Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективности социальной политики государства




Социальное страхование и социальная помощь как условие

В научной литературе социальное страхование традиционно рассматривается как одна из основных форм социального обеспечения трудящихся в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности и т. п.

Социальное страхование рассматривает социальные виды риска, поскольку его цель – это страховая защита в случаях утраты трудоспособности из-за болезней, старости, несчастного случая или опасности лишиться работы и оказаться безработным. Понятие социального страхового риска – одно из основополагающих в теории социального страхования. В статье 3 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» это понятие определяется как предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Сущность социального риска заключается в утрате заработка или иного трудового дохода, поэтому вряд ли возможно говорить о его наличии у лиц, не имеющих работы и заработка. Социальный риск – риск материальной необеспеченности трудящегося из-за потери возможности участвовать в экономическом процессе.

Видами социальных страховых рисков по государственному социальному страхованию являются:

– временная нетрудоспособность;

– трудовое увечье или профессиональное заболевание;

– материнство;

– необходимость получения санаторно-курортного лечения или оздоровления;

– инвалидность;

– смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Для определения природы риска важны его качественные и количественные характеристики. Только в этом случае можно говорить о социальном страховании, основными признаками которого являются: предварительное выявление и учет риска; коллективная материальная ответственность и солидарность за индивидуальный риск.

Основой социального страхования является формирование целевого страхового фонда денежных средств. Важно отметить, что внебюджетные фонды обязательного социального страхования формируются страховым методом. К этим фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Средства обязательного социального страхования формируются страховым методом. Социальное страхование является формой организации централизованных страховых фондов за счет децентрализованных источников – взносов участников этих фондов.

Внебюджетные фонды социального страхования, по сути, имеют ту же природу, что и фонды обычных страховых организаций, поскольку создаются для защиты имущественных интересов участников этих фондов.

Кардинальное реформирование социального страхования в стране было осуществлено в 90-х годах ХХ века. В этот период законодательным путем была создана новая система обязательного социального страхования Российской Федерации, которая охватывала все основные социальные страховые риски, известные в мировой практике; были приняты важнейшие законодательные акты, выражающие принципы и обеспечивающие функционирование данной общественной сферы; созданы необходимые структуры и финансовые институты в форме особых внебюджетных социальных фондов, организующих практическую реализацию всех предусмотренных видов обязательного социального страхования.

В настоящее время действующая система социального страхования считается страховой в первую очередь по своему названию. Так, в 2001 году был ликвидирован Государственный фонд занятости населения, который осуществлял социальное страхование в связи с безработицей. Отменили страховые отчисления работников в Пенсионный фонд России при повышении ставки подоходного налога с 12 процентов до 13 процентов, а накопленные по этому источнику пенсионные права работников были ликвидированы без сохранения каких-либо обязательств со стороны государства перед застрахованными лицами. Фактически Российская Федерация вернулась к государственному социальному обеспечению по социалистическому типу, однако размер дотаций из государственного бюджета был определен в меньших пропорциях и объ-емах, нежели это было в советское время.

В результате сформировалась такая структура, которая объединила в себе элементы и механизмы социальной помощи, государственного социального обеспечения, социального страхования и личного страхования (накопительная часть пенсии).

К принципиальным недостаткам отечественной системы социальной защиты следует отнести и то, что в ней часто отсутствует реальное разделение институтов социального страхования, социальной помощи и государственного социального обеспечения (рис. 2).

 

 

 

 


Рис. 2. Система управления социальной защиты населения

 

 

Между тем суть социального страхования и социальной помощи принципиально различна.

Социальное страхование в классическом понимании – это система ослабления социального риска от известной опасности, финансируемая совместно участниками процесса общественного производства.

Социальная помощь – это деятельность государственных органов по устранению угрозы снижения уровня жизни любых категорий населения за рамки, определенные обществом в качестве минимально допустимых, путем предоставления денежной или натурально-веществен-ной помощи.

В условиях рыночной экономики помощь неимущим играет самостоятельную роль и это направление социальной деятельности должно существовать параллельно с социальным страхованием.

Социальная помощь имеет общебюджетный характер, предполагающий обеспечение всего круга нуждающихся. Однако социальное страхование должно осуществляться через автономные страховые фонды, формируемые из страховых взносов, выплачиваемых за каждого застрахованного его работодателем, самим страхующимся и органами государственного управления (центральными и местными) из бюджетных средств; круг обеспечиваемых в рамках автономных страховых фондов – застрахованные лица.

На современном этапе хозяйствования действующая система перегружена нестраховыми выплатами и обязательствами, представленными в виде трансфертов из федерального бюджета кругу нуждающихся.

Социальное страхование по своей природе – это особая форма социальной защиты работников, призванная обслуживать социальные риски, компенсировать или замещать человеку утраченный заработок при потере трудоспособности. Попытки возложения на социальное страхование иных функций и задач размывают его основы, фактически превращая в социальное обеспечение.

Актуальным является вопрос об участии в обязательном социальном страховании частных страховых компаний. Сегодня они, а также независимые финансовые управляющие компании в различной степени вовлечены в процессы обязательного социального страхования, в частности в системы как пенсионного, так и обязательного медицинского страхования. В системе общего социального страхования частные страховые компании пока не работают.

Фонды страхования по своему определению должны заниматься страховыми случаями. Одним из таких случаев может стать страхование от безработицы.

Другим направлением модернизации системы социальной защиты является разделение работающего и неработающего населения; формирование для неработающей части государственной системы социального обеспечения и социальной защиты, основанной преимущественно на нестраховых принципах и соответствующих источниках финансирования (налоги, трансферты). Работающее население должно быть вовлечено в эффективную систему обязательного социального страхования, основанную на страховых принципах.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.