Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы обучения




Лучше самому терпеть, чем обижать другого. Русская поговорка из словаря В. Даля

Дидактика опирается главным образом на следующие принципы обучения: научности, систематичности, связи теории с практикой,88

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, до­ступности, прочности знаний, соединения индивидуального и кол-* лективного. Все эти принципы обучения взаимосвязаны и взаимо-; зависимы, дополняют и обуславливают друг друга.

В принципах обучения заключен исторический и педагогичес- • кий опыт, общественный смысл, они выражают картину состояния : процесса обучения. В то же время, если смотреть с позиции совре­менной науки и требований школы, они не имеют доказательной основы. Однако в качестве отправной платформы теории обучения они совершенно необходимы.

Принципы обучения имеют достаточно четкие определения.

Принцип научности. В содержании этого принципа указывает­ся, что все сообщаемые учебные сведения должны находиться в пол­ном соответствии с современной наукой.

Для учебного процесса существенную роль играет степень науч­ности как мера оценки значения научных факторов, теории и гипо­тетических положений. С определением степени научности связана форма научного выражения предметов изучения. Форма научности и язык науки являются существенными показателями характера изучаемых предметов. Значительное внимание в обучении следует уделять строгости и корректности выражения научной информа­ции, системы изложения и связей.

Принцип систематичности означает, что все знания, сообщае­мые учащимся, должны ими усваиваться в определенной, педагоги­чески обоснованной системе. Но система понимается в дидактике упрощенно, только как систематичность, как последовательность и логическая связь в изучении материала. Исходя из этого принципа, педагог обосновывает и применяет средства и метод обучения.

Принцип наглядности рассматривается, наряду с принципом доступности, в качестве основополагающего: подчеркивается высо­кая значимость наглядных опор.

Принцип связи теории с практикой. Теория и практика обуче­ния рассматриваются как единое и неразрывное в системе приобре­тения знаний и навыков.

Связь теории с практикой требует решения ряда неотложных задач, и в первую очередь следующих:

• выявление и анализ факторов, определяющих отношение тео­рии и практики в конкретной сфере человеческого бытия;

• установление соответствия и закономерной связи этих факто­ров с теоретическим и практическим обучением в школе;

• внесение в теорию и практику обучения соответствующих вы­водов и обобщений;

2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

• установление связи развития науки, техники, производствен­ного и практического опыта с учебным процессом.

Эти задачи распространяются на все виды учебной работы, исхо­дя из конкретных учебных и практических целей каждого вида обу­чения и каждого учебного предмета.

Принцип сознательности понимается как обоснованное само­стоятельное мышление и оправданные действия учащихся. Созна­тельность рассматривается как личное убеждение в процессе приоб­ретений знаний, навыков, умений. Сознательность учащихся выра­жается через самодисциплину и организованность, которые выражают такую степень внутренней интеллектуальной собраннос­ти, когда вся обучающая деятельность выполняется с интересом и совершенно свободно.

Принцип соединения индивидуального и коллективного. Учеб­ный процесс объединяет интересы всех учащихся и каждого отдель­ного ученика на основе единства целей и задач обучения. Из прин­ципа соединения индивидуального и коллективного вытекают не­которые следствия:

• коллектив предъявляет к каждому своему члену определен­ные, сложившиеся и закрепившиеся общие требования;

• каждый член учебного коллектива своей активностью и ини­циативой не только подтверждает общие требования, но и до­полняет, расширяет и обогащает их.

Единство индивидуального и коллективного в обучении требует хорошего знания учителем индивидуальных свойств и особенностей каждого ребенка, его интересов, способностей, привычек, уровня его развития.

Принцип единства конкретного и абстрактного указывает на необходимость взаимосвязи изучаемых конкретных, реальных фак­тов, предметов, их признаков и свойств с отвлеченными понятиями и их теоретическим, отвлеченным обобщением на основе выделения существенного, основного и общего.

Наглядность рассматривается при этом как условие перехода в обучении от конкретного к абстрактному, от сущего к мысли, от признаков и представлений к понятиям и определениям.

"Принцип доступности. Обучение должно быть доступным и по­сильным по возрасту, способностям и уровню развития учащихся.

На основе этого принципа определяется степень научно-теорети­ческой сложности учебного материала, его объем, формы и методы обучения. В то же время принцип доступности лежит в основе учета индивидуальных и общепсихологических особенностей учащихся в зависимости от их возраста, уровня развития, специфики предмета изучения и других факторов.90




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.