Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Ся по овладению изучаемым материалом




ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

ся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

- объяснительно-иллюстративный или информационно-рецеп­тивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов;

- репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программи­рование;

- проблемное изложение изучаемого материала;

- частично-поисковый, или эвристический метод;

- исследовательский метод, когда учащимся дается познаватель­ная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы, используя с помощью учителя.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения разделил на три основные группы:

- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Известно определение методов как способов деятельности учите­ля и учащихся (И.П. Зверев, И.Т. Огородников и др.).

К числу построений, отвергающих господствующую номенклату­ру методов и их классификаций, относится наиболее радикальная попытка Б.Е. Райкова пересмотреть проблему методов. Он подошел к проблеме с исторической точки зрения. По его мнению, пути образо­вательно-воспитательного воздействия школы длительное время шли в русле «восприятия» учащимися знаний. Таких следующих друг за другом путей оказалось три. Первый из них — словесно-книжный. Он практически, по словам автора, был единственным, по крайней мере, в России до начала XIX в. В первой четверти XIX в. возникло наглядное и предметное обучение (второй путь), ставшее в третьей четверти столетия лозунгом прогрессивной русской педагогики. Ко второй половине XIX в. относится появление третьего пути — прак­тического, или лабораторного, требовавшего участия учащихся в до­ступном воспроизведении явлений, работы с изучаемыми предмета­ми. Этот путь автор называет моторным.

Широкое обсуждение проблемы методов обучения было проведе­но на специальной конференции в Санкт-Петербурге в 1978 г. Эта конференция способствовала консолидации усилий дидактов и ме­тодистов в разработке теории методов обучения. На ней получил дальнейшее развитие деятельностный подход к характеристике ме-

4 ПедагО!. нач. обра'зоа.98

годов обучения, который нашел широкое отражение в философской литературе.

М.А. Данилов и Б.П. Есипов трактовали методы как способы работы учителя и учащихся.

Анализ дискуссий о методах обучения, начавшихся в 1956-1958 гг. и продолжающихся до наших дней, обнаруживает два предмета об­суждения. Одни ученые рассматривают саму номенклатуру методов, при этом предлагая новые; другие, принимая традиционную номенк­латуру (рассказ, беседа, экскурсия и др.), классифицируют ее на иных основаниях.

М.А. Данилов, положивший начало дискуссии середины 50-х гг., обратил внимание на отсутствие ясного определения метода, недо­статок аргументации у авторов различных определений, немотиви­рованность существующих классификаций методов. По его мнению, главным в методе является логическая основа обучения: «метод обу­чения — применяемый учителем логический способ, посредством которого учащиеся сознательно усваивают знания и овладевают уме­ниями и навыками».

М.А. Данилов поставил методы в связь не только с логикой пост­роения, но и с самим содержанием, не разработав этот вопрос сколько-нибудь подробно. Им заинтересовался Е.П. Перовский. С его точки зрения, содержание может быть усвоено только посредством мето­да, который является формой движения содержания в процессе обу­чения. При этом решающую роль играют тип знаний и характер их усвоения. Автор устанавливает знания о действительности:

• которую учащиеся могут созерцать и преобразовывать в учеб­ной практике;

• которая поддается только созерцанию;

• которая в силу тех или иных причин поддается созерцанию и выражается в очень широких обобщениях.

2.3.3. Классификация методов обучения

Классификация методов обучения — это упорядоченная по опре­деленному признаку их система. В настоящее время известны де­сятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидак­тическая мысль созрела до понимания того, что не следует стре­миться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение — чрезвычайно подвижный, диалектичный процесс. Сис­тема методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту под­вижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в прак­тике применения методов.

И.П. Подласый выделяет 6 наиболее обоснованных классифика­ций методов обучения, которые изложены ниже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.