КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 16. Социальное обслуживание
В целях создания возможностей для реализации гражданами этого права государство предпринимает меры: политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера. Тема 14. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ 14.1. ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ. Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. В соответствии с Основами законодательства об охране здоровья это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, предоставлением населению доступной медико-социальной помощи[42]. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав человека и гражданина; приоритет профилактических мероприятий; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления, юридических лиц независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Охрана здоровья осуществляется независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, связанной с наличием у них каких-либо заболеваний. Наравне с гражданами РФ правом на охрану здоровья пользуются лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, и беженцы. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Минздравом РФ и соответствующими органами субъектов РФ. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в пределах гарантированного объема в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Дополнительные медицинские и иные услуги граждане могут получать на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств юридических лиц, личных сбережений и иных источников, разрешенных законодательством. Финансирование охраны здоровья осуществляется за счет бюджетов всех уровней; обязательного и добровольного медицинского страхования; целевых фондов; средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности; доходов от ценных бумаг и других источников. Обязательное медицинское страхование (ОМС) является новым для российской системы видом социального страхования населения. Оно должно гарантировать всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи в пределах Федеральной и территориальных программ и финансировать профилактические мероприятия. Федеральную программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения РФ и утверждает Правительство РФ. На основе федеральной программы высшие органы управления субъектов РФ утверждают территориальные программы ОМС, которые не могут ухудшать условия оказания медицинской помощи по сравнению с базовой программой. Гарантированный перечень видов медицинской помощи (Базовая программа) включает скорую медицинскую помощь при травмах и острых заболеваниях, угрожающих жизни; лечение в амбулаторных условиях; диагностику и лечение на дому; осуществление профилактических мероприятий (прививки, диспансеризация и пр.); стоматологическую помощь; лекарственную и стационарную помощь. Все виды скорой медицинской помощи, а также стационарная помощь больным с острыми заболеваниями предоставляются независимо от мест проживания и прописки бесплатно за счет средств бюджетов соответствующих территорий. Министерством здравоохранения РФ установлен обязательный для аптек всех форм собственности ассортиментный перечень лекарственных, профилактических, диагностических средств и изделий медицинского назначения. Постановлением Правительства РФ от 30.07.94 № 890 (в ред. от 27.12.97) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой. Все лекарственные средства отпускаются бесплатно следующим группам населения: участникам гражданской и Великой Отечественной войн; инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий на территориях других государств и приравненным к ним по льготам инвалидам; родителям и женам военнослужащих, погибших при защите страны; Героям СССР, РФ, полным кавалерам ордена Славы; бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей; детям в возрасте до 3 лет, а также детям из многодетных семей в возрасте до 6 лет; инвалидам 1-й группы, неработающим инвалидам 2-й группы, детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и др.[43] Правовые, экономические и организационные основы обязательного медицинского страхования населения в России определены Законом от 28.07.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 01.07.94 № 9-ФЗ. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Добровольное медицинское страхование (ДМС) осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС. В предмет права социального обеспечения входят только отношения, складывающиеся в результате осуществления ОМС. 14.2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ОМС. Права и обязанности субъектов ОМС закреплены Типовыми правилами обязательного медицинского страхования (письмо Федерального фонда ОМС от 28.06.94 № 3-1354)[44]. Субъектами ОМС являются: застрахованный; страхователь; страховая медицинская организация; медицинское учреждение. Застрахованными по системе ОМС могут быть как граждане РФ, так и лица без гражданства. Медицинское страхование иностранцев, временно находящихся на территории РФ, осуществляется в порядке, устанавливаемом правительством РФ. Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права, как и граждане РФ, если международным договором не предусмотрено иное. Граждане РФ имеют право: на выбор страховой медицинской организации; выбор медицинского учреждения в соответствии с договорами обязательного добровольного медицинского страхования; получение медицинских услуг на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства; получение медицинских услуг в соответствии с качеством и объемом, установленным государственной программой, независимо от размера фактически выплаченных взносов; предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе и на материальное возмещение ущерба, независимо от того, предусмотрено это договором или нет и др. Страхователями выступают как юридические, так и физические лица, вносящие взносы в фонды ОМС. Плательщиками взносов являются высшие органы государственного управления субъектов РФ и местная администрация, работодатели, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и некоторые другие граждане (например, лица творческих профессий, не объединенные в союз). Страхователи имеют право: на выбор страховой медицинской организации; осуществление контроля за выполнением договора ОМС. Страхователи обязаны: заключать договоры ОМС; вносить взносы на ОМС; принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан; предоставлять страховой медицинской организации информацию о состоянии здоровья контингента, подлежащего страхованию, и др. С 1 января 2001 года, в связи с вступлением в силу части II Налогового Кодекса, взносы в ОМС уплачиваются в составе единого социального налога. Страховые медицинские организации – это юридические лица любых форм собственности, получившие лицензию органов Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью. Они не входят в систему здравоохранения. Законодательство запрещает органам управления здравоохранением и медицинским учреждениям быть учредителями страховых медицинских организаций, им разрешено только владеть акциями последних в объеме не более 10 % общего пакета. К медицинским учреждениям относятся: лечебно-профилактические, научно-исследовательские институты и другие организации, оказывающие медицинскую помощь. Физические лица также могут заниматься медицинской деятельностью без образования юридического лица индивидуально или коллективно. Все медицинские учреждения должны иметь лицензию и пройти аккредитацию. 14.3. ДОГОВОР ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ. Обязательное медицинское страхование является единственным видом государственного социального страхования, который предоставляется на основании договора между страхователем и страховой медицинской организацией. В соответствии с договором страховая медицинская организация обязуется организовать и финансировать оказание застрахованному лицу медицинской помощи определенного объема и качества по программам ОМС. Договор ОМС представляет собой особый вид договора, отличающийся от гражданско-правовых договоров по ряду признаков. Во-первых, свобода волеизъявления сторон при его заключении ограничена законодательством и типовой формой, утвержденной Правительством РФ, в силу специфики предоставляемых услуг. Отдельные виды гражданско-правовых договоров также могут оформляться на базе типовых образцов. Но в этих случаях типовая форма служит для сторон лишь ориентиром, содержащим возможные альтернативы, из которых они выбирают наиболее подходящий вариант по собственному усмотрению. Такая ситуация абсолютно невозможна, когда речь идет об обязательном медицинском страховании. Стороны не могут по своему усмотрению изменить содержание типовой формы: сократить или увеличить перечень бесплатных для потребителя (застрахованного лица) услуг; размеры страховых взносов или тарифов на медицинские услуги; освободить друг друга от ответственности при неисполнении условий договора. Во-вторых, страховая медицинская организация не может отказать страхователю в заключении договора ОМС. За необоснованный отказ в заключении договора ОМС страховая медицинская организация может быть лишена лицензии по решению суда. Необходимыми условиями договора ОМС являются: наименование сторон, срок действия, численность застрахованных, размер и порядок внесения страховых взносов, перечень медицинских услуг в соответствии с программой ОМС, права и обязанности сторон. Договор считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор ОМС, получает страховой медицинский полис. Полис действителен на всей территории РФ, а также на территориях других государств, с которыми РФ имеет соответствующие соглашения. Споры по обязательному медицинскому страхованию разрешаются судами в пределах их компетенции.
Вопросы для самоконтроля 1. Как вы понимаете право на охрану здоровья? 2. Что такое медицинское страхование и в каких видах оно осуществляется? 3. Какие субъекты ОМС вы знаете? 4. Каковы права и обязанности субъектов ОМС? 5. Какие условия должен содержать договор ОМС? 6. Какова ответственность сторон в системе ОМС?
Рекомендуемая дополнительная литература по теме 1. Закон от 28.07.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 01.07.94 № 9-ФЗ.
Тема 15. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ (ПОДДЕРЖКИ) 15.1. МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ. В условиях современного социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. В тех случаях, когда они не имеют права на получение соответствующих видов социального страхования, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации), бесплатные или частично платные (льготные) услуги. Социальная помощь не исчерпывается материальной помощью безработным и членам их семей, пособием на ребенка до 16 лет, социальными услугами. В последнее время она все чаще предоставляется в виде компенсационных выплат. В качестве примеров можно привести следующие компенсации: работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; женам военнослужащих в местностях, где они не могут работать по специальности; детям, находящимся под опекой и попечительством; трудоспособным неработающим лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1-й группы, ребенком-инвалидом до 16 лет, а также престарелым, достигшим 80 лет, и др. Законодательством субъектов РФ могут предусматриваться другие виды и размеры компенсационных выплат. 15.2. ПОНЯТИЕ И РАЗМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ. Институт социальных пенсий является новым для отечественного законодательства. Впервые они были введены Законом от 20.11.90 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». Социальные пенсии служат одним из основных видов социальной помощи (социальной поддержки). В отличие от трудовых, социальные пенсии не являются частичным замещением утраченного заработка; условия, определяющие право на них, не зависят от трудового стажа. Они выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета, перечисляемых в ПФР. Как и трудовые пенсии, они назначаются в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности и потерей кормильца. Социальная пенсия – это гарантированная государством минимальная социальная помощь, предоставляемая лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерпевшим кормильца, независимо от трудового стажа и уплаты страховых пенсионных взносов за счет средств государственного бюджета. Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию, остается довольно узким. Он ограничивается следующими категориями граждан: престарелые, достигшие 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины); инвалиды 1-й и 2-й групп, в том числе инвалиды с детства, инвалиды 3-й группы; дети-инвалиды до 16 лет; дети, потерявшие кормильца, в возрасте до 18 лет. Ст. 114 Закона РФ № 340-1 устанавливает следующие размеры социальной пенсии: - инвалидам с детства 1-й и 2-й групп, инвалидам 1-й группы, детям-инвалидам, детям круглым сиротам и детям умершей одинокой матери – в размере минимальной пенсии по старости; - инвалидам 2-й группы (кроме инвалидов с детства), детям, потерявшим одного из родителей, гражданам в возрасте 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины) – в размере 2/3 минимальной пенсии по старости; - инвалидам 3-й группы – в размере 1/2 минимальной пенсии по старости. К социальной пенсии выплачиваются такие же компенсационные выплаты, как и к трудовым пенсиям. Инвалидам с детства 1-й группы, детям-инвалидам назначаются надбавки на уход. Социальная пенсия предоставляется им и в период обучения в общеобразовательных учреждениях и нахождения на полном государственном обеспечении. Работающие пенсионеры имеют право на получение социальной пенсии. Сфера распространения социальных пенсий еще долгое время будет ограничиваться социально-экономической ситуацией в стране. Однако по мере стабилизации экономических отношений роль социальных пенсий будет возрастать, а круг их получателей расширяться, поскольку государство с социально ориентированной экономикой не может оставить без средств к существованию значительное число граждан, по разным причинам не охваченных социальным страхованием. Разработчики пенсионной реформы исходят из того, что социальные пенсии будут предоставляться с учетом прожиточного минимума и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении установленных социально значимых случаев независимо от участия в трудовой или иной общественно-полезной деятельности и уплаты взносов на пенсионное страхование. Социальная пенсия составит основу социальной помощи. Главным критерием, определяющим право на нее, станет нуждаемость. Нуждаемость – это такое материальное положение, при котором индивидуальный доход гражданина или среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума по независящим от них причинам. В этом случае семья (одиноко проживающий гражданин) признается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Правовая основа для организации государственной системы социальной помощи заложена Федеральным законом от 24.10.97 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Учитывая значительные различия в социально-экономическом положении регионов, главная роль в ее создании принадлежит органам исполнительной власти субъектов РФ. 15.3. ЕДИНОВРЕМЕННЫЕ ПОСОБИЯ. Единовременное денежное пособие беженцам выплачивается в соответствии с Порядком, утвержденным Федеральной миграционной службой России 01.11.93 № 2585[45], и Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.07.97 № 724. Единовременное пособие предоставляется особо нуждающимся в помощи беженцам, зарегистрированным в установленном порядке: одиноким пенсионерам по старости; одиноким инвалидам; одиноким матерям, имеющим одного или нескольких детей до трехлетнего возраста; многодетным семьям с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет. Территориальные органы миграционной службы могут в исключительных случаях принимать решения о назначении единовременного пособия и другим категориям беженцев. Лицам, размещаемым в городах, пособие предоставляется в размере минимальной оплаты труда на каждого члена семьи, а размещаемым в сельской местности - в размере двукратной величины минимальной оплаты труда. Финансирование пособий беженцам осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней. В качестве вида социальной помощи можно рассматривать единовременное социальное пособие на погребение, которое в настоящее время назначается в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.96 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (в ред. от 28.06.97)[46]. Данный Закон устанавливает гарантированный перечень услуг на погребение, которые предоставляются гражданам бесплатно. В случае отказа от бесплатных услуг гражданин, осуществляющий похороны, имеет право на получение единовременного социального пособия на погребение в размере стоимости гарантированного перечня услуг, но не более 10-кратной величины минимальной оплаты труда. 15.4. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ. Среди компенсационных выплат признакам социальной помощи в наибольшей степени соответствуют те, которые назначаются с учетом уровня доходов. В качестве примеров можно привести следующие компенсационные выплаты: лицам, получающим пенсию в минимальном размере; на приобретение одежды на детей; на оплату жилья и коммунальных услуг, неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными, и др. В соответствии с Указом Президента РФ от 15.04.96 № 550 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан РФ» с 1 мая 1996 г. лицам, получающим пенсию в минимальномразмере, компенсационная выплата назначается дифференцированно в зависимости от размера пенсии. Источником финансирования служат средства ПФР. В связи с поэтапным переходом к 2003 году на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг постановлением Правительства РФ от 18.06.96 № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг» утвержден Порядок предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг. Компенсации будут выплачиваться в пределах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Ежегодные выплаты для приобретения детской одежды предоставляются семьям, чей совокупный доход на одного члена не превышает установленной суммы в соответствии с постановлением Минтруда РФ от 07.10.93 № 159 «Об утверждении Порядка исчисления среднего совокупного дохода на члена семьи». К данной компенсации по целевому назначению и другим признакам близка компенсация, установленная в связи с удорожанием стоимости продуктов детского питания. Ее выплата осуществляется на основании Положения, утвержденного постановлением Минтруда РФ и Минсоцзащиты РФ от 16.11.93 № 172. Компенсацию получают семьи с детьми в возрасте до 3 лет. Однако уровень среднедушевого дохода семьи в данном случае значения не имеет. Компенсация назначается в твердом размере и выплачивается по месту работы (службы, учебы) или по месту жительства за счет бюджетов различных уровней. В соответствии с Законом от 01.08.96 № 107-ФЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» с 1 января 1997 г. на питание обучающихся (за исключением состоящих на полном государственном обеспечении) выделяются компенсационные выплаты в размере 3% в день от минимальной оплаты труда на одного человека за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации[47]. Предоставление компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, регулируется постановлением Правительства РФ от 25.05.94 № 549[48]. Право на компенсацию имеют лица, которые фактически ухаживают за нетрудоспособными гражданами и сами не получают пенсии или пособия по безработице. Родственным отношениям с нетрудоспособным и факту совместного проживания в данном случае никакого значения не придается. Размер данной компенсации составляет 60 % минимальной оплаты труда. По целевому назначению и другим существенным признакам к социальной помощи следует относить и компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, хотя источником их финансирования служат средств фондов занятости. Приказом ФСЗ РФ от 06.03.95 № 44 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления компенсационных выплат работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организаций[49]. Указанные компенсации представляют собой чрезвычайную краткосрочную меру социальной поддержки работников, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы и не прервавших трудовых отношений с работодателями. Финансовые средства на компенсационные выплаты выделяются на безвозвратной или возвратной основе. Сумма средств, период их предоставления и другие условия устанавливаются территориальными органами службы занятости, исходя из наличия средств по соответствующей статье расходов в территориальном фонде занятости, уровня безработицы в регионе и финансового состояния юридического лица, временно прекратившего работу. Средства предоставляются на основе договора между службой занятости и юридическим лицом. Запрещается финансирование юридических лиц, объявленных банкротами, а также тех, в отношении которых назначено внешнее управление или санация. Компенсации выплачиваются в размере минимальной оплаты труда. Размер компенсации может быть увеличен до 3-кратной величины минимальной оплаты труда при условии участия получателей в работах, организуемых исполнительными органами государственной власти (местного самоуправления) данной территории или самим юридическим лицом. В местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, компенсации начисляются с учетом районного коэффициента. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое социальная помощь и каковы ее признаки? 2. Чем отличается социальная помощь от социального страхования? 3. Какие виды социальной помощи вы можете назвать? 4. Что такое социальные пенсии, каким категориям граждан они предоставляются и в каких размерах? 5. Какие виды компенсационных выплат вы знаете?
Рекомендуемая дополнительная литература по теме 1. Иванова И. На поддержку государства, бродяга, не рассчитывай. // Ваше право. - № 29. – 1996. 2. Редянова Н. Под открытым небом. // Ваше право. - № 39. – 1997. 3. Сарычев А. На что рассчитывать мигрантам. // Ваше право. - № 23. – 1997. 4. Федянин В. Переселенец беженцу рознь. // Домашний адвокат. - № 4. – 1998. 16.1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. Уже приняты основные законы, составившие правовую базу для ее функционирования: Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Федеральный закон от 02.08.95 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и др. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация. Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |