Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономических изменений




Социальная рыночная экономика предполагает регулирующую роль рынка. Она основывается на частной собственности, правовых гарантиях, действенной системе государственного управления, внедрении экономических стимулов, наличии контролирующих органов. С учетом этого каждая страна может развиваться в соответствии со своими традициями. Рыночная экономика автоматически не обеспечивает благосостояния и не освобождает от ошибок. Она требует напряженного труда, гибкости, новых идей, постоянного сравнения достигнутого уровня производительности труда в своей стране с производительностью труда в других странах.

В экономической системе защитой и гарантиями должны пользоваться категории населения, потерявшие или имеющие ограниченную трудоспособность. Поэтому возникает потребность в сочетании двух составляющих рыночной экономики: свободного рынка и ответственности государства, что характерно для концепции социальной рыночной экономики.

Социальное рыночное хозяйство опирается на свободное предпринимательство, свободный выбор потребительских товаров, способность предпринимателей и профсоюзов разрабатывать тарифные соглашения относительно уровня оплаты труда. Эта система не полагается на государство и его структуры, поскольку участники рыночных отношений лучше знают свои потребности и возможности. При этом государство следит за соблюдением правил игры участниками рыночных отношений и создает соответствующие условия для нормальной экономической жизни.

Примером реализации концепции социального рыночного хозяйства является Германия, где экономическая политика была расширена в результате введения глобального регулирования. Так называемая политика хозяйственного порядка была дополнена концепцией политики воздействия государства на хозяйственные и социальные процессы. Еще большее регулирующее воздействие государства на социальную политику наблюдается в Швеции, где 30–35 процентов валового внутреннего продукта направляется на социальные нужды.

Главной целью экономической политики в условиях социального рыночного хозяйства является обеспечение стабильности уровня цен, высокой занятости и внешнеэкономического равновесия при постоянном экономическом росте.

Принципиально новая система социальных отношений, которая формируются в РФ, должна быть адекватно воспроизведена в социальной политике государства. Процесс осуществления активной социальной политики направлен на формирование нового качества социального бытия, на повышение индекса человеческого развития.

В США механизм государственного регулирования прошел несколько этапов. В начале 70-х годов в режиме жесткого административного регулирования находилось много отраслей экономики США. Основными причинами введения жесткого регулирования отраслей экономики были ограничения монополии и конкуренции. В арсенале элементов государственного регулирования рынка США важное место заняло государственное программирование экономики, которое охватило разработку как общенациональных, так и региональных программ.

В 1980-е годы в США отказались от традиционной системы регулирования, которая основывалась на кейнсианской модели, и заменили ее системой, основанной на политике монетаризма и экономической теории «предложения». Государство регулирует отношения сторон, обеспечивает их свободу, стимулирует честную деловую активность и наказывает тех, кто игнорирует право и интересы субъектов рынка.

В условиях современной рыночной экономики, которая характеризуется наличием большого количества не только малых и средних предприятий, но и монополизированных комплексов, рыночное саморегулирование дополняется механизмом целенаправленного макроэкономического регулирования, при этом усилия государства концентрируются на недопустимости монополизма, а также контроле над реализацией антимонопольного законодательства, привлечении передовых технологий.

Важное место в регулировании рынка США отводится фискальной политике. Суть ее заключается в установлении государственного налогообложения и государственных расходов с таким расчетом, чтобы они помогали гасить колебания экономического цикла, способствовали высокому уровню занятости, ограничивали инфляцию или смягчали дефляцию (застой).

Таким образом, прямое и косвенное (опосредованное) вмешательство государства в экономическую жизнь США основывается на системе теоретически обоснованных и проверенных хозяйственной практикой методов и рычагов, которые являются универсальными и способствуют повышению уровня жизни населения.

Другим показательным примером успешного функционирования социального рыночного хозяйства может служить Япония. Современная японская экономика отличается от западноевропейской и экономики США значительно более весомой ролью государственного участия. Япония принадлежит к странам, в которых оптимально сочетаются регулирующая и направляющая роли государства с функционированием механизмов рынка.

В Японии сложилась развитая система государственного программирования. Для выполнения функции регулирования, разработки и реализации макроэкономических проектов здесь создана система органов программирования и регулирования, подчиненных Экономическому консультативному совету, где применяются новейшие методы экспертных оценок, экономического прогнозирования и программирования.

Вторым направлением государственного регулирования в Японии являются разные формы влияния на частный капитал. Формы воздействия на частный капитал в Японии охватывают систему жестких юридических мер с соответствующими формами контроля через административный аппарат и полицию, контроль со стороны государственных органов управления, систему экономических мер (предоставление денежных субсидий, регулирование цен, введение дополнительных налогов, предоставление налоговых льгот, применение дифференцированной кре-дитной политики).

Применяя арсенал перечисленных экономических рычагов, государство проводит протекционистскую политику в отраслях и сферах, существенно важных для Японии.

Япония имеет большой опыт государственного управления научно-техническим прогрессом. Известная программа «Технополис» воплощает системный подход к управлению научно-технической деятельностью и предусматривает создание 19 городов науки, долгосрочное планирование выпуска и сбыта продукции.

Эффективность государственного регулирования экономики в Япо-нии обеспечивается наличием «полуправительственных организаций», которые олицетворяют слияние бизнеса и государственного аппарата.

Особенности скандинавской модели регулирования экономики характеризуются некоторыми особыми чертами государственного регулирования, присущими Дании, Финляндии, Норвегии, Исландии, Швеции. Здесь успешно сочетаются частная собственность и рыночная конкуренция с правительственными программами, направленными на равномерное распределение прибыли, поддержку нетрудоспособных, компенсацию потерь, связанных с нестабильностью рыночной экономики. Отличие скандинавской модели – большая степень социальной защиты и обеспечения населения.

В экономике скандинавских стран доминирует Швеция. Экономическая политика этого государства направлена на следующие цели: поддержку высокой и стабильной занятости населения, обеспечение быстрого экономического роста, выравнивание доходов, поддержку регионального экономического равновесия, достижение стабильности цен, охрану окружающей среды, обеспечение работой, соучастие в производстве и увеличение помощи развивающимся странам. Составными элементами экономической политики являются налоговая, денежная политика на рынке труда, а также региональная политика.

По объему государственного вмешательства в экономическую жизнь Швеция занимает первое место в мире. Центральное правительство оказывает влияние на экономику в основном через систему экономических рычагов. Главный из них – государственный бюджет.

В государственном регулировании экономики Швеции наблюдается сочетание кейнсианской идеи регулирования «эффективного спроса» и поддержания уровня занятости с использованием различных методов сдерживания инфляции. Главное в шведской модели – это возможность ограничить стихию рынка и не бояться его.

Для Финляндии характерен высокий уровень государственного регулирования экономики и значительная роль государства в предпринимательской деятельности. Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики в Финляндии является налогообложение. Налоговые органы страны, что отличает ее от других стран, наделены правами дознания и следствия.

Государственная политика Дании направлена на содействие развитию экологически чистых производств, разработку безотходных технологий, технологий утилизации отходов производства и быта, производство оборудования для охраны окружающей среды.

Особенностью развития новых индустриальных стран, к которым относится ряд стран Латинской Америки (Аргентина, Мексика, Бразилия, Колумбия, Чили), страны Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Гонконг, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индия, Пакистан, Сингапур, Тайвань), являются глубокие внутренние преобразования, укрепление демократии, структурная перестройка экономики.

Рыночный механизм новых индустриальных стран формируется на основе правового государственного регулирования, которое опирается на исторические, культурные, национальные традиции. В них отсутствует стремление к универсализации, доминирует свобода в выборе форм и средств развития.

Южно-корейская модель государственного регулирования является примером уникального сочетания жесткого государственного планирования и рыночного механизма. Но особенность регулирования заключается в том, что государство взяло на себя те отрасли экономики, которые не под силу частному бизнесу. Государственный план носит рекомендательный характер, содержит конкретные ориентиры для предприятий. Государственное регулирование экономической жизни Кореи включает планирование макроэкономических показателей, применение кредитных и налоговых мер стимулирования экспорта и ограничения импорта, жесткий контроль за финансовой сферой, банковское регулирование денежного обращения и непосредственное управление государственным сектором.

Заслуживает внимания целенаправленная научно-техническая политика Южной Кореи.

Результатом государственного регулирования является продуманный выбор отраслевых приоритетов, формирование ключевых отраслей, индустриализация экономики, переход к экспортной ориентации, к высоким технологиям и наукоемкому производству.

Таким образом, государство и рынок определяют направление, в ко-тором развиваются экономические процессы. Объемы регулирующих функций, которые выполняют государство и рынок, время от времени изменяются. Среди главных факторов таких изменений – уровень развития производительных сил, политическая ориентация страны, характер исторического этапа, на котором находится общество, его социальная структура, национальные особенности и др.

Найти разумное соотношение между государственным управлением и рыночным саморегулированием – одна из ключевых задач, стоящих сегодня перед Россией.

Экономические реформы не могут быть для Российской Федерации самоцелью. Это касается в первую очередь приватизации государственного имущества и других рыночных мер. Это лишь инструменты, которые с усилением государственного влияния на экономику должны обеспечить достижение важных общественных целей. Такими целями являются повышение уровня жизни широких слоев населения, укрепление здоровья нации, формирование развитой материальной и духовной культуры народа, достижение социального мира и стабильности, гармонии во взаимоотношениях человека с природой, экологической безопасности, а также обеспечение достойного места России в мировом сообществе.

Особенностью Российской Федерации является то, что функционирование рыночного хозяйства требует развития тех институтов государства, которые компенсируют негативные, побочные последствия рынка. Это институты планирования, обеспечения экономической безопасности, социального страхования и пенсионного обеспечения, соблюдения гарантий на образование, охрану здоровья, прав на труд, защиту интересов потребителей и др. Кроме того, в активной государственной поддержке нуждается большинство предпринимательских структур, которые остаются слабыми, особенно в производственной сфере.

Российская Федерация должна формировать такую национальную модель рынка и государственного регулирования экономики, которая учитывала бы и исторические реалии, и современный зарубежный опыт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.