Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О социальном государстве




ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Т е м а 1

 

 

 

Социальное государство – это государство, которое стремится обеспечить каждому гражданину достойные условия существования, социальную защищенность, участие в управлении производством и обществом, а в идеале гарантирует примерно одинаковые жизненные шансы и возможности для самореализации личности в обществе. Социальное государство является продуктом длительного и противоречивого развития и взаимодействия общества и властных структур.

Государства, которые можно охарактеризовать как социальные, приобрели подобные признаки только в 60-х годах XX века, однако идея создания социального государства имеет долгую историю. Как известно, поддержка малоимущих и бедствующих путем раздачи зерна, хлеба во время голода и другие общественные гарантии выживания существовали с догосударственных времен, но собственно социальные функции государства появляются на довольно поздних стадиях эволюционного развития общества.

На догосударственном этапе выделяют два источника проявления социальной деятельности. Первый диктуется жизненной необходимостью и связан с задачами выживания. Второй раскрывается в социально- психологических аспектах нравственности, чувстве сопереживания и милосердии.

С развитием государственности первый из источников постепенно трансформируется непосредственно в социальные функции государства, второй же источник с государством не связан и служит основным элементом социальной активности. Поэтому «нищелюбие» не являлось государственной обязанностью, а имело достаточно свободный, благотворительный характер, так как возникло из религиозно-нравственных побуждений.

В дальнейшем, с одной стороны, происходит увеличение общественной благотворительности, а с другой – государство начинает административными методами бороться с нищетой и социальной ущербностью, рассматривая их как порок и очаг социальной нестабильности. Так, в том числе и в России, происходят события, способствовавшие развитию социальной функции государства: выкуп пленных согласно решению Стоглавого собора, раздача земель вдовам и детям погибших на государственной службе и пр.

В XVII веке и в первой половине XVIII века рост активности в социальной сфере основывается уже не только на нравственных и религиозных мотивах, но и на мировоззрении, сформированном философией Нового времени, периоде, когда стали развиваться идеи естественного права, общественного договора, солидарности и справедливости. Однако лишь к концу XVIII века государство начинает брать на себя ответственность за удовлетворение социальных потребностей всех членов общества и только на этом этапе у государства формируются собственно социальные функции. Также в XVIII веке дальнейшее развитие получают идеи социального страхования: страховые акционерные общества (первое из них – голландская Ост-Индская компания – появилось в 1602 году), общества по страхованию жизни (первое возникло в Англии в 1765 году).

Вторая половина XIX века стала переломным моментом в истории развития социальной деятельности государства, когда впервые происходит совпадение личных и общественных целей и окончательный переход социальных функций от общества к государству.

К середине XIX века роль социальных функций государства повышается до такой степени, что теория социальной сущности государства утопистов и теория К. Маркса о социальных регуляторах развития государственности оказываются эвристически недостаточными, так как появляется необходимость в фиксации появившегося нового качества государства с его социальной атрибутикой. Понятие «социальное государство», введенное в науку в 1850 году Лоренцом фон Штейном, и явилось подобной фиксацией.

Л. фон Штейн отмечал, что социальное государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».

В 80-е годы XIX века в Германии, наряду с термином «социальное государство», появляется и другой термин – «государство благоденствия», понимаемый как государство, политика которого направлена на улучшение жизни всех граждан. Социальная политика стала официальной доктриной ряда стран, получив правовое закрепление в Конституции Веймарской республики 1919 года и Конституции Чехословакии 1920 года.

В 1871 году Германия впервые в истории вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 году начинает финансировать медицинскую помощь, а в 1883 году вводит пособие по болезни. С 1910 года Германия обеспечивает право граждан на обязательное пенсионное страхование. В России первый социальный закон – «О бесплатном медицинском обслуживании фабрично-завод-ских рабочих» – появляется в 1886 году, страхование по болезни и от несчастных случаев на производстве вводится в 1912 году.

Коренной перелом в общественно-политическом развитии страны произошел в 1917 году. С этого времени началась новая эпоха в истории Российского государства. В ноябре 1917 года был создан Народный комиссариат общественного призрения, который возглавила А.М. Коллонтай, издаются декреты о страховании от безработицы, о бесплатной медицинской помощи, о пособиях по случаю болезни, родов и смерти.

В 1930 году Г. Геллер предложил понятие «социальное правовое государство». По егоопределению, социально-правовове государство –это государство, в котором «акцентируются права граждан на социальные гарантии со стороны государства».

Новым импульсом развития идей о социальном государстве стало выступление в 1942 году лорда У. Бевериджа в английском парламенте с докладом «Полная занятость в свободном обществе», в котором он призвал бороться с безработицей. Впоследствии эту идею он дополнил утверждением о необходимости введения минимального размера оплаты труда. С конца 40-х годов XX века государство стало оцениваться с точки зрения предоставления социальных услуг, в особенности тем социальным группам, которые ранее были вне поля серьезной социальной поддержки со стороны государства (безработные, инвалиды и пр.)

Начиная с 60-х годов XX века, когда степень экономического развития ведущих мировых держав достигла высокого уровня, появилась концепция «государства всеобщего благоденствия», то есть необходимости государства брать на себя ответственность в том числе и за тех граждан (дети-инвалиды и пр.), которые изначально не платили в казну налоги и иные социальные платежи, обеспечивая тем самым всеобщую социальную поддержку.

Однако с конца 1980-х годов, и в особенности в 1990-е годы, стала очевидна запредельность некоторых мер социальной защиты, что нашло свое выражение в росте иждивенческих настроений. Так, по оценкам социологов, в Великобритании выросло второе поколение людей, которые никогда не работали, вполне комфортно проживая на социальное пособие. Для мигрантов, в первую очередь это относится к Франции и Германии, возможность не работая получать социальное пособие, превышающее их доход от трудовой деятельности на исторической родине, становится фактором, исключающим мотивацию к труду, что ведет в свою очередь к росту социальной напряженности и дальнейшему повышению нагрузки на государственный бюджет. Все это позволяет исследователям говорить о деструкции и кризисе идеи «государства всеобщего благоденствия».

В современных условиях государство, активно взаимодействуя с ин-ститутами гражданского общества, пытается переложить часть социальных функций на общественные организации, бизнес и самих граждан, стимулируя их социальную ответственность.

Таким образом, анализ представлений о социальном государстве позволяет нам привести следующую периодизацию этих идей:

· этап первый – социалистическое государство (с 70-х годов ХIХ века – до 30-х годов ХХ века);

· этап второй – правовое социальное государство (с 30-х годов – до конца 40-х годов ХХ века);

· этап третий – государство социальных услуг (с конца 40-х годов – по 60-е годы ХХ века);

· этап четвертый – государство всеобщего благоденствия (с конца 50-х годов – до середины 80-х годов ХХ века);

· этап пятый – деструкция и кризис государства всеобщего благоденствия (с начала 80-х годов – по середину 90-х годов ХХ века);

· этап шестой – либеральное социальное государство (с середины 90-х годов ХХ века – по настоящее время).

По мнению Т.В. Моисеенко, на практике существуют три основные модели социального государства: либеральная, консервативная и социал-демократическая. Типичным представителем либеральной модели являются США и другие англоязычные страны, социал-демократической модели – Швеция и другие скандинавские страны, консервативной модели – Германия и другие страны Западной Европы. Либеральная модель государства на практике оставляет за индивидом права и обязанности по решению своих насущных социальных проблем, проводя политику невмешательства в частную жизнь граждан. Социал-демократическая модель, напротив, подразумевает активную роль государства в реализации социальных программ.

В настоящее время все развитые страны мира в большей или меньшей степени являются социальными государствами, которые берут на себя ответственность за состояние и развитие социальной сферы.

Однако до сих пор не решен вопрос о том, обладает ли понятие «социальное государство» относительной самостоятельностью или оно выражает конституционно закрепленную функциональную зависимость между сущностью, содержанием и формой государства.

В другом же вопросе относительно того, что является основой социального государства, исследователи единодушны: это прежде всего высокоразвитая экономика, базирующаяся на различных формах собственности, затем сформированное гражданское общество, под которым понимается совокупность равноправных и автономных личностей, негосударственных организаций, объединений, в рамках которых осуществляется удовлетворение коллективных и частных потребностей и интересов, самореализация граждан, а также духовно-нравственный потенциал общества, что выражается в идее самоценности и приоритете личности перед обществом и государством, в принципах демократии и справедливости.

Рассмотрим, в чем заключается специфика Российского государства как основного социального института общества.

Во-первых, в современной России государство несет на себе отпечаток переходного периода, характерными чертами которого являются противоречивость, межведомственная разобщенность, коррумпированность власти. Тем не менее, в России государство берет на себя обязательства и ответственность по обеспечению социальной защиты населения, что предусматривает разработку и реализацию законов, программ социальной помощи, создание организационной структуры, подготовку кадров для работы в социальной сфере. Однако остается до конца неурегулированным вопрос о межбюджетных отношениях центра, регионов и местного самоуправления, не выработаны механизмы контроля за реализацией законов и программ со стороны общества. Характерной чертой государства переходного периода является противостояние его основных институтов, органов и учреждений, их отчуждение от общества.

Во-вторых, социальная политика современного Российского государства не консолидирует население в единое целое. Соотношение в доходах 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных в России достигает 20:1, тогда как «социально безопасный» показатель должен быть не более 10:1.

В-третьих, после распада Советского Союза в бывших республиках осталось немало русскоязычного населения и защита этих граждан, соблюдение их прав – обязанность Российского государства.

В-четвертых, функционирование института социальной работы и организация системы социального обслуживания населения еще не в полной мере удовлетворяют всем потребностям общества, в особенности тем категориям населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации.

Необходимо подчеркнуть, что становление социального государства в России во многом зависит от социокультурного наследия российской государственности, что определяет специфические отношения лич-ности, общества и государства.

Проблема отношения народа и правительства к правопорядку во многом актуальна в России и сегодня. Российский народ и в XXI веке сохранил веру в консолидирующую общество функцию государства, в его патерналистскую роль.

Современный период развития общества, курс на демократию и рыночную экономику требует от государства выработки национальной модели социального государства. Российская модель реформирования близка к латиноамериканской модели модернизации. Ее функционально-сырьевая направленность несовместима с сильной социальной политикой, поскольку не создает для этого необходимых материальных возможностей.

В «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 г.», предложенной Центром стратегических разработок под руководством председателя совета Фонда Г.О. Грефа, отмечалось: «Государство не соотносит свои обязательства с имеющимися возможностями, что в конечном итоге приводит к неоправданным социальным ожиданиям, а с другой стороны – к неоправданной нагрузке на бюджет, на финансовую систему в целом». Дефицит государственного бюджета, нехватка средств обеспечения социальных программ побуждают органы государственной власти к поиску более рациональной модели социальной помощи.

Как свидетельствует исторический опыт, для России более приемлемой является модель социального рыночного государства, основанного на развитии наукоемких отраслей отечественной промышленности, на передовых технологиях, образовании и науке. Для этой модели модернизации характерны приоритетное развитие социальной сферы, сочетание патерналистских и индивидуалистических тенденций. Социальные аспекты политики должны питаться из двух источников – субсидиарности и самоответственности. Субсидиарное государство – это государство, ресурсы которого позволяют ему принимать максимальное участие в социальной помощи населению и в защите его от социальных рисков. Однако в России не построено в полном объеме гражданское общество, нет ответственного и готового заместить государство в социальных проектах бизнеса, нет условий для самоответственности граждан и даже для нормальной оплаты профессионального труда.

В научной литературе роль социального государства видится в создании условий для развития гражданского общества. По мнению большинства политологов, к числу базовых функций социального государства принадлежит формирование гражданского общества, то есть создание в обществе и хозяйстве большого количества субъектов как государственных, так и негосударственных (общественных). Однако для того чтобы государство могло выполнять свои базовые функции создания и укрепления гражданского общества, у него не должно быть собственных корпоративных интересов, а только интересы общества и граждан.

Установление основ правового государства должно быть приоритетным в деятельности государства. Равенство всех перед законом, независимость правосудия, контроль за реализацией законов позволит оздоровить отношения между обществом и государством, будет способствовать утверждению принципов взаимной ответственности государства и общества, единства и целостности общества.

Необходимо ускорить переход к социальной рыночной экономике, создавая для этого благоприятный налоговый и инвестиционный климат для предпринимательства и увеличивая численность среднего класса.

Наконец, формирование национальной идеологии (национального самосознания), атмосферы толерантности, социального партнерства между работодателями, работниками и государством будет способствовать оздоровлению отношений между людьми, между обществом и государством в целом.

Россия занимает 62-е место в списке из 174 стран по индексу развития человеческого капитала. Критериями развития являются уровень доходов, уровень грамотности, уровень продолжительности жизни, уровень доступности здравоохранения, образования и т. д. Эти критерии свидетельствуют, что социальную политику необходимо выстраивать не столько как защиту угнетенных, сколько как важнейшее направление инвестирования капитала – развитие творческого потенциала человека.

Духовная сфера человека должна характеризоваться гражданственностью, социальной солидарностью и гуманизмом. Эти принципы сформулированы в таких документах, как Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций (1948 г.), как конвенции и рекомендации Международной организации труда, Декларация и Программа действий, принятая на Копенгагенском социальном саммите в 1996 году.

Таким образом, целью существования социального государства является создание условий, основанных на соблюдении мирных, не враждебных отношений в обществе, развитие институтов социального партнерства и защита населения от социальных рисков. Для развития социального государства необходимо формирование предпосылок экономического, правового и социального характера. Социальное государство стимулирует экономическую и социальную деятельность человека, стремится не к уравниванию, а лишь к распределению сверхприбылей в пользу индивидов, неспособных к конкурентной самореализации.

Цель социального государства – создание условий для самореализации личности, исключая при этом факты, питающие социальное иждивенчество. Кроме того, современное социальное государство призвано контролировать саморегулирование экономики и распределение доходов между всеми категориями граждан. Социальное государство невозможно сохранить без процветающей экономики, а свободный тип экономики может процветать только при условии социального мира в обществе. Государство становится социальным не в результате принятия определенных политических программ, законодательных актов, а в результате достижения определенного уровня правового, социально-политического, экономического и интеллектуального развития общества.

Теория социального государства признает социальное неравенство естественным явлением, хотя и нежелательным для индивида. Неравенство рассматривается как результат человеческой конкуренции, возникшей в силу различных способностей и возможностей, полученных человеком от рождения.

Несмотря на острый интерес исследователей к проблеме теории и практики социального государства, реальное ее воплощение – процесс долгий и сложный, поскольку во многом зависит от уникальных особенностей конкретного общества и уровня развития социальной сферы. Если социальная сфера будет справляться со всеми своими функциями, то есть достигнет наивысшей степени своего развития, то это приведет к формированию социального государства.

Важным фактором считается и степень интеграции ценностей и об-щепризнанных стандартов в систему общественно-социальных взаимоотношений производства и распределения общественных благ. Особенность такой интеграции состоит в ориентации на бизнес, чьи главные ценностные ориентации детерминированы утилитарными принципами финансовой отдачи.

При этом ценностные ориентации большинства не являются определяющими в системе социально-экономических отношений и не могут влиять на распределительные механизмы, что служит преградой на пути достижения экономической эффективности, поскольку отсутствие согласия относительно ценностей существенно снижает не только общую мотивацию труда, но и выступает препятствием легитимации социальных институтов, барьером на пути социального развития. Все это обусловило автономность и противопоставление социальных и рыночных ценностей. В то же время имеющиеся социальные ценности накладывают на рынок ограничения и влияют на характеристики его функционирования. Рынок же в свою очередь предопределяет вероятный размер социальных ценностей. Российские эксперты отмечают, что «в ментальности жителей России выражено рвение к контролированию и регламентации. Невзирая на высказываемое недоверие государству, государственный контроль остается в представлении людей лучше конкурентной борьбы и рынка, а значимость свободы оказывается ниже ценностей стабильного существования. Остается предрасположенность к кол-лективизму и уравнительному толкованию справедливости».

Идеологические причины формирования социального государства в России взаимосвязаны с кризисом современных идеологических теорий. Проблема заключается в том, что в условиях идеологического плюрализма достаточно тяжело выявить преобладающие направления. Эксперты отмечают неустойчивость и конфронтацию идеологий и, как итог, отсутствие государственной идеологии.

На практике современное Российское государство в общественно-политической деятельности обычно использует элементы либерализма, консерватизма и социал-демократии, в сочетании которых выражается его национальная особенность.

Ситуация осложняется глобальными проявлениями неразрешенных социальных, политических, экономических, национальных противоречий и конфликтов, определяемых кризисом западной либерально-демократической цивилизации (исчерпанием ценностей неолиберальной идеологии), обесцениванием классовых социалистических ценностей уравнительного характера, ростом религиозного фундаментализма.

Таким образом, факторы, влияющие на создание социального государства в России, специфичны и отражают проблемы именно российского пути. Сегодня Россия делает свой выбор в этом направлении. Президент и Правительство Российского государства справедливо полагают, что именно социальная политика призвана решать проблемы оптимального соотношения экономического развития, сохранения социальных гарантий, смягчения экономических и социальных противоречий и обеспечивать достойную жизнь своим гражданам.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 3470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.