Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции и перспективы реализации




социальной политики в России

Сегодня Россия переживает один из самых ответственных этапов в своей истории. Так, Д.А. Медведев в своей статье «Россия, вперед!» четко обозначил современный вектор развития нашей страны, когда главными являются не макроэкономические цифры, не абстрактный рыночный показатель, а уровень жизни людей. Это качественное изменение в отношениях между государством и гражданами.

Важнейшей предпосылкой обеспечения достойной жизни человека служит оптимальное сочетание и функционирование таких базовых институтов, как частная собственность, достойная заработная плата, социальное страхование, публичные блага.

Главное место в социальном регулировании принадлежит именно государству, которое формулирует общую концепцию развития, определяет основные направления социальной политики, обеспечивает ее законодательную и правовую основу.

Социальная политика воплощает в себе гуманистическое начало, предполагающее регулирование отношений в обществе в интересах людей. Социальная политика реализуется при наличии сильной государственной власти (всех ее уровней), общественных институтов согласования интересов субъектов социальных отношений.

Сегодня Россия выбор свой делает в этом направлении. Президент и Правительство РФ справедливо полагают, что именно социальная политика призвана решать проблемы оптимального соотношения экономического развития, сохранения социальных гарантий, смягчения экономических и социальных противоречий, а также обеспечивать достойную жизнь своим гражданам.

Но одно дело провозгласить и обозначить вектор развития страны, и другое дело – обеспечить все это на практике, так как состояние социальной сферы в России, темпы и характер изменений в социальной политике являются пока источником недовольства широких слоев населения и объектом критики со стороны политических партий, институтов и организаций гражданского общества.

Объектами критики выступают объемы и качество предоставляемых услуг, принципы их распределения, социальная и территориальная дифференциация, доступность общественных благ, несоответствие меж-ду реально предоставляемыми и законодательно закрепленными социальными гарантиями и пр.

Таким образом, на формирование социального государства в России и его социальную политику оказывает существенное влияние целый ряд экономических, политических, идеологических и социальных факторов. Эти факторы взаимосвязаны и выступают как комплекс источников и причин, обусловливающих неоднозначность происходящих социально-экономических процессов.

На социальную политику государства оказывают влияние и общемировые экономические процессы. В связи с переходом от общества, базирующегося на общественной собственности и плановой экономике, к частной собственности и рынку, в России одновременно осуществляется и переход к постиндустриальному этапу развития. Совмещение этих двух парадигм общественного развития породило специфические особенности формирования Российской Федерации как социального государства, которое за короткий срок проходит этапы эволюционного процесса по западному образцу на фоне коренной ломки прежних общественных отношений.

Актуализация и обострение проблем социального государства были вызваны также процессами интернационализации, региональной интеграции и глобализации.

К политическим факторам формирования Российской Федерации как социального государства можно отнести изменение отношений меж-ду государством, обществом и индивидами. Со второй половины 1993 года политическая ситуация в России достигла особой остроты. Эти годы можно назвать временем дестабилизации общества и катастрофического нарастания угроз национальной безопасности, когда обстановка в стране требовала срочного безотлагательного принятия радикальных мер, для того чтобы стабилизировать ситуацию, успокоить народ, возродить в нем доверие к власти и надежду на лучшее будущее.

С переходом от командной экономики к рынку в социальной структуре общества произошли серьезные изменения и обнаружились новые формы социального исключения, обусловленные спецификой постсоветского капитализма. Поскольку в России была реализована либеральная модель трансформации, период реформ характеризовался снижением роли государства в социальной политике, в то время как его институциональное значение росло в связи с необходимостью обеспечения более справедливого распределения выгод от развития рыночной экономики в системе социальной стратификации с целью актуализации человеческого потенциала и социального капитала. Так как западные социальные, политические и рыночные институты, несмотря на успехи демократизации, были привнесены на российскую почву формально и мало адаптированы к российским условиям, поэтому, не обладая преимуществами функционирующей капиталистической экономики, одна из основных проблем состояла в создании демократических политических институтов. Однако отсутствие частного предпринимательства, рынка и конкуренции не только приводит к углублению бедности, но и препятствует формированию крайне необходимых форм общественной поддержки для надлежащего функционирования демократических институтов.

Идеологические факторы формирования социального государства в России связаны с внутренним и внешним кризисом современных идеологических доктрин. Существующие модели государства всеобщего благосостояния при всех их недостатках и последствиях перераспределительных процессов в большей степени отвечают критериям социальной справедливости, так как создаваемые ими блага и возможности воспринимаются большинством жителей именно как справедливый тип социальности. По мнению Л.Н. Кибардиной, в сознании людей к настоящему времени сложилось три основных исторически определенных критерия социальной справедливости:

1) уравнительный (добуржуазный);

2) рыночный (объявляющий справедливым распределение доходов по факторам производства);

3) социалистический (основанный на распределении по труду, на равных минимальных гарантиях для всех членов общества).

Социальные факторы, которые влияют на формирование социального государства, – это, с одной стороны, традиционный российский менталитет, и с другой стороны, изменения в социальной структуре, приведшие к дифференциации и поляризации населения. Традиционный российский менталитет способствует сохранению тенденции к социальному иждивенчеству, когда большая часть граждан по-прежнему ориентирована на пассивное ожидание от государства и корпоративных элит определенных мер по поддержанию уровня жизни. Такие ожидания определены исторически и воспринимаются как естественные, социально справедливые, объективно соответствующие стандартам экономического поведения, потребностям, интересам большей части членов данного общества.

Немаловажным является и степень интеграции ценностей и норм в систему социально-экономических отношений производства и распределения общественных благ. Специфика такой интеграции определяется тем, что основные ценностные ориентации формируются бизнес-слоем, чьи воззрения детерминированы утилитарными принципами экономической эффективности, что в свою очередь выступает барьером на пути социального развития и обусловливает автономность и противопоставление социальных и рыночных ценностей. Вместе с тем существующие социальные ценности накладывают на рынок ограничения и определяют параметры его функционирования, а сам рынок предопределяет возможный объем социальных ценностей.

«Современное социальное государство – это не раздувшийся советский собес и не спецраспределитель с неба свалившихся благ. Это сложная, сбалансированная система экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой зависит от качества труда и уровня подготовки каждого из нас», – отметил премьер-министр Д.А. Медведев.

Но, несмотря на то, что глобальный финансово-экономический кризис обострил социальные проблемы, государство, тем не менее, за последний кризисный год в сфере социальной политики сделало немало: повышены пенсии, введены гарантии по банковским вкладам, наводится порядок с ценами на лекарства, открыт доступ к материнскому капиталу, решается проблема с получением жилья для военнослужащих и т. д.

Экономический кризис еще далек от завершения. Как заметил Д.А. Медведев, неэффективная экономика, полусоветская социальная сфера, неокрепшая демократия, негативные демографические тенденции, нестабильный Кавказ – очень большие проблемы на сегодняшний день, но в будущее следует смотреть с оптимизмом: «Финансовый кризис, безусловно, осложняет, но не дезавуирует процесс становления социального государства в России».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.