Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория и методика воспитания. Человеческой природой. Он отверг идею благости человеческого су­щества




ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

человеческой природой. Он отверг идею благости человеческого су­щества. Он пришел к мысли, что в самом человеке гнездится нера­зумение, греховность. Тело к этому времени стало рассматриваться лишь как временное хранилище души. Дух, согласно Сенеке, выше тела. Сенека заменил Космос на Бога. В философско-этических «Письмах к Луцилию» он писал: «А что лучшее в человеке? Разум, который выделяет его среди животных и приближает к Богам. Зна­чит, совершенный разум есть благо, присущее именно человеку, ибо все остальное он делит с животными...».

В русле гуманистических традиций Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н.э.) был одним из первых, кто выделил человека, задумался над его оценкой, сравнил с другими существами, окружающим миром. Ему принадлежит известный афоризм: «Человек есть мера всех ве­щей».

Христианская концепция человека сформулирована в пятикни-жье Моисея и в Нагорной проповеди Христа. Христианство — это религия любви. Христос многократно говорит о верности заповедям Моисея:

• Не сотвори себе кумира.

• Не произноси имени Господа своего напрасно.

• Почитай отца и матерь свою.

• Не убивай.

• Не прелюбодействуй...

Бог через Моисея определил меру наказания за нарушение этих заповедей. Идеал человека — не оскорблять других словом, жить в целомудрии, не употреблять насилия, терпеть обиды, любить вра­гов, ненавидящих нас, не делать различий между ними и своими согражданами.

Плоть в христианстве рассматривается как причина всех челове­ческих злоключений. Подлинной святостью окружается лишь фи­гура аскета, великомученика, страстотерпца. Религия хоть и изоб­личала греховность плоти, не ставила под сомнение полноценности самой человеческой природы. По словам Н. Бердяева, «христиан­ство освободило человека от власти космической бесконечности. Оно поставило его в зависимость от Бога, а не от природы».

Христианская концепция обрекает человека на путь трудный и трагический, как у Иисуса, ведь впереди — Голгофа. В любом случае человек должен оставаться нравственным, не забывая своего «Я». У Иисуса трагическая вера, трагическая надежда, трагическая любовь. Эта концепция человека аскетичного, который в земной жизни гото­вит себя к служению Богу.

Чарльз Дарвин (1809—1882), изучавший медицину и богосло­вие, намеревавшийся в свое время стать священником, совершил в

качестве натуралиста поездку с целью изучения животного мира Южной Америки, после чего выдвинул гипотезу о родстве ныне живущих организмов и уже вымерших. Оригинальность заключа­лась в предложенном им механизме — естественном отборе. Так называемая «эволюционная концепция» человека, разработанная Дарвином, видит человека как результат мутаций и постоянной борьбы за существование. Но известно ведь, что мутации не дают улучшения вида, а искажают его. К тому же теория Дарвина броса­ла вызов традиционному христианству в двух направлениях. Во-первых, утверждением, что люди и обезьяны произошли от общего предка, что являлось ударом по уникальности, неповторимости че­ловека. Во-вторых, в его теории не было места цели эволюционного развития, так как естественный отбор слеп. Многие современники приветствовали теорию Дарвина, так как атеизм в то время стано­вился популярным явлением.

Сам Дарвин продолжал верить в Бога, несмотря на то, что больше не верил дословной истине Библии и отрицал божественное сотворе­ние каждого вида животных. В предисловии ко второму изданию книги о естественном отборе он привел заявление выдающегося цер­ковного деятеля Чарльза Кингсли, который «рассматривал как бла­городный замысел Бога, что он создал существа, способные к само­развитию, а также направлял процесс появления новых видов».

Карл Маркс (1818—1883) утверждал, что человек — существо биосоциальное. Человек не есть абстракт, а есть совокупность всех общественных отношений. Поэтому человек является объектом пра­вового, эстетического, нравственного воздействия со стороны обще­ства. Маркс подчеркивал активность человека в активном взаимо­действии с историей. «Обстоятельства творят людей, как и люди творят обстоятельства», — утверждал Маркс. Именно этот процесс характеризует рост сознания человека изменение его личностных характеристик. Поэтому мера личности человека — это мера его участия в переделке общественных отношений. Отсюда возникла концепция «хомо социалис». То есть человек не выделяет себя из обстоятельств, а ощущает себя частицей чего-то большего, чем сам человек, т.е. общества. Следовательно, отделяя человека от обще­ства, мы разрушаем самого человека. Поэтому и принято в психо­логии считать человека социальным агентом.

Именно отсюда происходит советский приоритет общественных отношений над личными. В соответствии с этой идеей, глубоко про­никшей в сознание общества, можно дать классификацию нравствен­ных типов личности:

• человек добровольно, сознательно, безусловно отдает предпоч­тение общественным интересам, пренебрегая личными;180




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.