Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория обучения. Метод как многомерное явление




ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Метод как многомерное явление

Г. Гегель

Методы обучения

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

нии и уважении, воспитание социально-нравственных норм поведе­ния в системах ответственной зависимости.

Принцип интегративного характера коррекционно-развива-ющего образовательного процесса утверждает необходимость орга­ничного соединения в образовательном процессе учебных и воспи­тательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими и социальными.

Принцип деятельностного подхода. Предметно-практическая де­ятельность, в процессе которой успешно развиваются высшие психи­ческие функции ребенка (восприятие, речь и общение, мышление, память, эмоции, мотивация), является мощным коррекционно-ком-пенсирующим педагогическим средством в работе с детьми группы риска. В силу этого коррекционная педагогика организует образова­тельный процесс на наглядно-действенной основе. В КРО распростра­нена коллективная предметно-практическая деятельность под руко­водством педагога (работа «парами», «бригадами» и др.), которая создает естественные условия для мотивированного речевого обще­ния, постоянно воспроизводя потребность в нем. Общение, в свою очередь, развиваясь, способствует овладению языком во всех его фун­кциональных составляющих, мыслительными операциями, различ­ными ситуациями общения и социального взаимодействия.

Принцип толерантности подразумевает терпимое, не дискри­минационное отношение к школьникам, испытывающим определен­ные трудности в обучении и имеющим адаптационные нарушения.

Принцип вариативности предполагает наличие нескольких ва­риантов организации коррекционно-развивающего обучения, учиты­вающих сложившуюся в регионе (районе, городе) педагогическую практику, кадровые и финансовые возможности, уровень научно-ме­тодического обеспечения.

Метод есть не внешняя форма, Но душа и понятие содержания.

Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос — Как учить? — выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное со­держание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Ме­тод — сердцевина учебного процесса, связующее звено между зап­роектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе94

«цели — содержание — методы — формы — средства обучения» является определяющей.

Метод обучения (от греч. Metodos — буквально: путь к чему-либо) — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, на­правленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом слу­чае уместно говорить о методах обучения, а во втором — о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащих­ся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.

В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдель­ный шаг в реализации метода или модификация метода в том слу­чае, когда метод простой по структуре.

Метод обучения — сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения. Ди­алектика связи метода с другими категориями дидактики взаимо­обратная: будучи производным от целей содержания, форм обуче­ния, методы в то же время оказывают обратное и очень заметное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета воз­можностей их практической реализации, именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы — обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.

В структуре методов обучения выделяются прежде всего объек­тивная и субъективная части. Объективная часть метода обусловле­на теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обяза­тельно присутствуют в любом методе, независимо от его использо­вания различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, со­держания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конк­ретными условиями. Очень сложным и не вполне еще разрешенным является вопрос о соотношении объективного и субъективного в методе. Диапазон мнений по этому вопросу весьма широк: от при­знания метода чисто объективным образованием до полного отри­цания объективных начал и признания метода личным, а поэтому неповторимым произведением педагога. Истина, как всегда, нахо-

дится между крайностями. Справедливо и то, что в области методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство учителя, а поэтому методы обучения всегда были и все­гда останутся сферой высокого педагогического искусства.

2.3.2. Развитие теории методов обучения

Потребности общества и школы, логика развития теории, совре­менный уровень психологии вызвали необходимость систематичес­кого исследования методов обучения, чтобы приблизится к объек­тивному решению, обеспечить роль методов в достижении всего многообразия целей обучения, обосновать монистический подход к решению проблемы, учитывающий различные аспекты обучения.

Методы обучения — категория историческая. В разные периоды развития школы цели обучения менялись и дополнялись в соответ­ствии с господствовавшими социальными целями и мировоззрени­ем. Так, во времена феодализма единственной задачей официаль­ной школы ставилось усвоение преимущественно схоластических знаний. С возникновением и развитием буржуазного общества, по мере того как в школе стали изучаться знания, имеющие практи­ческое значение, к задаче их усвоения прибавилось требование обу­чать применению знаний на практике. И только на современном этапе, в наиболее последовательной форме первые две задачи допол­нены новой — целенаправленно и последовательно развивать само­стоятельность учащихся, их умения приобретать и творчески при­менять новые знания.

В соответствии с изменением целей менялись и методы обуче­ния. Пока усвоение готовых знаний и их прикладное применение были единственными задачами школы, на пером месте стояли спо­собы достижения этих целей: с одной стороны, сообщение и показ учителя, а с другой — восприятие информации и воспроизводящая практика учащихся. Все, что обогащало эти способы обучения, и содействовало решению основных задач школы тех социальных эпох, и служило методами обучения. Когда же в соответствии с новыми социальными условиями перед школой ставятся вместе с прежни­ми еще и новые задачи, соответственно разрабатываются новые спо­собы обучения, направленные на решение этих задач, и прежде все­го те, которые обеспечивают вместе с усвоением и воспроизведени­ем знаний, играющими изначально решающую роль в процессе обучения вместе с практическим их применением, еще и организа­цию познавательной деятельности учащихся различного уровня.

Таким образом, способ учения — социальная категория, посколь­ку он зависит от социальных условий, определяющих цели обуче­ния и способы их достижения.96




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.