Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Человека». По его мнению, человек — это «еще не установившееся животное», «нечто несостоявшееся», биологически ущербное созда­ние




ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

человека». По его мнению, человек — это «еще не установившееся животное», «нечто несостоявшееся», биологически ущербное созда­ние, которое «не должно размножаться». Эти общие догадки стали основой для последующих выводов нового течения — философской антропологии.

Зигмунд Фрейд (1856—1939) создал психоаналитическую концеп­цию человека. Неофрейдисты А. Адлер, К.Г. Юнг и др. усвоили главную мысль Фрейда о том, что человек состоит из двух частей: рациональной (сознательной) и иррациональной (бессознательной). Новаторство Фрейда было в открытии иррационального. По Фрейду модель психической жизни человека включает три элемента: Оно, Я, Сверх-Я.

Оно (Ид) — самая глубинная подструктура душевного аппарата, содержание которой бессознательно. Она содержит в себе безудерж­ные сексуальные и агрессивные влечения. Сверх-Я (супер-эго) — высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая фун­кции внутреннего цензора, совести. Деятельность супер-эго остается тоже бессознательной. Она представляет собой морально-обществен­ные нормы и в течение жизни может меняться. Я (эго) — подструк­тура душевной жизни человека, лежащая между Ид и супер-эго, ин­дивидом и реальностью. Несет на себе функцию восприятия внешне­го мира и приспособления к нему, стремится учесть и согласовать между собой требования к реальности, Ид и супер-эго.

Бог жизни Эрос и бог смерти Танатос в человеке руководят всем и делают его таким, каков он есть. Эрос и Танатос все время в борь­бе. Если Я принимает решение в пользу Ид, то человек испытывает укоры совести, муки стыда. Для восприятия концепции Фрейда важно понятие сублимации. Сублимация — это один из механиз­мов, посредством которого запретная сексуальная энергия, переме­щаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельнос­ти, приемлемой для индивида и общества. В «Словаре иностранных слов» сублимация трактуется как вытеснение, преображение. Раз­новидностью сублимации является творчество.

В психоанализе Фрейда особое место занимает состояние тревож­ности человека: как спастись от Ид? Фрейд видит два пути спасения:

• путь, созданный природой, — сублимация, рационализация жизни и другие действия, связанные с разумом;

• консультация медика-психоаналитика, помогающего выявить причину беспокойства; а потом человек не с помощью лекарств, а собственным разумом побеждает,Ид (достаточно вспомнить американский фильм «Молчание ягнят»).

По Фрейду, миром правит любовь.184

Особое место в воззрениях на человека занимает философия рус­ских «космистов»: В.Ф. Одоевского (1803-1869), А.В. Сухово-Ко-былина (1817-1903), Н.Ф. Федорова (1829-1903), B.C. Соловьева (1853-1900), К.Э. Циолковского (1857-1935), В.И. Вернадского (1863-1945), А.Л. Чижевского (1897-1964). Примечательно, что именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в Космос, уже с середины прошлого века вызревало уникальное космическое направ­ление научно-философской мысли.

По мнению «космистов», человек — это существо еще промежу­точное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь, по существу, идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи и одухотворенности мира и человека.

Николай Федоров впервые в истории эстетических учений уви­дел сущность художественного творчества в борьбе с тяготением. Такая точка зрения философа вытекала из его общей концепции мира, в которой силам падения (энтропии) противостоят созида­тельные силы «восстания».

А.Л. Чижевский создал теорию невероятной предсказанности: жизнь биосферы и социальные ритмы зависят от ритмов Солнца. Он утверждал: «Жизнь в значительно большей степени есть явле­ние космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики Космоса на инертный материал Земли. Она живет дина­микой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца — этой грандиозной совокупности туманностей и звезд, Солнца и планет».

В.И. Вернадский появление разума по значимости считал таким же важным, как и возникновение жизни на Земле. Он утверждал, что биосфера, как планетная организация жизни, есть часть косми­ческой организованности, поэтому «...разгадка жизни не может быть получена только путем изучения живого организма».

Общее для всех «космистов» — они не воспринимали природу как орудие, годное лишь на то, чтобы почтительно ублажать ново­испеченный «венец творения», набравшийся, на ее беду, порядоч­ной силы и наглости. Природа — не служанка, но сестра Человеку. Она — такой же субъект, такое же уникальное Я, как и Человек, только множественное, совокупное. Роль Человека в ней — не экс­плуатировать, а освободить ее от «рабства тлению» закона энтро­пии, умирания, распада.

В философском наследии русского религиозного возрождения, ко­торое представлено творчеством Н.О. Лосского (1870-1965), Н.А. Вер-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.