Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальной политики в России




Аспекты формирования и развития

Социальная политика в России имеет много особенностей, которые сложились еще в советский период развития страны. Сравнительно высокая доля государственного регулирования и государственного финансирования системы социальной защиты, относительно низкая доля финансовых средств частных благотворителей в этой системе, низкий уровень публичности в определении концепций, целей, задач и методов их реализации в социальной политике – все это во многом оказало влияние на становление современной российской модели социальной политики.

Немаловажное значение на ее формирование оказали и такие факторы, как климатические условия, географическое положение, эконо-мическая специализация регионов, социокультурные особенности национальных образований, мегаполисов, крупных и малых городов населенных пунктов, этническое разнообразие и др. Россия является самой многосубъектной Федерацией в мире. В ее состав входит 83 субъекта, имеющие различный уровень социально-экономического развития, территориальные, культурные различия и т. д., что делает Россию асиммет-ричной Федерацией. Такая асимметрия является причиной сложностей в ведении единой государственной социальной политики, существовании общих социальных стандартов, выполнении государством единого набора социальных функций.

Несмотря на столь существенные различия, государство едино, а зна-чит предполагается выделение сущностных свойств на всем его пространстве и на всех уровнях власти.

На федеральном уровне задается стратегия, разрабатываются основные направления социальной политики, создаются условия для ее осуществления на всех остальных уровнях: формируется нормативная база, регулирующая вопросы функционирования и развития социальной сферы, разрабатываются и утверждаются социальные минимумы и стандарты, вырабатывается стратегия финансирования. Одна из задач общегосударственной социальной политики – формирование единого социального пространства, целью которого является сглаживание межрегиональных различий.

Поскольку развитие социальной сферы носит ярко выраженный территориальный характер, при проведении социальной политики неизбежна относительная региональная самостоятельность. В постсоветский период влияние федерального центра на реализацию социальной политики на местах было незначительным, существенную роль здесь играли региональные власти.

Региональная социальная политика строится на основе потребностей жителей данной территории в соответствии с законодательством субъекта Федерации, которое должно соответствовать нормам и принципам федерального законодательства. Значительные размеры и разнообразие условий ряда регионов приводят к тому, что общерегиональный подход не всегда точно отражает потребности жителей каждого населенного пункта внутри региона.

Муниципальный уровень также играет важнейшую роль в осуществлении социальной политики, поскольку в сфере муниципального управления сосредоточена ответственность за решение повседневных жизнеобеспечивающих задач местного сообщества. Органы местного самоуправления являются наиболее оперативными субъектами социальной политики. Только на этом уровне можно изучить условия жизнедеятельности общества и, следовательно, наиболее полно учитывать потребности индивидов, оказывать адресную помощь. На муниципальном уровне в наибольшей степени возможно проявление самоорганизации, самодеятельности населения, привлечение усилий негосударственных организаций и объединений.

Таким образом, социальная политика на федеральном уровне носит в большей мере рамочный, нормативно-задающий характер. Реальная, конкретная социальная политика осуществляется, как правило, на региональном и муниципальном уровнях. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение.

Развитию социальной политики посвящена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

Стабилизация государственных институтов, становление рыночной экономики обеспечили государству переход от средне- и краткосрочного планирования, что было в период перестройки, к долгосрочному планированию социально-экономической сферы на качественно ином методологическом уровне.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Рос-сийской Федерации на период до 2020 года включает в себя:

– основные направления с учетом вызовов предстоящего периода;

– стратегию достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;

– формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;

– цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;

– цели и приоритеты внешнеэкономической политики;

– параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

В сфере развития человеческого потенциала Концепция предполагает реализацию следующих направлений: демографическая политика и политика народосбережения; развитие здравоохранения; развитие физической культуры и спорта; развитие образования, культуры и средств массовой информации; развитие рынка труда; повышение доступности жилья; развитие социальных институтов и социальная политика; молодежная политика; развитие пенсионной системы; экологическая безопасность экономики и экология человека.

В случае успеха реализация положений Концепции, которая является первым документом в стране такого уровня и масштаба, позволит России в 2015–2020 годах войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности). Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.

 

Приоритетность в социальной политике

Приоритетными социальными группами в аспекте адресной помощи конкретным социальным группам и индивидам являются пенсионеры, инвалиды, дети, молодежь, безработные, «средний класс» и др.

Пенсионеры. Государство устанавливает различные социальные доплаты к пенсии. «Получать эти выплаты, – отмечает В.В. Путин, – должны самые незащищенные граждане, чьи доходы не доходят до про-житочного минимума пенсионера». На выплаты пенсионного обеспечения предполагается направить 10 процентов валового внутреннего продукта страны.

Инвалиды. На начало 2013 года в стране проживает 13,3 миллиона инвалидов, это чуть больше 9 процентов населения. Из них 545 тысяч –дети. К 2016 году 20 процентов школ в России должны быть адаптированы для обучения детей с ограниченными физическими возможностями. На программу помощи инвалидам запланировано направить 47 мил-лиардов рублей. Эти нормы содержатся в программе Правительства Российской Федерации «Доступная среда», рассчитанной на 2011–2015 годы.

Безработные. В 2012 году в среднем численность безработных составляла 6 миллионов человек. Правительство РФ основной упор делает на реализацию программы самозанятости, на которую предусмотрено выделение 11 миллиардов рублей. Суть программы заключается в том, что государство дает 58,8 тысячи рублей предпринимателю, решившему открыть свое дело.

Трудовые коллективы моногородов. В 2009 году значительные средства были направлены на «программу поддержки жителей моногородов, больше всего пострадавших от кризиса.

Малый бизнес и формирующийся средний класс. На Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу в апреле 2009 года В.В. Путин «объявил о налоговых послаблениях предприятиям малого бизнеса». Среди его предложений следует назвать также «доступные кредиты, доступ малого и среднего бизнеса к государственному и муниципальному заказу через электронные аукционы».

Таким образом, реализуя технологии социального планирования и проектирования, институт государства решает несколько важнейших для себя задач:

1. Оптимизирует социальные расходы с учетом реальных возможностей экономики.

2. Выбирает оптимальные социальные группы и объекты для приоритетной государственной поддержки,

3. Внедряет в сферу общественного мнения тезис о пределах и ограниченности ресурса социальной поддержки.

4. Подает в СМИ информацию о своих действиях по решению социальных проблем как оптимальных в сложившихся условиях.

В настоящее время вопросам социальной стандартизации уделяется внимание на федеральном и региональном уровнях управления. Основой законодательной базы в области социальной стандартизации стало принятие законов Российской Федерации «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О минимальном размере оплаты труда», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Это позволило установить такие важные социальные стандарты, как уровень нищеты, бедности, уровень минимальной заработной платы, уровень компенсационных выплат для отдельных категорий населения и т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.