КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Порядок выполнения курсовой работы
Оформление курсовой работы Текстовая часть выполняется рукописным или печатным способом на листах формата А4 в объеме 15-20 страниц. Графическая часть в объеме одного листа ватмана формата А1 выполняется в карандаше и включает схему смазки автомобиля с указанием номера позиций, проставленных на химмотологической карте. Расшифровка позиций проводится на чертеже в соответствии с таблицей 3. Необходимо внимательно изучить задание на курсовую работу. В соответствии с заданием каждому студенту дан автомобильный парк, в состав которого входят легковые, бортовые грузовые автомобили или автопоезда, автобусы, самосвалы, а также специальные и специализированные автомобили. Для каждой марки автомобиля задается базовая линейная норма расхода топлива на пробег – Нs, л/100км или м3 /100км. В зависимости от типа автомобилей и условий эксплуатации студент назначает годовой пробег дается среднегодовым пробегом S, км. Поскольку нормы расхода топлив составлены для средних условий эксплуатации, применительно к местным условиям рассчитывают обобщенный поправочный коэффициент Д, учитывающий эксплуатационные и природно-климатические факторы путем введения надбавок, устанавливаемых в процентах к основной норме. При необходимости одновременного применения нескольких надбавок норму расхода устанавливают с учетом их суммы. При расчете расхода топлива для грузовых автомобилей необходимо учитывать такие факторы как: часовой расход топлива (л/час), продолжительность движения в течение смены (час) с грузом (без груза) и длительность остановки, а также факторы, способствующие снижению расхода ГСМ: разработка рациональных маршрутов движения, использование прицепов и полуприцепов для увеличения грузоподъемности. В то же время расход топлива возрастает при перегрузке автомобиля, т.к. ухудшается его разгон и больше времени затрачивается на движение а/м на низших передачах. Следует иметь в виду, что движение автомобиля без нагрузки также связано с перерасходом топлива, так при пустом багажнике расход топлива увеличивается до 3 %, а при пустом прицепе до 7 %. Групповые нормы расхода топлив рассчитываются раздельно для автомобилей с карбюраторными и дизельными двигателями, а также для автомобилей, работающих на сжатых природных газах (СНГ) и сжиженных нефтяных газах (ГСН). Причем, желательно также указать расход топлив по маркам. Расход масел планируют в литрах, а смазки - в килограммах на 100л общего расхода топлива. При составлении заявки на смазочные материалы, т.е. при определении общего количества смазочных материалов, обязательно проводят разбивку по сортам и маркам масел. Это, в первую очередь, касается моторных масел, марки которых выбирают в зависимости от типа и степени форсирования двигателя, а количество рассчитывают, зная норму расхода масла на 100л топлива (таблица 16) и величину расхода топлива для исследуемой группы автомобилей. Необходимость дифференцирования трансмиссионных масел возникает в случае применения различных марок в коробках передач, ведущих мостах, рулевых механизмах. Считают, что на коробки передач приходится 40 % от планируемого общего расхода трансмиссионных масел, на ведущие мосты-40 %, на механизмы рулевых управлений-20 %. Для автомобилей с гидроусилителем руля трансмиссионные масла на рулевое управление не используются. Распределение их по агрегатам таково: на КПП-50 %, на ведущие мосты-50 %. Общий расход пластичных смазок ориентировочно распределяется в процентах от планируемого следующим образом: · тугоплавкие смазки (типа литол-24) – 30 %; · среднеплавкие (типа солидол С) – 60 %; · специальные (ЦИАТИМ-201, №158) – 7 %; · консервационные (например, вазелин технический) – 3 %. После выполнения расчетов планируемого расхода смазочных материалов, уточнения расхода по нормам, заполняется итоговая таблица, которая является основанием для подачи заявки на получение горюче- смазочных материалов. Выполнение химмотологической карты и карты смазки начинается с изучения конструкции автомобиля, особенностей его агрегатов, сборочных единиц и их эксплуатационных условий. Для этого вначале заполняется таблица 2.1 ''Конструктивные и эксплуатационные условия и особенности агрегатов (сборочных единиц) автомобиля. Химмотологическая карта выполняется в виде таблицы 1.1 в соответствии с действующей на автомобильном транспорте документацией. Т а б л и ц а 2.1 - Конструктивные и эксплуатационные условия и особенности агрегатов (сборочных единиц) автомобиля
В таблице 2.1 перечисляются узлы, агрегаты, системы: двигатель, трансмиссия, рулевое управление, тормозная система и т.д., указываются применяемые в них различные эксплуатационные материалы, периодичность замены масел, смазок, технических жидкостей. В примечании дается краткое обоснование выбора того или иного эксплуатационного материала для данной сборочной единицы. Схема смазки автомобиля состоит из контура ходовой части автомобиля (вид сверху) с наложенными на него агрегатами и узлами. Позиции на схеме смазки должны соответствовать номерам позиций на химмотологической карте. Схема смазки в виде ксерокопии или выполненная на кальке формата А4 прилагается в пояснительной записке к химмотологической карте. Схема смазки, выполненная на ватмане А1, сопровождается таблицей химмотологической карты.
3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Расход топлива и смазочных материалов на автомобиле бывает неоправданно высок. Это обусловлено целым рядом факторов: · несоответствием применяемых топлив, масел и смазок конструктивным особенностям автомобиля и условиям его эксплуатации; · техническим состоянием автомобиля и прежде всего топливной аппаратуры; · мастерством вождения автомобиля; · потерей топлива в результате проливов, утечек, испарения. По статистическим данным причины перерасхода топлива распределяются по значимости следующим образом: · Движение на низших передачах 50 % · Дорожные условия 30-40 % · Одна – две неработающие свечи 25-40 % · Низкая квалификация водителя 15-20 % · Нарушение регулировок системы питания и приборов, а также их неисправности 10-20 % · Нарушение теплового режима работы двигателя 8-12 % · Неправильная регулировка зазора между контактами прерывателя-распределителя <10 % Помимо чисто технических причин важную роль играют организационно-технические мероприятия по экономии горюче-смазочных материалов (ГСМ). Организационные мероприятия включают: · Повышение грузоподъемности подвижного состава, например, за счет применения прицепов. · Выбор рациональных маршрутов. · Совершенствование методов нормирования, учета и анализа расхода топлива. Технические мероприятия включают: · Повышение технической готовности автомобилей · Совершенствование контроля технического состояния автомобиля · Применение технических средств контроля и управления расходом топлива · Контроль качества применяемого топлива и смазочных материалов · Качество топлив и смазочных материалов существенно влияет на их расход. Повышение расхода бензина на 5 – 10 % наиболее часто вызывает: · Увеличение или уменьшение по сравнению с требуемым октановым числом (т.е. несоответствие марки бензина степени форсированности двигателя). · Утяжеление фракционного состава (при доливании в бензин дизтоплива).
· Увеличение содержания фактических смол (при нарушении условий хранения топлив– повышении температуры окружающей среды, увеличение времени хранения). Расход дизельного топлива возрастает на 10-15 % при изменении следующих параметров качества: · Увеличение содержания серы. · Увеличение или снижение вязкости по сравнению с требуемой. · Повышение температуры и застывания. Таким образом расход топлив можно контролировать, соблюдая сохранение их эксплуатационных свойств. Кроме того, на расход топлив оказывает влияние качество применяемых масел. Применение загущенных (всесезонных) масел при низкой температуре позволяет не только экономить до 3-5 % топлива, но и снизить расход масла на 20-35 %. Экономию расхода масел можно осуществлять как путем применения синтетических и полусинтетических масел, так и в увеличении сроков смены масла. Замена масла по его фактическому состоянию возможна при регулярном контроле качества масла экспрессными методами по ряду таких браковочных показателей работавших масел, как вязкость, диспергирующие свойства, щелочное число и т.д. Значительным резервом экономии масел является их сбор, регенерация и дальнейшее использование
4 НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ С 24 марта 2008 года вступили в силу Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных и материалов на автомобильном транспорте», утвержденные распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 года №АМ-23-р (далее по тексту – Нормы расхода ГСМ). Новые нормы расхода ГСМ обязательны для всех предприятий и индивидуальных предпринимателей независимо от вида их основной деятельности. Норма расхода торплив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д. При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
4.1 Нормы расхода топлив на автомобильном транспорте Для каждой марки, модели и модификации эксплуатируемых автомобилей устанавливаются нормы расхода топлив, которые соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта. Причем, нормы включают только расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса, а расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок в состав норм не включаются и устанавливаются отдельно. Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм: - базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии; - транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы: автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров; самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5); - транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа - до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения». Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза. Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном пособии. Нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях: - для бензиновых и дизельных автомобилей – в литрах бензина или дизельного топлива; - для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ) -в литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует «1,32 л СНГ, не более (рекомендуемая норма в пределах 1,22+-0,10 л СНГ к 1л бензина, в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси); - для автомобилей, работающих на сжатом (компримированном) природном газе (СПГ) - в нормальных метрах кубических СПГ, из расчета 1 л бензина соответствует 1+- 0,1 куб. м СПГ (в зависимости от свойств природного газа); - для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м, с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации). Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов, (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации). Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях: · Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны – от 5 % до 20 %. Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в таблице 4.1
· Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города и поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря: - от 300 до 800 метров – до 5 % (нижнегорье); - от 801 до 2000 метров до 10 % (среднегорье); - от 2001 до 3000 метров – до 15 % (высокогорье); - и свыше 3000 метров – до 20 % (высокогорье). · Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (т.е. на 100 км пути около 500) – до 10 %, на дорогах общего пользования 1V и V категорий - до 30%. · Работа автотранспорта в городах с населением: свыше 3,0 миллионов человек – до 25 %; от 1,0 до 3,0 миллионов человек – до 20 %; от 250 тысяч до 1,0 миллиона человек – до 15 %; от 100 до 250 тысяч человек – до 10 %; до 100 тыс. человек в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров и других знаков дорожного движения) – до 5 %. · Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой грузов, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на один километр пробега, при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) – до 10 %. · Перевозка нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движение в колоннах и при сопровождении, и других подобных случаях - с пониженной средней скоростью движения автомобилей 20 – 40 км/ч – до 15 %, с пониженной средней скоростью ниже 20 км/ч – до 35 %. · При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта, (пробег определяется производителем техники) – до 10 %. При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной – до 10%; при перегоне – буксировке автомобилей в спаренном состоянии – до 15%; при перегоне – буксировке в строенном состоянии – до 20%. · Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км – до 5%; более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км – до 10%. · При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов т.п. без учета массы перевозимого груза, при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятий – до 10 %. · При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.п.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. – до 20 %. · При работе в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категории: для АТС в снаряженном состоянии без груза – до 20 %, для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля – до 40 %. · При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог 1, 11, и 111 категорий – до 35 %, для дорог 1V и V категорий – до 50 %. · При учебной езде на дорогах общего пользования – до 20 %; при учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом – до 40%. · При использовании кондиционера или установки «климат-контроль» при движении автомобиля – до 7 % от базовой нормы. · При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем – до 10% от базовой нормы. · При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем – до 10% от базовой нормы за один час простоя. В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5оС) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем – до 10% от базовой нормы. Допускается на основании приказа руководителя предприятия или распоряжения руководства местной администрации: - на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличить нормативный расход топлива до 1,0 % от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах); - для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливать базовую норму расхода топлива в тех же размерах, что и для базовой модели; - для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных выше конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода топлив могут определяться: · на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета до 2 л/100 км для автомобилей с бензиновыми двигателями, из расчета до 1,3 л/100 км – с дизельными двигателями, из расчета до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на сжиженном газе, из расчета до 2 куб.м/100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном газе; при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 куб м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива, из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля. Норма расхода топлива может снижаться. При работе на дорогах общего пользования I, II, и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) – до 15 %. В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне, вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок. В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина и дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях: - для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий – до 5 л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль; - для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля – до 20 л жидкого топлива в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки. - на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, - до 25 % от общего расхода топлива на указанных маршрутах. Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых автомобилей. Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного, природного и климатического характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т.п., в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов (надбавок) к нормам расхода топлива по распоряжению руководителей местных администраций регионов, и других ведомств – при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России. В таблице 4.1 приведены значения зимних надбавок к нормам расхода топлив в регионах России в зависимости от климатическим районам. Таблица 4.1 – Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлив по регионам России в зависимости от климатических районов
4.1.1 Л е г к о в ы е а в т о м о б и л и Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле: QH= 0,01·HS·S·(1 + 0,01·D), (4.1) где QH- нормативный расход топлив, л; HS- базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км; S - пробег автомобиля, км., в расчетах принять 10000-20000 км; D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в %. Т а б л и ц а 4.2 - Нормы расхода топлив для легковых автомобилей
Примечание: ВАЗ-2110 – марка двигателя; 4L – число и расположение цилиндров, L – рядное, V – образное; 1,499 – рабочий объем двигателя; 73 – мощность двигателя, л.с.;5М – количество передач, М – механическая, А – автоматическая. 4.1.2 А в т о б у с ы Для автобусов нормативное значение расхода топлив определяется аналогично легковым автомобилям. В случае использования на автобусе в зимнее время штатных независимых отопителей расход топлива на работу отопителя учитывается в общем нормируемом расходе топлив следующим образом: QH= 0,01·HS·S·(1 + 0.01·D) + HОТ·T, (4.2) где: QH- нормативный расход топлив, литры или куб. метры; HS- базовая норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км или куб. м/100 км с учетом нормируемой по классу и назначению авто- буса загрузкой пассажиров; S - пробег автобуса, км. (в расчетах принять 15000-25000км); HОТ - норма расхода топлива на работу отопителя, л/ч; T - время работы автомобиля с включенным отопителем, ч; D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в %. Т а б л и ц а 4.3 - Нормы расхода топлив для автобусов
Нормы расхода топлива на работу отопителей указаны в таблице 4.4.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |