Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прием группировки аналитической информации




ТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Первым или даже предварительным этапом экономического анализа является группировка экономической информации с целью ее дальнейшего использования.

Группировка – единый аналитический процесс расчленения, объединения явлений, в результате которого образуются соответствующие группы. Группировка практически открывает путь для проявления закона больших чисел: в показателях, исчисляемых по достаточно большим группам, происходит взаимопогашение случайного и выявление существенного, необходимого.

Группировкой называется разделение (объединение) единиц изучаемого явления по существенным признакам, для того чтобы выделить типы явлений или внутри типа охарактеризовать состав совокупности.

Группировки служат важнейшим средством обобщения исходной информации, закладывают основу для научного определения и последующего использования системы показателей.

Посредством группировок решают три основные задачи:

- выделяют типы, классы и другие однокачественные группы показателей;

- определяют структуру однокачественных показателей;

- вскрывают связи и зависимости между отдельными показателями.

В соответствии с решаемыми задачами различают три вида группировок: типологические; структурные; аналитические.

Типологические группировки применяются для разделения исходной информации (первичных данных) на однокачeствeнные однородные группы. Например, для анализа квалификации работников предприятия применяют типологическую группировку, с помощью которой группируют работников с высокой, средней и низкой квалификацией.

На основании типологических группировок дается сравнительная характеристика эффективной деятельности различных социально-экономических типов хозяйств. Например, группировка прямых затрат труда на производство одного центнера различных видов сельскохозяйственной продукции по типам хозяйств дает возможность сделать вывод, что произво-дительность труда в фермерских хозяйствах выше, чем в кооперативных (табл.2.1).

Таблица 2.1

Прямые затраты труда на производство различных видов сельскохозяйственной продукции (чел/час/ц)

Типы хозяйств зерно (без кукурузы) молоко привес
крупного рогатого скота свиней
Фермерские хозяйства Коопeративные хозяйства 1,1 1,5      

 

 

Во многих случаях для выявления типов из разнокачественных явлений приходится прибегать к весьма кропотливой работе. В этих случаях можно определить следующий порядок группировки: предварительно наметить возможные типы, которыe должны быть выделены в процессе группировки,

определить основные группировочные признаки,выделить группы и подгруппы по группировочным признакам, с помощью которых один тип будет отличаться от другого, произвести непосредственную группировку материала по намеченным признакам и группам внутри них.

Для обоснованного построения типологических группировок важное значение имеет правильный выбор группировочных признаков, от этого зависят выводы, полученные в результате группировки. Поэтому из множества признаков, которыми обладает объект, нужно выбрать самые существенные.

Признаки, положенные в основу группировки исходной информации, называются группировочными. При этом следует различать признаки, имeющиe количественное выражение и не имеющие его, называемые атрибутивными. Вслед за выбором группировочных признаков важнейшее значение в мeтодологии построeния типологичeских группировок занимает выделение количeствeнно- однородных групп и установлeниe их количeства и границ. Эти вопросы должны решаться на основе экономической теории, в соответствии с конкретными целями исследования и особенностями изучаемого объекта.

В случае группировки по атрибутивному признаку число групп должно соответствовать числу разновидностeй показателя. Так, напримeр, при группировке основных средств предприятия образуется столько групп, сколько рекомендуется П(С)БУ 7 «Основные средства».

Выдeлeниe групп по количественным признакам почти всегда связано с образованием интервалов по этим признакам. Лишь тогда, когда дискретный количeственный признак измeняeтся в небольших пределах, выделяемые группы совпадают со значениями показателя, например, группы рабочих по тарифному разряду.

Интервал — это величина отдельных групп, выделенных по количественному признаку. Число интервалов по количественным группировочным признакам при типологической группировке обычно равно количеству намечаемых типов.

Интервалы могут быть открытыми и закрытыми. Величина закрытых интервалов устанавливается как разность между верхними и нижними их границами в смежных группах. Они могут быть равными и неравными. Неравные интервалы обычно бывают возрастающими. После того как намечены группировочные признаки и группы (интервалы), по которым предлагается выделить соответствующие типы, необходимо провести непосредственную группировку материала. Сначала намечают, к какому типу относится та или иная группа, затем подсчитывают число единиц совокупности по каждой группе и посредством суммирования однокачественных групп устанавливают численность типов, которые характеризуются соответствующими системами показателей.

Структурные группировки позволяют проводить исследование структуры типически однородных групп, изучать вариации показателей внутри однотипной совокупности. Структурные группировки выявляют внутреннее строение показателей. Если типологические группировки имеют главным образом познавательное значение, то структурные служат преимущественно для получения выводов о текущем состоянии предприятия, используются для оперативного управления, служат базой для выявления и расчета имеющихся резервов.

В таблице 2.2 приведена структурная группировка предприятий одной отрасли народного хозяйства по объему реализованной продукции.

 

 

Таблица 2.2

Группировка предприятий по объему реализованной продукции

 

Группы предприятий по объему реализован-ной продук- ции, тыс.грн. Число Пред-прия-тий Объем реализа- ции, тыс. грн. Средняя числен- ность рабочих, чел. Стои-мость основных фондов, тыс. грн. Произ- вводительность труда 1 рабочего, грн Фондо- отдача, грн.
До 100 101-500 501-1000 1001-5000 5001-10000 10000 и более       141,8 1290,3 27542,4 2004,7 1,34 1,86 2,17 2,36 2,16 2,08
ИТОГО:       118621,5   2,17

 

В рассматриваемой структурной группировке произведен расчет целой системы показателей, что позволяет изучить не только распределение предприятий по размеру реализованной продукции, но и по другим показателям, характеризующим их деятельность. Это дает возможность сделать ряд выводов:

- группа крупных предприятий (с производством продукции более 1000 тыс.грн.) составляет 60,3% (38:63х100%) от общего количества предприятий, производит 94,2% (243000:257590х100) общего объема продукции, сосредотачивает 84,1% (46590:55367х100) всего состава рабочих и 94,1% (111659,4:118621,5х100) всех основных фондов;

- крупные предприятия имеют более высокую производительность труда и фондоотдачу основных фондов;

- у предприятий, имеющих объем реализации выше 5000тыс. грн. происходит некоторое снижение производительности труда с 5795 грн. на одного рабочего до 4896 грн. Эффективность использования фондов для рассматриваемых выше групп предприятий снизилась с 2,36 до 2,08 грн.

Построение структурных группировок, так же как и типологических, возможно как на основе атрибутивных, так и на основе количественных признаков.

Структурные группировки проводятся в три этапа:

- выбор группировочных признаков, по которым будет осуществляться

группировка;

- выделение групп и интервалов;

- непосредственно группировка материала и характеристика выделенных групп показателями.

При определении числа групп необходимо стремиться к тому, чтобы не исчезли особенности изучаемого явления. Согласно закона больших чисел в каждую группу должно попасть достаточно большое число единиц изучаемой совокупности.

При группировке по количественным признакам возникает вопрос о размере интервала. Интервалы групп могут быть равные и не равные. При исследовании экономических явлений часто применяются неравные, чаще всего прогрессивно увеличивающиеся интервалы. Часто приходится применять и равные интервалы. Они применяются обычно при относительно узких пределах вариации признака и распределении единиц близкому к равномерному. Определение величины интервала в случае группировки с применением равных интервалов производится по формуле:

(2.1)

гдe h - величина интервала;

Хmах, Хmin – максимальное и минимальное значение показателя, соответственно;

n - число групп.

Понятие структурных группировок тесным образом связано с понятием рядов распределения. Рядом распределения можно назвать структурную группировку по одному признаку, когда выделенные в ней группы охарактеризованы одним показателем – их численностью. Ряды распределения используются в экономическом анализе для первоначального ознакомления с исходной информацией.

Аналитические группировки позволяют исследовать взаимосвязи между различными показателями. На основе типологических и структурных группировок становится возможным изучение связи между различными показателями. Анализ связи производится с помощью группировок, в которых прослеживается, как с изменением размеров одного из показателей меняются размеры других показателей единиц изучаемой совокупности.

Взаимосвязанные показатели делятся на факторные и результативные. Факторный – это показатель, под воздействием которого изменяется другой, зависящий от него показатель, называемый результативным. Взаимосвязь проявляется в том, что с изменением значения факторного показателя возрастает или убывает значение результативного показателя.

Так, например, себестоимость продукции зависит от производительности труда, чем выше производительность труда, тем ниже, в среднем, себестоимость продукции.

Группируя промышленные предприятия определенной отрасли производства по уровню производительности труда и определяя для каждой группы среднюю себестоимость продукции, можно найти взаимосвязь между указанными показателями.

Например, зависимость уровня издержек обращения от размеров товарооборота можно проследить, сгруппировав торговые фирмы по размеру товарооборота и определив для каждой группы значение уровня издержек обращения (табл.2.3).

Таблица 2.3

Зависимость уровня издержек обращения от размеров товарооборота

Группы торговых фирм по размеру товарооборота за месяц, тыс.грн. Число фирм в группе Издержки обращения в % к товарообороту по группе
До 2 2-4 4-8 8-16 16-32 32-64 64-128 128 и более   19,2 13,0 9,9 5,9 5,9 5,5 5,0 5,0

 

Данные таблицы 2.3 показывают, что снижение уровня издержек обращения связано с ростом товарооборота.

Таким образом, с помощью аналитической группировки обобщается исходная информация, дается более определенное представление о связи двух показателей. Посредством аналитической группировки можно изучать связь не только между двумя показателями, но и большим их количеством.

Существует ряд правил построения аналитических группировок:

1) результативный показатель задается интенсивным показателем;

2) факторные показатели служат основанием группировки, в целях удобства число интервалов берется от 4 до 12, устанавливается либо равная величина закрытых интервалов, либо прогрессивно увеличивающаяся;

3) большой объем исходных данных.

Аналитические группировки дают возможность делать выводы не только о наличии связи, но и об ее форме, приближенно характеризовать тесноту связи.

Рассмотренные три вида группировок тесно связаны друг с другом. Выделяя типы явлений, аналитик обычно наблюдает структуру типов и также выявляет связь между причинами и следствием, устанавливает те или иные взаимосвязи и т.д. Во всех случаях группировки выступают средством научной абстракции и обобщения.

Группировка в зависимости от задач исследования может производиться по одному или нескольким показателям. В том случае, когда группы образуются по одному показателю, группировка называется простой. Примером простой группировки может служить распределение предприятий региона по объему выпускаемой продукции.

Если группы образуются на основе двух или большего числа показателей, взятых в комбинации друг с другом, такие группировки называются комбинированными.

Необходимость построения вторичных группировок возникает, во-первых, когда необходимо данные, ранее сведенные в мелкие группы, перегруппировать в более крупные; во-вторых, необходимо сравнить и обобщить материал, собранный в разных местах и обработанный по разным методикам.

Существует два способа образования новых групп. Первым, наиболее простым и распространенным способом, является изменение (обычно укрупнение) первоначальных интервалов. Второй способ связан с образованием новых групп по удельному весу групп в общем итоге.

К вторичной группировке прибегают для решения следующих задач:

- образования на основе группировок по количественным признакам качественно однородных групп;

- приведения двух или более группировок с разными интервалами к единому виду в целях сравнения;

- образования более укрупненных групп, в которых яснее проступает характер распределения.

В результате обработки первичных данных получают ряды цифровых показателей, которые характеризуют отдельные стороны изучаемых явлений и процессов либо их значения во времени. Эти ряды называют рядами распределения.

Ряды распределения могут быть образованы как по атрибутивному признаку (например, распределение рабочих определенной профессии), так и по количественному признаку (распределение рабочих по стажу работы). Соотвeтствeнно этому различают два вида рядов распределения: атрибутивные и вариационные.

Построение вариационных рядов отличается от построения атрибутивных рядов распределения тем, что при их построении принимается во внимание количественная характеристика варьирующего признака.

Ряды распределения состоят из вариант и частот. Вариантами называются отдельные значения показателя, частотами – величины, показывающие, сколько раз повторяется данное значение показателя.

Для примера рассмотрим распределение рабочих по их месячной заработной плате (табл.2.4).

 

Таблица 2.4

Распределение рабочих ОАО «Юность» по размеру месячной заработной платы

  Заработная плата в месяц, грн. Число рабочих
Человек в % к их общему количеству
до 180 180-200 200-220 220-240 240-260 260-280 280-300 300 и выше   3,5 7,0 39,1 18,0 12,6 10,5 6,9 2,4
    100,0

 

В данном примере уровень заработной платы является вариантой, а число рабочих – частотой, показывающей сколько раз повторяются данные варианты. Частоты, выраженные в виде относительных величин (долях единицы), называются частностями. Сумма всех частот называется объемом ряда распределения.

Вариационный ряд может быть интервальным и дискретным.

Интервальные вариационные ряды это такие ряды, где значения варианты даны в виде интервалов, как в таблице 2.4.

Дискретные вариационные ряды характеризуются тем, что варианты в них имеют определенное значение. Примером дискретного ряда может служить распределение рабочих предприятия по размеру тарифного разряда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.