Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социального государства




ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Т е м а 3

 

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Выдающийся экономист современности, автор фундаментального учебника «Экономика» П. Самуэльсон видит экономическую роль государства в исполнении им трех основных функций: обеспечение эффективности экономической системы, ее справедливости и стабильности.

Взгляды современных экономистов на роль государства в рыночной экономике в основном исходят из концепции А. Смита, который рассматривал государство прежде всего как защитника и гаранта прав собственности и целостности национального суверенитета, законности, правопорядка, стабильности национальной валюты. Однако реализация этих функций не может обеспечить эффективного функционирования рынка и непосредственно не влияет на экономические результаты.

Опыт экономического развития свидетельствует о необходимости создания институциональной основы, которая закрепит необходимые условия для рыночных агентов.

Глубокий перелом в стратегии государств в рыночных экономиках наступил в начале XX столетия. Доля государственных расходов в национальном продукте развитых стран с рыночной экономикой (Бельгия, Германия, Италия, Канада, Норвегия, США, Австрия, Франция, Великобритания, Швеция, Швейцария, Испания, Япония) неуклонно росла (с 10 процентов в 1914 году до 47 процентов в 1995 году).

Рыночный механизм не способен сдвинуть экономику в сторону равновесия. Это возможно только путем создания надлежащих условий, определения внешних эффектов и организации перераспределения доходов через механизм государственного бюджета.

Механизм свободного рынка позволяет удовлетворить только те потребности, которые выражаются через спрос. Однако есть и другие потребности, например, в товарах и услугах коллективного пользования (национальная оборона, государственное управление, государственные коммуникации), так называемых общественных товарах, которые имеют региональную структуру.

Опыт стран с развитыми рыночными экономиками свидетельствует о том, что современный конкурентный рынок не может нормально функционировать без государственного вмешательства. Государство берет на себя ответственность за правильную организацию денежного обращения, частичное удовлетворение коллективных потребностей людей, выплату компенсаций, ликвидацию и предупреждение негативных воздействий рынка.

Механизм рынка не всегда дает обществу нужные результаты. Рынок признает единственный справедливый вариант распределения доходов, полученных благодаря участию в конкуренции на нем товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Вне влияния рынка остаются сферы образования, фундаментальной науки, государственного управления, а также граждане, которые не принимают участия в производстве товаров или оказании услуг, а выступают лишь как потребители (инвалиды, дети, люди пожилого возраста).

Рыночный механизм не гарантирует реализации права человека на стандарт благосостояния, который мог бы обеспечить ему нормальное существование независимо от форм и результатов деятельности. В связи с этим необходимо вмешательство государства в перераспределение доходов.

Механизм рынка не обеспечивает соблюдение и других прав человека, в частности, права на труд для тех, кто хочет и может работать. Характерные для рынка длительные безработицы в структурной, региональной, технологической, скрытой и других формах ставят перед государством немало сложных проблем. Поэтому долгом его становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания занятости, сокращения безработицы, материального обеспечения неработающих слоев населения, установления минимального уровня оплаты труда.

Стимулируя эффективное использование результатов научно-технического прогресса, рыночный механизм не в состоянии самостоятельно обеспечить стратегические направления развития науки и техники, глубокие структурные изменения в производстве. Рынок не дает эффекта в ситуациях, когда есть необходимость осуществления крупных инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости, высоким риском и неопределенностью по норме прибыли. Речь идет о фундаментальной науке, о капиталовложениях в новые отрасли по выпуску продукции, спрос на которую сложно спрогнозировать, о расходах на космические, природоохранные программы и т. д. Без государственного вмешательства их решение станет невозможным.

Рынок не может решить и многочисленные региональные проблемы, которые возникают под влиянием исторических, национальных, демографических и других факторов. Для их решения нужна региональная политика государства.

Таковы в общих чертах направления государственного вмешательства в рыночную экономику. Если государство стремится расширить сферу своего влияния, то это приводит к деформации рыночных процессов, снижению эффективности производства. Через некоторое время это вызывает необходимость в разгосударствлении экономики и ликвидации необоснованных функций государства.

Опыт разгосударствления, накопленный в последние годы различными странами мира, дает возможность определить основные тенденции этого процесса и установить главное, поскольку при разгосударствлени государство не уменьшает своего влияния на экономику, а лишь меняет форму вмешательства с учетом требований времени и своего социально-экономического состояния. На практике сформировались в основном четыре способа разгосударствления.

Первый способ разгосударствления – либерализация рынка путем отмены препятствий по доступу на него новых конкурентов, стимулирование диверсификации производства и продаж.

Второй способ разгосударствления – стимулирование и расширение сферы деятельности смешанных предприятий с помощью льготного налогообложения, особого режима кредитования.

Третий способ разгосударствления – постепенная ликвидация нерыночной обстановки, в которой работают предприятия государственного сектора, за счет сокращения бюджетных ассигнований, отказа от списания банковской задолженности, отмены налоговых льгот и др.

Четвертый способразгосударствления – денационализация собственности. Приватизация рассматривается как один из многих вариантов денационализации.

В реальной жизни наблюдается одновременное применение различных способов разгосударствления, однако преобладают первый и чет-вертый способы.

Опыт развитых стран мира свидетельствует о том, что любое государство выполняет политическую, международную, социальную и экономическую функции. Все функции взаимосвязаны, но экономическая функция является основной, поскольку от нее зависит эффективность реализации всех других. Экономически целесообразными функциями государства в условиях рыночного хозяйствования являются:

– разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства (речь идет о правовой основе предпринимательства, налогообложении, банковской деятельности и др.);

– обеспечение условий для нормального функционирования рыночного механизма (в странах применяется регулярная демонополизация экономики, эффективные антиинфляционные меры, поддержка финансовой системы);

– обеспечение экономики необходимым количеством денег;

– осуществление денежно-кредитной политики;

– обеспечение граждан общественными товарами;

– формирование информационной инфраструктуры рынка;

– обеспечение распределения и перераспределения доходов.

Государство выполняет свои функции, используя разнообразные формы и методы воздействия на экономику. Специалисты по вопросам государственного регулирования экономики выделяют четыре основные причины систематических неудач государства в достижении поставленных целей:

– ограниченность информации правительства;

– ограниченные возможности правительственного контроля по результатам деятельности правительства;

– ограниченность влияния правительства на бюрократические учреждения;

– ограничения, обусловленные политическими процессами.

Ограниченность информации предопределяется тем, что последствия многих видов деятельности органов законодательной и исполнительной власти являются сложными, взаимосвязанными и труднопрогнозируемыми.

Во многих случаях неспособность воплотить намерения связана не с умышленными действиями, а с результатом неоднозначности подходов к решению поставленных задач.

Ограничения, обусловленные политическими процессами, заключаются в том, что государственные решения принимаются группой выборных представителей. Принимая хозяйственные решения, они должны учитывать множество условий, которые отражают интересы отдельных общественных групп и подчас могут противоречить государственным интересам и интересам гражданского общества.

Учет пожеланий избирателей, поиск компромиссов, путей согласования очень часто приводят к затягиванию процесса принятия решения. Приходится учитывать и международную политическую ситуацию, которая в отдельных случаях отрицательно влияет на хозяйственные решения и действия.

Реформирование системы государственного регулирования экономики в России основывается на следующих принципах:

– принцип разумной достаточности (государство реализует только те функции, которые не могут выполнять другие звенья хозяйственной системы вследствие их ограниченной компетенции и недостаточных ресурсов);

– принцип адекватности (система государственных регуляторов экономики должна отражать реальное состояние социально-экономи-ческого развития).

Государство, прежде чем осуществлять свои важнейшие функции – регулирование социально-экономических процессов, исправление недостатков рыночного хозяйствования, осуществление перераспределения доходов, формирует свою экономическую политику.

Экономическая политика государства – это формирование системы социально-экономических целей развития страны, основных задач, направлений и средств их достижения.

Экономическая политика не определяет количественные показатели развития экономики, а лишь формирует ее фундаментальные направления, которых следует неукоснительно придерживаться.

Экономическая политика государства реализуется в форме антициклической (антикризисной), структурной, инвестиционной, амортизационной, научно-технической, ценовой, фискальной, внешнеэкономической, социальной, экологической, региональной политики.

Антициклическая (антикризисная) полит ика направлена на поддержку определенных стабильных темпов экономического роста (регулирование макроэкономической конъюнктуры).

Структурная политика предусматривает формирование современной структуры национальной экономики.

Инвестиционная политика регулирует капиталовложения для структурной перестройки экономики, технического и технологического обновления и модернизации.

Амортизационная политика призвана поощрять накопление капитала, который станет основой расширения и обновления производства.

Научно-техническая политика направлена на развитие науки, техники, обеспечение стратегических научно-технических разработок.

Ценовая политика обеспечивает механизмы воздействия государства на цены и ценообразование, формирует ценовую стратегию и тактику.

Фискальная политика (в первую очередь, финансовая) определяет механизмы частичного изъятия доходов субъектов хозяйствования для формирования государственного бюджета.

Внешнеэкономическая политика регулирует различные аспекты внешней торговли, осуществляет контроль за передвижением капиталов, рабочей силы, поддержку отечественного производителя за рубежом.

Социальная политика сосредоточивается на создании необходимых условий жизни всех членов общества, обеспечении социальных гарантий и эффективной занятости населения, формировании отношений между социальными группами на основе равных возможностей.

Экологическая политика направлена на обеспечение экологического равновесия, охрану окружающей среды создание безопасных условий жизни.

Региональная политика обеспечивает сбалансированное и комплексное развитие отдельных территорий страны, исходя из общегосударственных и региональных интересов.

Осуществляя экономическую политику, следует учитывать объективное действие экономических законов на макро- и микроэкономическом уровнях. Научное обоснование необходимо для того, чтобы формирование экономической политики не зависело от субъективных действий и намерений, а вытекало и подчинялось требованиям рыночных отношений, учитывало экономическую свободу.

Государство выводит часть предприятий из-под контроля рынка с целью повышения эффективности национальной экономики в целом.

В основном государство занимается производством товаров об-щественного и индивидуального потребления и предоставляет услуги в таких сферах, как почтовая связь, электроэнергетика, железнодорожное сообщение, управление земельными и природными ресурсами и пр.

Во многих из этих сфер, наряду с частным, существует и государственное производство. Обзор научных экономических, правовых источников свидетельствует о разной степени государственной собственности в различных отраслях разных стран мира. Участие государства в производстве в США, Японии значительно меньше, чем в большинстве европейских стран.

Механизм государственных заказов и государственных контрактов используется как метод прямого воздействия государства на субъекты рынка.

В общепринятом понимании государственные заказы – это перечень и состав необходимой государству продукции (работ, услуг), ее размещение для производства среди предприятий различных форм собственности, финансирование, контроль за выполнением, организация конкурсных торгов (тендеров) и др.

Государственный заказ как важный инструмент государственного регулирования экономики выполняет следующие функции:

– обеспечение первоочередных государственных и специальных потребностей в важнейших видах продукции (работ, услуг);

– формирование необходимых пропорций социально-экономичес-кого развития производства;

– обеспечение выполнения принятых законодательных актов и государственных программ;

– обеспечение функционирования систем, которые гарантируют надлежащий жизненный уровень населения и его экологическую безопасность;

– формирование государственных резервов и запасов;

– выполнение международных соглашений по вопросам экономического и научно-технического сотрудничества;

– удовлетворение потребностей обороны и пр.

Государственные контракты заключаются в промышленности на конечный продукт потребления; в капитальном строительстве – на законченные комплексы производственно-технического и социально-культурного назначения; в сельском хозяйстве – на продовольственные товары и сырье.

Квотирование как средство государственного регулирования экономики вводится государством с целью прямого установления предприятиям-монополистам их доли в производстве, сбыте, экспорте, импорте товаров. Квота определяет долю участника в капитале, в лимитах возможных кредитов. В межправительственных соглашениях применяется система квот на экспорт и импорт, которая ограничивает вывоз и ввоз товаров на определенный срок. В конкретном случае она призвана способствовать наиболее эффективному и экономному использованию иностранной валюты, защите собственного производства, сохранению уровня занятости населения.

Система норм и стандартов регулирует отношения в сферах труда, качества продукции, охраны окружающей среды, социальной защиты населения через установление уровня требований относительно их состояния.

К основным нормам, которыми государство регулирует различные сферы деятельности, следует отнести нормы и нормативы затрат времени, нормативы обслуживания рабочих мест, нормы расхода материалов, сырья, энергии, нормативы технических отходов, запасов, нормы амортизации, капитальных вложений, нормы вредных воздействий на окружающую среду и т. д.

Отечественная и мировая практика хозяйствования свидетельствует, что чрезмерное применение административных методов негативно сказывается на экономике – сужает экономическую свободу, активизирует нелегальную экономику. Однако административные методы вредны не сами по себе, а только тогда, когда не имеют под собой надлежащей экономической основы.

Среди средств экономического регулирования экономики важное место занимает ценовая политика. В период функционирования административно-командной системы управления государство осуществляло контроль за оптовыми и розничными ценами, обеспечивало их стабильность. При переходе к рыночным отношениям ценовая политика государства направлена на ликвидацию ценовых деформаций, обеспечение реального сближения национальных и мировых цен путем поэтапной, контролируемой государством либерализации цен, постепенного перехода к свободному ценообразованию. Этой цели можно достичь методами прямого и косвенного воздействия. Прямой государственный контроль за ценами осуществляется в отдельных случаях для защиты потребителей от монополистов, от недобросовестной конкуренции, для стимулирования выпуска социально значимых товаров (работ, услуг). Это касается цен на энергоносители, топливо, коммунальные услуги, транспорт. В роли средств косвенного воздействия государства на ценообразование выступают: установление предельных уровней рентабельности на отдельные виды продукции (работ, услуг), контроль за составом затрат на изготовление продукции, валютная стабилизация, стимулирование личных накоплений.

Важными средствами экономического регулирования рынка являются таможенные рычаги и регуляторы. Они определяют процесс перемещения товарно-материальных ценностей и капиталов через таможенные границы РФ, обеспечивая при этом защиту национальных интересов и хозяйственное равновесие.

Специфическими средствами государственного влияния на экономику выступают экономическое прогнозирование, программирование, планирование. Они охватывают меры информирования, воспитания, разъяснения и популяризации целей и задач экономической политики государства и регионов. Эффективность средств зависит от организации этих видов работ и доверия (доверительного отношения) к ним общественности.

Социальное рыночное хозяйство как реальная цель




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.