Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор марки трансмиссионного масла




Трансмиссионные масла предназначены для применения в узлах трения агрегатов трансмиссий легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, тепловозов, дорожно-строительных и других машин, а также в различных зубчатых редукторах и червячных передачах промышленного оборудования.

Трансмиссионные масла работают в режимах высоких скоростей скольжения, давлений и широком диапазоне температур.

Трансмиссионные масла применяются в механических коробках передач (МКП), раздаточных коробках, ведущих мостах, то есть в тех агрегатах, в которых крутящий момент двигателя передается зубчатыми колесами. К тому же эти масла используются в гидромеханических передачах — гидроусилителях рулевого управления (ГУР) и автоматических коробках передач (АКП).

Функции трансмиссионных масел:

▪ предохранение поверхностей трения от износа, заедания, питтинга и других повреждений;

▪ снижение до минимума потерь энергии на трение;

▪ отвод тепла от поверхностей трения;

▪ снижение шума и вибрации зубчатых колес, уменьшение ударных нагрузок;

▪ масла не должны быть токсичными.

Необходимые характеристики трансмиссионных масел:

-противозадирные, противоизносные и противопиттинговые свойства;

- высокая антиокислительная стабильность;

-хорошие вязкостно-температурные свойства;

- отсутствие коррозионного воздействия на детали трансмиссии;

- хорошие защитные свойства при контакте с водой;

- совместимостью с резиновыми уплотнениями;

- хорошие антипенные свойства;

- высокая физическая стабильность в условиях длительного хранения.

Как и моторные, трансмиссионные масла классифицируют по вязкости и по уровню эксплуатационных свойств.

Отечественная классификация трансмиссионных масел отражена в ГОСТ 17479.2-85. (таблица 5.18 и 5.19).

 

Таблица 5.18— Классификация трансмиссионных масел по вязкости по ГОСТ 17479.2-85

Класс вязкости Кинематическая вязкость при температуре 100°С,мм2/с(сСт) Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па х с, °С, не выше
  6,00-10,99 -35
  11,00-13,99 -26
  14,00-24,99 -18
  25,00-41,00 -

 

Таблица 5.19— Классификация трансмиссионных масел в зависимости от эксплуатационных свойств по ГОСТ 17479.2-85

Группа масел по эксплуатационным свойствам Состав масла Рекомендуемая область применения
  Минеральные масла без присадок Цилиндрические, конические червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 Мпа и температуре масла в объеме до 90°С
  Минеральные масла с противоизносными присадками То же, при контактных напряжениях до 2100 Мпа и температуре масла в объеме 130°С
  Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 Мпа и температуре масла до 150°С
  Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности Циллиндрические, спирально-конические м гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 Мпа и температуре масла в объеме до 150 °С
  Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 Мпа и температуре масла до150°С

Т аблица 5.20. Рекомендации по применению отечественных трансмиссионных масел

Марка масла Возможные заменители Тип масла, рекомендуемая область применения
ТМ-2-18 ТМ-3-18 Прямозубые и червячные передачи; всесезонное, работоспособно до -20˚С
ТМ-3-18 ТМ-5-12В, ТМ-5-12рк Прямозубые, спирально-конические и червячные передачи; всесезонное, работоспособно до -25˚С
ТМ-3-9 ТМ-5-12В, ТМ-5-12рк В агрегатах трансмиссии автомобилей при температуре воздуха до -45˚С; всесезонное для северных районов, зимний сорт для северной полосы
ТМ-5-12 - Всесезонные для холодной климатической зоны и зимнее для средней полосы. Масло универсальное. Температурный диапазон работоспособности масла от -40˚С до 140˚С
ТМ-4-18 ТМ-5-18, ТМ-5-12В, ТМ-5-12рк Гипоидные передачи грузовых автомобилей, всесезонное для умеренной климатической зоны, работоспособно до -30˚С
ТМ-5-18 ТМ-5-12В, ТМ-5-12рк Агрегаты трансмиссии с гипоидными передачами, коробки передач и рулевое управление легковых автомобилей; всесезонное, работоспособно до -30˚С
ТМ-4-9 ТМ-5-12В, ТМ-5-12рк Агрегаты трансмиссии автотракторной техники, в том числе с гипоидными главными передачами при эксплуатации в холодной климатической зоне до температуры -50˚С

Таблица 5.19- Характеристика отечественных трансмиссионных масел ГОСТ 17479.2-85

Наименование показателей Общего назначения для цилиндрических, конических, спирально-конических и червячных передач Универсальные Для гипоидных передач грузовых автомобилей
ТМ-2-18 ТМ-3-9 ТМ-3-18 ТМ-3-18 ТМ-5-18 ТМ-5-12 ТМ-4-18 ТМ-4-9
Вязкость кинематическая, мм2/с: при 100˚С при 50˚С Не менее 15 130-140 Не менее 10 - 14-16 130-140 Не менее 15 95-105 Не менее 17,5 110-120 Не менее 17,5 - Не менее 14 95-105 9 35-40
Индекс вязкости, не менее                
Температура вспышки, ˚С, не ниже           -    
Температура застывания, ˚С, не выше -18 -40 -20 -25 -25 -40 -50 -20
Эксплуатация при температуре, ˚С, не ниже -25 - -25 - -30 - -30 -50  
Содержание активных элементов, %: кальций фосфор цинк хлор сера суммарное - 0,06 0,05 - - 0,11 - - - - - - - - - - - - - - - - 1,2-1,9 1,2-1,9 - 0,1 - - 2,7-3,0 2,8-3,1 - 0,1 - - 2,4-3,0 2,5-3,1 - - - 0,5 - 0,5 - - - 2,8 - 2,8
Класс вязкости по SAE   75W       80W/85 90W 75W
Класс вязкости по API GL-2 GL-4 GL-4 GL-4 GL-5 GL-5 GL-4 GL-4

Характеристики трансмиссионных масел класса вязкости 9

Моторно-трансмиссионное масло МТ-8п (ТУ 38.101277-85) - используется как трансмиссионное в планетарных передачах гусеничных машин, а также в системе гидроуправления некоторых специальных машин.

Масло ТСзп-8 (ТУ 38.1011280-89) - предназначено для смазывания агрегатов трансмиссий, имеющих планетарные редукторы коробок передач, и некоторых систем гидроуправления мобильных транспортных средств.

Масло ТСз-9гип (ТУ 38.1011238-89) - работоспособно в широком интервале температур от -50 до +120 °С в различных автомобильных трансмиссиях, включая и гипоидные передачи.

Масло ТСп-10 (ГОСТ 23652-79) - пименяется всесезонно в Северных районах и как зимнее в средних климатических зонах для смазывания прямозубых, спирально-конических и червячных передач, работающих при контактных напряжениях до 1500-2000 МПа и температурах масла в объеме до 100-110 °C.

 

Характеристики трансмиссионных масел класса вязкости 18

 

Показатели

ТЭп-15

ТСп-15К

ТАп-15В

ТСп-14гип ТАД-17и

 

 

Область применения охватывает все грузовые и легковые автомобили, тракторы, дорожно-строительные машины и другие виды мобильной техники, а также некоторые виды тяжелых редукторов промышленного оборудования.

Масло ТЭп-15 (ГОСТ 23652-79) Применяют в качестве всесезонного трансмиссионного масла для тракторов и других сельскохозяйственных машин в районах с умеренным климатом.

Рабочий температурный диапазон масла -20...+100 °С.

Масло ТСп-15К (ГОСТ 23652-79) - трансмиссионное масло, единое для коробки передач и главной передачи (двухступенчатый редуктор с цилиндрическими и спирально-коническими зубчатыми колесами) автомобилей КАМАЗ и других грузовых автомобилей.

Работоспособно длительно при температурах -20...+130 °С.

Масло ТАп-15В (ГОСТ 23652-79) - применяют в трансмиссиях грузовых автомобилей и для смазывания прямозубых, спирально-конических и червячных передач, в которых контактные напряжения достигают 2000 МПа, а температура масла в объеме 130 °С. В средней климатической зоне используют всесезонно при температуре

до -25 °С.

Масло ТСп-14гип (ГОСТ 23652-79) предназначено для смазывания гипоидных передач грузовых автомобилей (в основном, семейства ГАЗ) и специальных машин в качестве всесезонного для умеренной климатической зоны. Диапазон рабочих температур масла -25...+130 °С.

 

Масло ТАД-17и (ГОСТ 23652-79) - универсальное минеральное.

Работоспособно до -25 °С; верхний предел длительной работоспособности

130-140°С. Предназначено для смазывания всех типов передач, в том числе гипоидных, автомобилей и другой мобильной техники.

Трансмиссионные масла без присадок, в последние годы, производят и применяют чрезвычайно редко для устаревших видов техники. Так, на некоторых нефтеперерабатывающих заводах продолжается выпуск вязкого остатка от прямой перегонки нефти: нафтенового основания.

Продукт реализуют под старым торговым названием Нигрол. Выпускают 2 вида Нигрола - зимний и летний, различающиеся между собой уровнем вязкости и температурами вспышки и застывания.

Рыночный ассортимент трансмиссионных масел сегодняшнего дня, заметно сократился. Совершенно перестали вырабатывать старые, хорошо известные масла АК-15, ТС-14,5, сократились объемы производства ранее широко используемых масел ТАп -15В, ТЭп-15 и др. Объясняется это значительным сокращением в эксплуатации старых автомобилей, тракторов, экскаваторов и других видов транспортных, строительных и сельскохозяйственных технических средств.

 

 

Зарубежные классификации трансмиссионных масел

Так же как моторные, трансмиссионные масла классифицируются по общепринятым международным стандартам SAE (по вязкости) и API (по эксплуатационным свойствам). Это облегчает выбор конкретного масла, так как в обозначении по ГОСТ достаточно трудно определить температурный диапазон применения трансмиссионных масел.

Классификация SAE (таблица 5.20)

Разделяет трансмиссионные масла по вязкости на классы:

▪ зимние - 70W, 75W, 80W, 85W;

▪ летние - 80, 85, 90, 140, 250;

▪ всесезонные имеют двойное обозначение,

например 75W-90, 80W-140 и т. д.

 

Таблица 5.22— Соответствие классов вязкости и групп трансмиссионных масел по настоящему стандарту классификации SAE J306в

 

Класс вязкости по ГОСТ 17479.2 - 85 Класс по SAE J306в
  75W
  80W/85W
   
   

 

 

Классификация API трансмиссионных масел по уровню эксплуатационных свойств представлена в таблице 5.21

 

Таблица 5.23 — Соответствие классов вязкости и групп трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 классификации API

 

Группа по ГОСТ 17479.2- 85 Группа по API Свойства и область применения
ТМ-1 GL-1 Минеральные масла без присадок или с антиокислительными и противопенными присадками без противозадирных компонентов для применения, среди прочего, в коробках передач с ручным управлением с низкими удельными давлениями и скоростями скольжения. Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках.  
ТМ-2 GL-2 Червячные передачи, работающие в условиях GL-1 при низких скоростях и нагрузках, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент.  
ТМ-3 GL-3 Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов, пассажиров и для нетранспортных работ. Спирально-конические передачи, работающие в умеренно жестких условиях. Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными свойствами, чем GL-2.  
ТМ-4 GL-4 Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов и пассажиров и для нетранспортных работ. Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок  
ТМ-5 GL-5 Масла для гипоидных передач с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105 C/D. Эти масла предпочтительно применяются в передачах с гипоидными коническими зубатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях и в карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов. Специально для гипоидных передач с высоким смешением оси. Для самых тяжелых условий эксплуатации с ударной и знакопеременной нагрузкой. Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен. Должны иметь большое количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки  
ТМ-6 GL-6 Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок. Имеют большее количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5.

 

Масла GL-5 и GL-6 входят в группу универсальных трансмиссионных масел, использующихся в основных передачах, коробках переключения передач, раздаточных коробках.

Нынешние трансмиссионные масла на минеральной основе могут находиться в картерах устройств без замены примерно 20 - 60 тысяч километров. Долговечность синтетических и полусинтетических масел в 2 - 2,5 раза больше. Одним из важных факторов, определяющих срок смены масел, являются условия эксплуатации автомобиля.

 

Замену масла производят при значительном изменении его показателей по сравнению с исходными: вязкости, кислотности, противоизносных, антикоррозионных, антиокислительных свойств и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.