Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. 1. Традиционная классификация методов обучения (табл




ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

1. Традиционная классификация методов обучения (табл. 7), бе­рущая начало в древних философских педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источ­ников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один — книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбу­мажный источник информации — видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.

Таблица 7 Традиционная классификация методов обучения

Методы обучения  
Практический   Наглядный   Словесный   Работа с книгой   Видеометод  
Опыт Упражнение Учебно-произво­дительный труд   Иллюстрация Демонстрация Наблюдения учащихся   Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссия Диспут   Чтение Изучение Реформирование Беглый просмотр Цитирование Изложение Составление плана Конспекти­рование   Просмотр Обучение Упражнения под контролем «электронного учителя» Контроль  

2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации высту­пают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

• приобретение знаний;

• формирование умений и навыков;

• применение знаний;

• творческая деятельность;

• закрепление;

• проверка знаний, умений, навыков.

Нетрудно заметить, что эта классификация методов согласуется с классической схемой организации учебного занятия и подчинена задаче помочь педагогам в осуществлении учебно-воспитательного процесса и упростить номенклатуру методов.

3. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познавательной де-100

ятельности — это уровень самостоятельности (напряженности) по­знавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Выделены следующие методы:

• объяснительно-иллюстративныый (информационно-рецептив­ный);

• репродуктивный;

• проблемное изложение;

• частично-поисковый (эвристическиий);

• исследовательский.

4. По дидактическим целям выделяются (Г.И. Щукина, И.Т. Ого-родникова и др.) две группы методов обучения:

• методы, способствующие первичному усвоению учебного мате­риала;

• методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

К первой группе относятся: информационно-развивающие мето­ды (устное изложение учителя, беседа, работа над книгой); эвристи­ческие (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, дис­пут, лабораторные работы); исследовательский метод.

Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, коммен­тированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практи­ческие работы.

5. Предприняты многочисленные попытки создания бинарных и полинарных классификаций методов обучения, в которых после­дние группируются на основе двух или более общих признаков. Например, бинарная классификация методов обучения М.И. Мах-мутова построена на сочетании методов преподавания и методов учения:

Таблица 8 Классификация методов обучения по М.И. Махмутову

Метод преподавания   Метод учения  
Информационно-сообщающий Объяснительный Инструктивно-практический Объяснительно-побуждающий Побуждающий   Исполнительный Репродуктивный Продуктивно-практический Частично-поисковый Поисковый  

Полинарную классификацию методов обучения, в которой в един­стве сочетаются источники знаний, уровни познавательной актив­ности, а также логические пути учебного познания, предложили В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.