КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория и методика воспитания. Технологии гуманистического воспитанияВ.А. Сухомлинский Технологии гуманистического воспитания ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ нямании к средствам воспитания относятся виды деятельности, способствующие формированию личности: учеба, общественно-полезный труд, игры, кружковая работа, спортивные занятия, художественная самодеятельность. Выбор средств определяется возрастом учащихся, возможностями социума, вкусом детей, склонностями педагога. Прием воспитания — это составная часть метода. Это лишь звено воспитательного процесса, единичное, одноактное действие. Например, метод поощрения включает такие приемы: одобрение, похвала, благодарность, награда. А метод убеждения — внушение, разъяснение, беседу. Метод наказания может включать такие приемы, как замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор. Прием педагогического воздействия — это способ организации определенной педагогической ситуации, при которой на основе соответствующих закономерностей у учащихся возникают новые мысли и чувства, побуждающие их к положительным поступкам и преодолению своих недостатков. Все приемы воспитания можно разделить на две группы. 1. Приемы, корректирующие поведение, воодушевляющие учащихся — радость, благодарность и т.п. Это созидающая группа приемов, так как они способствуют развитию новых положительных качеств и подавляют негативные начала в ребенке: убеждение, поощрение, внимание, забота, просьба, показ умений, побуждение гуманных чувств, проявление огорчения, моральная поддержка и укрепление веры в силы ребенка, доверие, организация успеха в учебе, вовлечение в интересную деятельность, нравственные упражнения, авансирование личности. 2. Приемы, помогающие исправить поведение, пробуждая отрицательные чувства ребенка — стыд, раскаяние и др. Даже русская народная мудрость подсказывает жизненность этих приемов: «Детей наказывают стыдом, а не кнутом». Эта группа приемов называется тормозящими, т.к. они способствуют преодолению негативных качеств и расчищают почву для развития положительных. На основе негативных чувств у детей возникает намерение воздержаться от неблаговидных поступков. Каждое мгновенье той работы, которая называется воспитанием, — это творение будущего... «Технология — это совокупность методов обработки, приготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или218 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ! полуфабриката, наука о способах воздействия на сырье». Такое оп-1 ределение понятия «технология» дано в последнем выпуске «Словаря иностранных слов». Уже это должно насторожить нас в использовании термина «технология» в педагогической лексике. Да и не только этого термина. В предыдущих разделах читатель уже встречал термины «механизм воспитания», «модель человека», от которых веет технократизмом мышления. Эта терминология прочно вошла в нашу лексику, проникла на страницы специальной педагогической печати, и от нее мы скоро не избавимся. Однако каждый раз, встречая в тексте подобные выражения, нам следует думать, какие адекватные термины можно найти взамен им. Педагогическая технология как профессиональная категория привлекает внимание исследователей в нашей стране и за рубежом с начала 60-х гг. Социальным мотивом этого явления выступает потребность ориентации в увеличивающемся потоке сообщений об открывающихся авторских школах, разработках индивидуальных педагогических технологий, создании интенсивных курсов, обещающих устойчивый педагогический эффект. Как уточняется в Международной педагогической энциклопедии (Оксфорд, 1985), впервые как объект изучения педагогическая технология признана в 1946 г. в США. Поводом послужило введение плана аудиовизуального образования в Индианском университете. Отдельные курсы по педагогической технологии были прочитаны студентам там же еще в 30-х годах. Появлению новой дисциплины способствовало закономерное развитие таких ветвей педагогического знания, как аудиовизуальное образование и программированное обучение. Поэтому в период становления педагогической технологии как науки на фоне многочисленных определений преобладают две точки зрения на ее сущность. Педагоги-практики (представители технологического подхода) считают, что педагогическая технология — это средства записи и воспроизведения звука и проекции изображений, а также описание способов их применения в учебном процессе. Профессиональные педагоги-технологи (представители системного подхода) рассматривают педагогическую технологию как процесс разработки и оценивания эффективных педагогических систем, включающий: - постановку целей; - составление набора порций учебного материала; - создание условий для немедленного контроля качества его усвоения учащимися путем применения обучающих и контролирующих машин; - описание критериев оценивания достижений учащихся и условий их обучения. Таким образом, системный подход расширяет понятие педагогической технологии, так как включает в него помимо технических средств обучения алгоритм действий, неизбежно ведущий педагога и учащихся к запланированным педагогическим результатам. В начале 70-х годов продолжалось расширение понятия «педагогическая технология» на базе сближения точек зрения специалистов по аудиовизуальному образованию и программированному обучению. В этот «период консолидации», по меткому выражению В.И. Боголюбова, когда получили известность различные концепции и парадигмы педагогических технологий, сформировалось современное представление о педагогической технологии как системе действий, повышающих эффективность обучения путем циклического обновления учебных планов и программ. Цикл включает: — постановку целей; — тестирование альтернативных стратегий и материалов; - оценивание педагогической системы в целом. Циклы повторяются, как только становится известной новая информация об эффективности использования человеческих и материальных ресурсов. С небольшими коррективами эти определения педагогической технологии могут применяться и применительно к воспитательной практике. Прежде чем перейти к воспитательным технологиям, уместно рассмотреть некоторые педагогические мифы, сформировавшиеся в учительской среде в последние десятилетия. О них довольно подробно повествует в сборнике «Цели образования и право на образование» А.В. Гладкий. Первый миф связан с той исключительной ролью, которую в современном мире играет техника. Она в наше время заняла в жизни людей то место, которое раньше занимала религия. Прежде считалось, что главная цель образования — облагородить личность и приобщить ее к духовному наследию предков. Теперь в большинстве стран на образование смотрят с точки зрения общества как на отрасль промышленности, продукция которой — квалифицированная рабочая сила, а с точки зрения отдельного человека или семьи — как на способ вложения капитала, который в будущем должен приносить доход. Возник миф о всесилии методики. Сейчас принято считать, что все главные проблемы образования — это проблемы методики и технологии: если разработать хорошую методику и дать учителю технологию, то хорошие результаты вроде бы гарантированы. Стали прямо говорить о «воспитательных и образовательных технологиях»,220
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |