Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мореходные качества




Эксплуатационно-техническая характеристика.

Классификация судов.

Тенденции развития морских транспортных судов - специализация и универсализация.

Эксплуатационно-технические характеристики морских транспортных судов.

 

Наибольшая экономическая эффективность работы судна достигается, когда оно наилучшим образом приспособлено к определенному виду перевозки, т.е. когда оно специализировано. Однако, чтобы специализировать судно на определенном виде перевозок, не­обходимы устойчивые и достаточно большие объемы этих перевозок. Использование специализированного судна на разных видах перевозок может оказаться неэффективным. Поэтому до появления на мировых морских путях устойчиных и мощных пассажиропотоков и грузопото­ков по отдельным видам грузов в мировом транспортном флоте не было строго специализированных морских транспортных судов.

Интенсивная специализация морских транспортных судов по виду пере­возимого груза объяснялась следующими основ­ными причинами:

1) возникновением в результате развития капитализма устойчивого разделения труда по видам деятельности, что при­вело к образованию устойчивых и мощных грузо­потоков;

2) развитием и усилением монополистического капитала, приведшего к созданию крупнейших монополий особенно в области металлургической и нефтяной промышленности, которые начали осуществлять перевозки необ­ходимого сырья собственным флотом, а также созданием крупных судоход­ных компаний;

3) научно-техническим прогрессом в области судостроения, решив­шим вопросы создания специализированных судов, максимально приспособлен­ных для надежной и экономичной перевозки отдельных групп грузов.

Строительство универсальных судов было вызвано стремлением сократить балластные пробеги специализированных судов, которые, как правило, имеют загрузку в од­ном направлении.

 

Классификация судов морского флота может быть произведена в зависимости от их назначения, конструктивного исполнения, вида двигателя и движителя, способа погрузи и разгрузки и ряда других особенностей.

 

По назначению суда могут быть разделены на транс­портные, служебно-вспомогательные, специальные и суда техни­ческого флота. Основной группой является транспортный флот, который состоит из пассажирских, грузопассажирских и грузовых судов.

 

Грузовые суда по роду перевозимого груза подразделяются на налпвные, сухогрузные и комбинированные. Среди наливных раз­личают суда для перенозки сырой нефти, нефтепродуктов, смазоч­ных масел, пищевых масел и жиров, пресной воды, вина, спирта, химических продуктов н сжиженных газов.

 

По степени специализации все суда могут быть подразделены на узкоспециализированные, комби­нированные и универсальные.

По способу погрузки и разгрузки различают суда:

с вертикальной погрузкой через палубные грузовые люки;

с горизонтальной погрузкой посредством автопогрузчиков и других средств береговой механизации через бортовые порты или по специальным помостам (аппарелям) через бортовые, кормовые или носовые порты—накатом, с погрузкой судна методом докования (теплоход «Стахановец Котов»);

имеющие собственный грузовой конвейер в нижней части во­ронкообразных грузовых трюмов, на которых навалочный груз из трюмов ссыпается под собственной тяжестью и потом выгружа­ется на причал по дополнительному транспортному мосту;

с приемом и выдачей жидких грузов по системам судовых трубопроводов (танкеры и суда для перевозки сжиженных га­зов);

с комбинированными и прочими способами погрузки-разгрузки.

 

По расположению МКО суда разли­чаются со средним, полукормовым и кормовым расположением главных двигателей.

 

По конструктивному типу суда разделяют на полнонаборные - с минимальным надводным бортом и с избыточным надводным бортом.

По классу Регистра.

Наличие у судна класса Регистра обозначается в Клас­сификационном свидетельстве, Регистровой книге морских судов, паспорте судна и других документах основным символом класса, состоящим из знака (звездочка в кружке) и проставляе­мых перед ним букв: КМ (корпус и главные механизмы) - для самоходных судов; К (корпус) - для несамоходных судов.

Если судно было построено без надзора классификационного органа, а затем ему присваивается класс Регистра, то буквы символа заключаются в скобки (КМ).

 

Все морские суда подразделяют на имеющие и не имеющие ледовый класс:

УЛА (усиленный ледовый арктический), допускающий самостоятельное плавание в сплошном и крупнобитом льду толщиной до 0,5 м, а также плавание за ледоколом в течение всего навигацион­ного периода в арктических и антарктических морях;

УЛ (усиленный ледовый) - плавание за ледоколом или само­стоятельно в битом льду в течение всего навигационного периода в арктических морях либо в подобных по ледовым условиям райо­нах;

Л1 (ледовый первый) - плавание за ледоколом или самостоя­тельно в битом разреженном льду в неарктических северных за­мерзающих морях (Белое и подобные моря) либо в подобных по ледовым условиям районах;

Л2 (ледовый второй) - плавание за ледоколом или самостоя­тельно в разреженном мелкобитом льду в Балтийском море, либо в подобных по ледовым условиям районах;

ЛЗ (ледовый третий)—плавание за ледоколом или самостоя­тельно в мелкобитом льду в Балтийском море в легких ледовых условиях, в Черном море либо в подобных по ледовым условиям районах.

Суда, не имеющие ледового класса, не должны допускаться к работе в ледовых условиях.

 

К основному символу класса у судов, которые удовлетворяют требованиям о непотопляемости, добавляется соответственно один из знаков (цифра единица, двойка или тройка в рамочке), который показывает число любых смежных отсеков, при затоплении кото­рых судно остается на плаву.

 

К основному символу класса добавляют­ся знаки, характеризующие районы плавания. Все мор­ские суда делятся по районам плавания на:

1) суда неограниченного района плавания;

2) суда ограниченного района плавания, плавающие в открытых морях с удалением от места убежища до 200 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища до 400 миль, в закрытых мо­рях—без ограничения; к символу класса добавляется знак I;

3) суда ограниченного района плавания, плавающие в откры­тых морях с удалением от места убежища до 50 миль и допустимым расстоянием между местами убежища до 100 миль, в закрытых мо­рях—с установлением границ для каждого района; к символу класса добавляется знак II;

4) суда ограниченного района плавания—смешанного «река - море» плавания, эксплуатирующиеся на внутренних водных путях, а также в морских районах на волнении не более 6 баллов с уда­лением от места убежища (к символу класса добавляется знак III СП):

в открытых морях до 50 миль и с допустимым расстоянием меж­ду местами убежища до 100 миль;

в закрытых морях до 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища до 200 миль;

5) суда ограниченного района плавания—III: портового, рей­дового и прибрежного плавания с установлением границ для каж­дого района и погодных ограничений для каждого судна, при кото­рых обязательно возвращение в убежище; к символу класса добав­ляется знак III.

 

Классификация судов по степени их автоматизации:

класс А1 означает более высокую степень автоматизации, при которой судно может эксплуатироваться без постоянной вахты не только в машинном отделении, но и также в центральном посту управления и контроля (ЦПУ);

класс А2 означает относительно более низкую степень автома­тизации, при которой судно может эксплуатироваться без постояннои вахты в машинном помещении, но с постоянной вахтой в ЦПУ.

За символом класса могут указываться также дополнительные характеристики, если они признаются Регистром необходи­мыми для лучшего обозначения конструктивных особенностей или специальных качеств судна.

 

Морское судно строится так, чтобы оно наилучшим образом соответствовало:

условиям перевозок — объемам, структуре, направлениям, партионности и равномерности грузовых потоков;

техническим возможностям морских портов—причальному фронту, под­ходным каналам, акваториям и перегрузочному оборудованию;

природно-навигационным условиям плавания — глубинам, волнению, метеорологическим условиям, ледовому режиму и т. д.

Чтобы определить, соответствует ли данное судно конкретным условиям его эксплуатации и тем самым правильно произвести расчет загрузки судна, установить эффективные и реальные нормативы его использования, необхо­димо знать основные технические параметры судна, всесторонне характери­зующие его эксплуатационные качества, т. е. нужно иметь эксплуата­ционно-техническую характеристику судна. Сюда от­носятся:

1) размерения, весовые и объемные характеристики;

2) мощность главной силовой установки, скорость хода и расход топлива;

3) конструктивные особенности и архитектурный тип;

4) степень эксплуатационно-технического совершенства судна.

 

 

К мореходным качествам судна относятся: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость и качка.

 

Плавучесть. На воде судно постоянно испытывает действие двух сил, равных по величине, но противоположно направленных, — силы тяже­сти, действующей вертикально вниз и определяемой весом самого судна и всем тем, что находится на нем, и силы давления воды, действующей вертикаль­но вверх н называемой силой поддержания, которая равна весу вытесненной судном воды. Равнодействующая сил веса приложена в центре тяжести судна, а равнодействующая сил поддержания приложена в центре величины судна. Равенство сил веса и сил поддержания и нахождение центра тяжести и центра величины на одной вертикали — обязательные условия рав­новесия судна на водной поверхности, т. е. его плавучести. Следовательно, под плавучестью понимается способность судна находиться в равновесии на водной поверхности при определенной осадке.

 

Остойчивость. Находясь на воде судно подвержено воздействию многих сил, возникающих под влиянием различных причин, например перемеще­ний грузов, приема или расходования воды, давления ветра, волнения, затопления отдельных отсеков и т. д. В результате действия этих сил судно наклоняется. Способность судна, выведенного этими силами из положения равновесия, возвращаться к нему называется остойчивостью судна. Различают поперечную и продольную остойчивость. Под поперечной имеют в виду способность судна возвращаться в свое первоначальное нор­мальное положение равновесия при поперечных наклонениях, определяемых углом крена, под второй — то же самое при продольных наклонениях, определяемых углом дифферента. Кроме этого, в зависимости от характера действующих на судно и кренящих его сил различают статическую и динамическую остойчивость. В первом случае силы действуют постепенно, а во втором — внезапно, в результате чего судно, на­клоняясь, приобретает угловую скорость.

 

Непотопляемость. При превышении сил веса судна или превышении кре­нящего момента над восстанавливающим судно утрачивает плавучесть и остой­чивость, что ведет к его затоплению. Утрата плавучести или остойчивости может иметь место, например, вследствие получения судном пробоины и час­тичного затопления его отдельных помещений. Способность судна в необходи­мой мере сохранять свои мореходные качества после затопления забортной водой одного пли нескольких его внутренних помещении называется непо­топляемостью.

Ходкость. Перемещаясь, судно встречает противодействующие силы, на­правленные противоположно его движению. Эти силы складываются из со­противления воды и сопротивления воздуха. Способность преодолевать эти сопротивления и двигаться с данной скоростью при помощи установленных на нем главных механизмов определенной мощности называется ходкостью судна.

 

Управляемость. Важными мореходными качествами судна являются устойчивость на курсе и поворотливость. Способность судна сохранять заданное направление движения и в необходимое время изменять направление движения называемся его управляемостью.

 

Качка. Волнение на поверхности воды вызывает колебательные движе­ния судна, которые называются качкой. Появление качки обусловливается вынужденным действием волн на судно при одновременном действии на него сил плавучести и остойчивости и сил инерции. Во всех случаях качка вредна для судна, его экипажа и для нормальной эксплуатационной деятельности. Различают три вида качки: бортовую—колебания судна в плоскости шпангоута, килевую — колебания судна в диаметральной плоскости и вертикальную — колебания судна в вертикальном направлении. Спо­собность судна лучшим образом воспринимать и противодействовать качке — важное его мореходное качество.

 

Кроме мореходных качеств, морское судно для безопасной и нормаль­ной производственной деятельности должно обладать достаточно прочным корпусом. Способность судна противостоять действию постоянных и временных сил без возникновения остаточных деформаций, изменяющих корпус, называет­ся прочностью судна. Различают общую прочность, которая обес­печивается набором корпуса (система продольных и поперечных балок, на­ружная обшивка и настил палубы) и местную прочность отдельных кон­струкций корпуса, включающую специальные подкрепления в отдельных час­тях корпуса в целях их предохранения от действия местных сил.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.147 сек.