание — заведомо лишено смысла. Они делают не то, что кому-то надо, а то, что не могут не делать. Для них даже важен не результат, а сама возможность это делать. Хорошие примеры такого поведения давали великие: М. Лютер («На том стою и не могу иначе»), М. В. Ломо­носов («Нельзя Ломоносова отставить от Академии, можно Академию отставить от Ломоносова»). Для окружающих, близких такие люди чрезвычайно неудобны. Они себя не щадят, видя в себе только средство осуществления при­звания. Но и других не жалеют. Единственно конструк­тивная возможность — общность интересов. Если ее нет — в коллективе вызреет колоссальной силы конфликтный потенциал. Но если она есть — фирма получит мощный потенциал развития. Практически весь научно-техничес­кий прогресс, художественное творчество, социально-культурное развитие в целом осуществляются именно за счет сил — духовных, интеллектуальных и физических — этих людей. Но тогда чем отличается призванный от самозванца, делающего других счастливыми помимо, а то и вопреки их воле? Там, где проходит граница призва­ния и самозванство, проходит, фактически, граница доб­ра и зла. В первом приближении критерий был предло­жен В. Дудинцевым в. романе «Белые одежды»: если кто-то громко кричит о великом добре, которое он несет людям, — подозревай зло, если кто-то тихим голосом извиняется за вынужденное неудобство, которое он при­чиняет другим, — подозревай, как минимум, порядочно­го человека. Но можно выразиться еще точнее. Безнрав­ственна личность, руководствующаяся по отношению к обществу представлениями о собственном достоинстве, и безнравственно общество, руководствующееся по Отно­шению к личности представлениями о ее долге. И наобо­рот. Нравственна личность, руководствующаяся по отно­шению к обществу представлениями о долге, и общество, руководствующееся по отношению к личности представ­лениями о ее свободе и достоинстве.


 



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ: КУЛЬТУРЫ


Долг — не извне внутрь, а изнутри вовне. Никто н# вправе мне сказать, что я должен. Долг — это дело моего выбора. Но общество может задать ограничения против возможного самозванства, задать правила игры, который я могу принять или не принять, но со всеми вытекающи--ми для меня возможными последствиями. Так же как s логике отрицание обладает большей силой, чем утверж­дение, так и в этике отрицание, запрет оказываются куль­турологически более фундаментальны, конструктивны, чем позитивные характеристики.

Главное же — принятие этих ограничений — также дело свободного выбора самой личности. Путь цивилиза­ции — путь самоограничения самозванства. Само по себе оно есть проявление воли как инстинкта свободы. А сво­бода, по сути дела, есть сознание воли, ее самоограниче­ние и ответственность.

Свобода и ответственность

Итак, есть ситуация свободы и ситуация воли. В си­туации свободы границы моей свободы совпадают с гра­ницами ответственности: я свободен там, где я отвечаю за свои- решения, но и отвечать я' могу только за те решения, которые я принял свободно.

Поэтому ответственность не может строиться исклю­чительно сверху вщиз — как ответственность перед вы­шестоящим. Ничего, кроме безответственности это не породит. Нижестоящий будет уклоняться от принятия решения, в неудачах у него будут ответственны обстоя­тельства, происки противников и недоброжелателей и т. п. Для того, чтобы спрашивать с работника, ему необходимо предоставить «поле свободы».

Как я могу стать свободней, расширить границы своей свободы? Только отнесясь к другому как к такому же свободному, как и я сам, соотнеся его интересы со своими и вступив с ним во взаимно свободные и ответственные отношения. Социальное пространство оказывается всюду илотно структурировано этими взаимоответственными от­ношениями, имеющими к тому же правовое оформление.

Иначе говоря, свободное общество потому и богатеет, что оно оказывается обществом взаимного удовлетворе­ния взаимного спроса. И тогда становится очевидным,


7 ТАВОТА* 11*


ПЕРСОНАЛОМ



tt-

К,'-*


что демократия есть результат, итог, «упаковка» всюду плотных рыночных отношений, так как имеются реаль­ные опора, почва, ткани, на которые она может опереть­ся, из которых она и вырастает, как адекватная им фор­ма управления.

И есть ситуация воли, когда интересы других людей меня напрочь не интересуют. У меня идея великая, кото­рая спишет все мои возмржные грехи. «Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься», — гово­рил один из российских самозванцев. Социальное про­странство не структурировано, оно пусто. В нем носятся самозванцы со своими великими идеями, налетают друг на друга, отскакивают. Треску, грохоту много, толку никакого. До тех пор, пока не появится суперсамозва­нец, который всех их встряхнет, зажмет в железный кулак и выстроит по ранжиру. И понятно,'что попытки «ввести» демократию в ситуации воли деструктивны и разваливают общество.

Создание и развитие мотивационных условий

Каким же образом можно способствовать развитию мотивации? Очевидно, методы прямого воздействия (при­нуждение и убеждение) в этом плане могут оказаться не только неэффективными, но и способны даже к порож­дению эффекта диаметрально противоположного — диз-мотивации. Поэтому задача менеджера заключается ско­рее в учете мотивации конкретных работников и созда­нию условий, способствующих закреплению и развитию мотивации к конструктивной активной деятельности.

Эта работа должна начинаться еще при беседе по най­му, когда с помощью открытых вопросов, нащупав моти­вы кандидата, работодатель, осознавший возможную об-.щность интересов, раскрывает содержание этой общнос­ти для потенциального сотрудника (возможности делового и профессионального роста, решения жизненных про­блем, возможные льготы и блага, личная заинтересован­ность руководства в возможном сотрудничестве и т. п.).

Очень важно закрепить позитивную мотивацию при введении в должность нового сотрудника. Этому аспек­ту работы не всегда уделяют должное внимание. Между


 



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


 



 


тем статистика показывает, что основной процент теку­чести составляют работники, проработавшие не более полутора лет. Иначе говоря, чаще всего уходят люди, испытавшие резкое несоответствие между обещаниями при найме и реальным положением дел, принятые на работу и оставленные руководством наедине с их про­блемами. Поэтому полноценное введение нового работ­ника в коллектив осуществляется планомерно, этап за этапом:

1) Информирование коллектива о новом работнике:
кто придет, откуда, с чьей «подачи», почему именно он,
какие перспективы с ним связываются. Сделать это не­
обходимо, чтобы пресечь возможные ненужные разгово­
ры, слухи и сплетни;

2) До появления нового работника полностью обору­
довать его рабочее место, чтобы он с первых минут почув­
ствовал внимание и мог полноценно входить в курс дел;

3) В первый день работы нового сотрудника обяза­
тельно представить его коллективу, как минимум, обя­
зательно — тем, с кем он будет находиться в контакте
свое рабочее время. Необходимо вновь, в его присут­
ствии, не только представить его, но и акцентировать
внимание на причинах его появления, планах, с ним
связываемых. Это надо сделать демонстративно, чтобы и
новичок, и другие сотрудники четко и ясно поняли отно­
шение руководства к новому сотруднику;

4) До приступания новичка к непосредственному ис­
полнению его должностных обязанностей необходимо его
подробным образом проинструктировать, продемонстри­
ровать образцы документов, операции, которые ему при­
дется выполнять. И только после такого инструктажа
.разрешить приступать к работе. Целесообразно на пер­
вое время договориться с кем-нибудь из опытных работ­
ников о персональном наставничестве над новичком;

5) В первые месяц-два со стороны руководства за де­
ятельностью нового сотрудника должен быть обеспечен
пристальный контроль — и не столько по результатам
работы, сколько за процессом. Разумеется, речь идет не
о цепляний по мелочам, а о доброжелательном и забот­
ливом внимании к деятельности, которое работник дол­
жен почувствовать.



 


7. РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ



К созданию мотивационных условий 'относятся раз­личные писанные (оговоренные в контракте) и неписан-ные договоренности руководства с конкретным работни­ком (о режиме дня, отпусках за свой счет и т. д.), созда­ющих систему доверительных отношений.

Важным условием создания оптимального нравствен­но-психологического климата является разрешение и профилактика конфликтов. Содержание этой работы под­робно рассматривается в курсе «Психология управления». Здесь же отметим главное. Во-первых, нет и не может быть полностью бесконфликтного менеджмента. Более того, усилия по развитию фирмы зачастую предполагают порождение конфликтной ситуации. Проблема заключа­ется в том, чтобы не допустить перерастания производ­ственного конфликта в конфликт межличностный. Если первые конфликты поддаются конструктивному разре­шению, то вторые — неразрешимы в принципе.

Технология разрешения конфликта достаточно проста. Конфликт может быть разрешен на нескольких уровнях:

• Профилактика конфликта, т. е. создание и развитие
мотивации на конструктивную совместную деятель­
ность и т. д.;

• Воспитательное воздействие на конфликтующие сто­
роны, анализ и разъяснение природы конфликта, пу­
тей его разрешения, в том числе — совместно с конф­
ликтующими сторонами);

• Разделение объекта спора (создание производствен­
ных условий, когда конкретные задачи, решаемые
конфликтующими сторонами, дополняют, а не ис­
ключают друг друга);

• Перераспределение полномочий конфликтующих сто­
рон, принятие организационных мер по разведению их
рабочих мест по различным площадкам, помещениям
(пространственное решение) или по разведению их рабо­
чего времени (временное решение), лишая, тем самым,
их непосредственных контактов, хотя бы на время;

• Если все предыдущие меры не помогли, а конфликт
начинает сказываться на деятельности фирмы, необ­
ходимо принимать (по соответствующим конкретным
нарушениям и упущениям) меры административного
воздействия, вплоть до увольнения.



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


Формирование мотивационных условий выражается и в определенном нравственно-психологическом клима­те в коллективе. Критерии оптимального нравственно-психологического климата в коллективе достаточно оче­видны — иногда достаточно даже простого наблюдения, чтобы судить о том, какова нравственная атмосфера в фирме. Об этом свидетельствует и отношение к посетите­лям и клиентам, а также характер общения сотрудников друг с другом (непринужденный и доброжелательный или натянутый). Для нормального коллектива характер­ны частые активные и заинтересованные обсуждения различных производственных вопросов, причем критика не воспринимается как личные выпады. В таком коллек­тиве важные решения зачастую принимаются в рабочем порядке, без проведения специальных формальных сове­щаний. Коллеги уважают мнение друг друга, в коллек­тиве высоко ценится справедливость. Цели работы и со­держание заданий ясны и воспринимаются как личные, отсутствует мелочная опека со стороны руководства. Бо­лее того, временное отсутствие самого руководства не сказывается на результатах работы. И наконец, самый объективный критерий — отсутствие провалов в работе по вине персонала и слабая текучесть кадров.

Формирование мотивационных условий во многом направлено на формирование у работников чувства со­причастности фирме, сознания и чувства некоторого «Мы». Так, развитие мотивации персонала в японском менеджменте предполагает формирование системы глу­бокой интеграции коллектива, разветвленной системы стимулирования, включая систему пожизненного найма работников (которым гарантируется, что они не будут уво­лены по инициативе фирмы); продвижение по службе в зависимости от возраста; стимулирование по итогам ком­плексной оценки, а не только в зависимости от эффектив­ности и внедрения новшеств; ориентацию на групповые методы принятия решений и работы; повышенное внима­ние к личности работника, его чести, достоинству, в том числе отказ от открытой публичной критики; широкую практику организации общения работников в свободное время. Ряд этих принципов прямо противоречит тради­ционным представлениям об успешном менеджменте,


¥.■


 


Г РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ



однако реальная практика убедительно доказала их эф­фективность, потому что их реализация позволяет ре­шить главную задачу современного менеджмента —-.со­здать коллектив, глубоко интегрированный общими ин­тересами, общим видением перспектив.

Формирование сопричастности общему делу предпо­лагает формирование общего видения фирмы: ее миссии, состояния, идеологии, перспектив. Вне такого видения невозможно правильное и адекватное, заинтересованное понимание решений, планов, проявление ответственной инициативы. При этом важно учитывать» что горизонты такого видения у работников различного уровня могут и должны быть различными как по кругу охватываемых проблем, так и по глубине перспективы (табл. 13),

Таблица 13 Горизонты видения

 

Ранг Временной горизонт Видение
Председатель правления 20 лет Будущее фирмы
Члены правления 12-15 лет Концепции будущего
Руководитель направления 3-7 лет Программы, проекты
Начальники отделов 0,5-1 год Главные направления
Руководители групп 0,5 года Комплексы задач
Исполнители НеДеля -— 1 месяц Отдельные задачи

Важную роль играет формирование у работника со­знания его личной и профессиональной значимости для коллектива и руководства, профессиональной гордости за общее дело, создания чувства уверенности (защищен­ности и доверия) в отношениях с коллегами и- руковод­ством.

И наконец, формирование мотивационных условий невозможно без учета такого мощного фактора, каким является личный пример руководителя. Именно его по­ведение, его решения и отношения выступают для под­чиненных главным ориентиром в оценке итогов рабо­ты — своей, коллег и фирмы в целом.



. МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


Все рассмотренные факторы развития мотивации име­ют особое значение в женских коллективах, каковых в сфере культуры большинство. В таких коллективах вве­дение в должность должно осуществляться особенно де­ликатно и подчеркнуто. Всякие нововведения и особен­но реорганизации должны сопровождаться тщательны­ми разъяснениями их целей, профилактике возможных опасений. Женщины вообще в большей степени, чем мужчины, нуждаются в «понятности руководителя». По­этому задания должны даваться максимально ясные, сопровождаться детальными разъяснениями их значе­ния, цели, намерений и Планов руководства, его личной заинтересованности. Конфликты в таком коллективе обычно носят более выраженный личный характер. Боль­ше внимания должно уделяться личным контактам, до­верительным отношениям при категорическом избега­нии впечатления предпочтения, сексуальной агрессии. Очень многое в женском коллективе зависит от правиль­ного тона в общении руководителя с подчиненными, гиб­кости трудового режима, организации социальной под­держки персонала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.