Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория и методика воспитания. Технологии гуманистического воспитания




В.А. Сухомлинский

Технологии гуманистического воспитания

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

нямании к средствам воспитания относятся виды деятельности, спо­собствующие формированию личности: учеба, общественно-полезный труд, игры, кружковая работа, спортивные занятия, художественная самодеятельность. Выбор средств определяется возрастом учащихся, возможностями социума, вкусом детей, склонностями педагога.

Прием воспитания — это составная часть метода. Это лишь зве­но воспитательного процесса, единичное, одноактное действие. На­пример, метод поощрения включает такие приемы: одобрение, по­хвала, благодарность, награда. А метод убеждения — внушение, разъяснение, беседу. Метод наказания может включать такие при­емы, как замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор.

Прием педагогического воздействия — это способ организации определенной педагогической ситуации, при которой на основе со­ответствующих закономерностей у учащихся возникают новые мысли и чувства, побуждающие их к положительным поступкам и преодо­лению своих недостатков. Все приемы воспитания можно разделить на две группы.

1. Приемы, корректирующие поведение, воодушевляющие уча­щихся — радость, благодарность и т.п. Это созидающая группа при­емов, так как они способствуют развитию новых положительных качеств и подавляют негативные начала в ребенке: убеждение, поощ­рение, внимание, забота, просьба, показ умений, побуждение гуман­ных чувств, проявление огорчения, моральная поддержка и укрепле­ние веры в силы ребенка, доверие, организация успеха в учебе, вов­лечение в интересную деятельность, нравственные упражнения, авансирование личности.

2. Приемы, помогающие исправить поведение, пробуждая отри­цательные чувства ребенка — стыд, раскаяние и др. Даже русская народная мудрость подсказывает жизненность этих приемов: «Де­тей наказывают стыдом, а не кнутом». Эта группа приемов называ­ется тормозящими, т.к. они способствуют преодолению негативных качеств и расчищают почву для развития положительных. На осно­ве негативных чувств у детей возникает намерение воздержаться от неблаговидных поступков.

Каждое мгновенье той работы, которая называ­ется воспитанием,это творение будущего...

«Технология — это совокупность методов обработки, приготов­ления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или218

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

полуфабриката, наука о способах воздействия на сырье». Такое оп-1 ределение понятия «технология» дано в последнем выпуске «Слова­ря иностранных слов». Уже это должно насторожить нас в исполь­зовании термина «технология» в педагогической лексике. Да и не только этого термина. В предыдущих разделах читатель уже встре­чал термины «механизм воспитания», «модель человека», от кото­рых веет технократизмом мышления. Эта терминология прочно вош­ла в нашу лексику, проникла на страницы специальной педагоги­ческой печати, и от нее мы скоро не избавимся. Однако каждый раз, встречая в тексте подобные выражения, нам следует думать, какие адекватные термины можно найти взамен им.

Педагогическая технология как профессиональная категория при­влекает внимание исследователей в нашей стране и за рубежом с начала 60-х гг. Социальным мотивом этого явления выступает по­требность ориентации в увеличивающемся потоке сообщений об от­крывающихся авторских школах, разработках индивидуальных пе­дагогических технологий, создании интенсивных курсов, обещаю­щих устойчивый педагогический эффект.

Как уточняется в Международной педагогической энциклопедии (Оксфорд, 1985), впервые как объект изучения педагогическая тех­нология признана в 1946 г. в США. Поводом послужило введение плана аудиовизуального образования в Индианском университете. Отдельные курсы по педагогической технологии были прочитаны студентам там же еще в 30-х годах.

Появлению новой дисциплины способствовало закономерное раз­витие таких ветвей педагогического знания, как аудиовизуальное образование и программированное обучение. Поэтому в период ста­новления педагогической технологии как науки на фоне многочис­ленных определений преобладают две точки зрения на ее сущность.

Педагоги-практики (представители технологического подхода) считают, что педагогическая технология — это средства записи и воспроизведения звука и проекции изображений, а также описание способов их применения в учебном процессе.

Профессиональные педагоги-технологи (представители системного подхода) рассматривают педагогическую технологию как процесс разработки и оценивания эффективных педагогических систем, вклю­чающий:

- постановку целей;

- составление набора порций учебного материала;

- создание условий для немедленного контроля качества его ус­воения учащимися путем применения обучающих и контро­лирующих машин;

- описание критериев оценивания достижений учащихся и ус­ловий их обучения.

Таким образом, системный подход расширяет понятие педагоги­ческой технологии, так как включает в него помимо технических средств обучения алгоритм действий, неизбежно ведущий педагога и учащихся к запланированным педагогическим результатам.

В начале 70-х годов продолжалось расширение понятия «педаго­гическая технология» на базе сближения точек зрения специалис­тов по аудиовизуальному образованию и программированному обу­чению. В этот «период консолидации», по меткому выражению В.И. Боголюбова, когда получили известность различные концеп­ции и парадигмы педагогических технологий, сформировалось со­временное представление о педагогической технологии как системе действий, повышающих эффективность обучения путем цикличес­кого обновления учебных планов и программ. Цикл включает:

— постановку целей;

— тестирование альтернативных стратегий и материалов;

- оценивание педагогической системы в целом.

Циклы повторяются, как только становится известной новая ин­формация об эффективности использования человеческих и матери­альных ресурсов.

С небольшими коррективами эти определения педагогической тех­нологии могут применяться и применительно к воспитательной прак­тике.

Прежде чем перейти к воспитательным технологиям, уместно рассмотреть некоторые педагогические мифы, сформировавшиеся в учительской среде в последние десятилетия. О них довольно под­робно повествует в сборнике «Цели образования и право на образо­вание» А.В. Гладкий.

Первый миф связан с той исключительной ролью, которую в со­временном мире играет техника. Она в наше время заняла в жизни людей то место, которое раньше занимала религия. Прежде счита­лось, что главная цель образования — облагородить личность и при­общить ее к духовному наследию предков. Теперь в большинстве стран на образование смотрят с точки зрения общества как на отрасль про­мышленности, продукция которой — квалифицированная рабочая сила, а с точки зрения отдельного человека или семьи — как на способ вложения капитала, который в будущем должен приносить доход. Возник миф о всесилии методики. Сейчас принято считать, что все главные проблемы образования — это проблемы методики и технологии: если разработать хорошую методику и дать учителю тех­нологию, то хорошие результаты вроде бы гарантированы. Стали прямо говорить о «воспитательных и образовательных технологиях»,220




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.